Поведение.
• Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога.
Отношение.
• Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления.
• С подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, на свою выгоду, которою они могут получить через него.
• Партнер не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.
• Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.
•В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.
КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС (1795–1881) английский писатель, философ.
•Курс лекций «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840). Посвятил героям - великим людям, чьи имена благодаря их деяниям занесены в анналы мировой истории.
|
|
•Главная мысль:
–руководить надлежит героям, которые становятся вождями в силу особого духовного склада
–массы, если они не соблазнены ложными героями, хотят одного: чтобы их направляли люди высшего порядка, избранные.
•«...Всемирная история, - история того, что человек совершил в этом мире, есть... в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории».
•Всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов.
•Все существующие в мире вещи – воплощение их мыслей и стремлений.
•Великие люди – пророки, Поэты, проповедники, писатели, правители, чудо, нечто сверхъестественное, через которых происходит непрерывное откровение Бога.
•Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества – искренность, самобытность, чувство действительности.
•Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь.
•Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми.
•При каждом споре, в тот момент, когда мы начинаем сердиться, мы перестаем бороться за истину и вступаем в спор уже за самих себя.
|
|
•Станьте честным человеком, и тогда вы сможете быть уверены, что одним плутом стало меньше на свете.
•Самое страшное неверие - это неверие в самого себя.
•Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов.
•Человек, не умеющий держать про себя свои мнения, не способен ни на что выдающееся ни в каком деле.
Исследования лидерства в ХХ веке
•Только с наступлением ХХ века были предприняты первые попытки перехода от размышлений «по поводу» к конкретному исследованию лидерства.
•Первые научные публикации датируются самым началом века (1900-1910 г.г.)
•Их авторами были
–француз А. Бине,
–американцы
•С. Дей,
•Ч. Кули,
•Е. Мамфорд,
•Д. Паффер,
•Л. Термен.
Бине Альфред (1857-1911)
•Проблемы психологии:
–патологии сознания,
–умственного утомления,
–индивидуальных различий процессов памяти,
–внушения,
–графологии и др.
•Основатель тестологии.
Кули Чарльз Хортон (1864-1929)
•"Человеческая природа и социальный порядок" (1902),
•" Социальная организация" (1909),
•"Социальный процесс" (1918),
•" Социологическая теория и социальное исследование" (1930).
•В основе социологической теории социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов.
•Общество, социальные группы и индивид как единый живой организм.
Согласно литературным данным в США
–в период между 1990 и 1995гг. было опубликовано 2624 книги, в заголовке которых значилось слово «лидер» или «менеджер».
–За тот же период появилось 592 340 названий всевозможных биографических и автобиографических очерков, посвященных лидерам в бизнесе и политике.
История изучения лидерства
• Предвоенные годы
– теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство)
– исследование стилей лидерства
– принципы изучения «жизненного пространства» личности
• Послевоенные теории
– Ситуационный подход
– Теория перцептивной (восприятие)активности последователей
– Личностный аспект лидерства
• Харизма лидера
– Вероятностная модель эффективности лидерства
Теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство)
•«Теория великого человека».
•Человек может стать лидером при наличии набора био-социальных характеристик (рост, вес, интеллект, личностные черты), которые являются врожденными, не подвержены изменениям и пригодны для многих ситуаций.
Фрэнсис Гальтон (1822 — 1911)
•Теория о роли наследственных факторов в жизни выдающихся людей
•Наука евгеника о создании идеального во всех отношениях человека.
•Исследования человеческого интеллекта.
•Основы психологического тестирования.
•Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения.
Недостатки теории лидерских черт (конец 30-х годов).
•не удалось выявить какой-либо универсальный набор «лидерских» черт, поскольку из них лишь примерно 5% (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований.
•провалились попытки прогноза реального поведения лидеров (в частности, в военной сфере) с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт».
Стили лидерства
•сформулированные им в 30-е годы 20 в. принципы изучения «жизненного пространства» личности заложили, основы ситуационистской традиции объяснения и изучения различных форм социального поведения.
•Вопросы
–уровень притязаний,
–групповая динамика,
–социальная перцепция,
|
|
–игровые ситуации,
–стремление к успеху и избегание неудач,
–теория поля,
–временная перспектива.
Исследование стилей лидерства
•Под его руководством группой психологов (Р. Липпитт, Р. Уайт и др.) были проведены серии экспериментов, позволивших выделить три управленческих стиля лидера:
–авторитарный,
–демократический и
–попустительский (или либеральный).
