Отношение

Поведение.

Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога.

Отношение.

Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления.

С подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, на свою выгоду, которою они могут получить через него.

Партнер не более чем инструмент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.

Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.

•В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.

КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС (1795–1881) английский писатель, философ.

•Курс лекций «О героях, культе героев и героическом в истории» (