Послевоенные годы
Ситуационный подход
•Основное внимание было обращено на ситуацию, в которой реализуются «лидерские черты».
•первым был К. Левин.
•С. Джибб,
•Дж. Хемфиллу и др.,
•Интерес к ситуации пробуждался постепенно, по мере осознания того факта, что лидерство не сводится исключительно к роли лидера.
•Ситуация стала рассматриваться как звено, опосредующее связь между «чертами» личности и эффективностью действий лидера.
Дж. Хемфилл
•Не существует абсолютных лидеров, поскольку эффективное лидерство должно всегда иметь в виду специфические требования, обусловленные природой группы, которая является ведомой.
С. Джибб
•Наиболее точно суть изменившегося взгляда на лидерство выразил: «Лидерство есть функция личности и социальной ситуации и их обеих во взаимодействии»
Структура ситуации
• На уровне микросоциума
–характеристики последователей,
–специфику решаемых группой задач,
–степень соответствия им наличных человеческих и материальных ресурсов,
–качество и историю взаимоотношений лидера с последователями и т. д.
•На уровне макросоциума
–экономического,
–политического,
–социокультурного характера.
•Специфика культуры
– индивидуалистическая культура США, Канады, стран северо-запада Европы
–коллективистская культура стран Южной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки)
• Специфика социальной системы
–демократия в сопоставлении с тоталитаризмом
– образцах поведения лидеров, в том числе используемых ими стилевых моделях.
•Влияние той или иной «черты» в лидерстве носит не фатальный и универсальный, а, скорее, вероятностный характер, будучи обусловлено фактором ситуации.
|
|
Перцептивная активность последователей
•Те или иные качества приписываются последователями лидеру, если его действия дают на то основание, и лишь в этом случае могут рассматриваться как оказывающие влияние на процесс лидерства.
•В результате произошел сдвиг:
– от «черт» лидера акцент сместился к атрибуциям последователей (имеются ввиду их умозаключения насчет наличия у лидера этих «черт»).
Харuзма лидера
•Фактор, усиливающий его преобразующее влияние на последователей.
•Основа - качества («черты») лидера, вызывающие восхищение последователей, возбуждающие желание следовать за ним, исполнять его указания.
•Качества должны быть увидены последователями
•Способность представить последователям мотивирующее к действию видение проблемы, вселить в них уверенность в своих силах.
Трансакционистская парадигма
•Середина 80-х годов
•Создатель Б. Басс
•Лидерство как отношения обмена, сделки между лидером и последователем.
•Главенствующая роль отводилась лидеру, но его активность не связывалась с внесением существенных изменений в складывавшийся характер внутригруппового взаимодействия.
Трансформационная парадигма
•Лидерство - процесс преобразования лидерами личностных и организационных структур, процесс активного перевода людей и организаций из мира консервативных традиций в мир инноваций, процесс своеобразного выхода за пределы ожидаемого.
–Реализуется в практике эффективного предпринимательского менеджмента.
–Максимальная активизация психологических ресурсов человека
–Раскрытие его творческих возможностей
•«Обращайтесь с людьми как со взрослыми. Относитесь к ним как к партнерам; уважайте их достоинство; будьте к ним внимательны. Смотрите на них - а не на капиталовложения и не на автоматику - как на главный источник роста производительности. Вот фундаментального значения уроки, вытекающие из обследования образцовых компаний».
–[Питерс и Уотермен, 1986. С. 299- 300]
Трактовки понятия лидерства
Классификация определений лидерства Р. Стогдилла убрать в конец как вывод
•Центр групповых интересов
•Проявление личностных черт
•Искусство достижения согласия
•Действие и поведение
•Инструмент достижения цели и желаемого результата
•Взаимодействие
•Умение убеждать
•Осуществление влияния
•Властные отношения
•Дифференциация ролей
•Инициация или конструирование структуры группы
Лидерство как центр (средоточие) групповых интересов и процессов.
•Наиболее ранняя трактовка лидерства.
•Лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.
•С. Кули, Е. Мамфорд, Л. Бернард.
Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов.
•Лидерство - проявления силы личности, комбинация черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи
•Лидер – обладающий наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера.
Лидерство как искусство добиваться согласия
Лидерство как действие или поведение.
•Лидерство - поведение индивида, вовлеченного в управление групповыми действиями.
•Под лидерским поведением обычно понимаются специфические действия, предпринимаемые лидером в ходе управления и координации работы членов его группы.
•Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер.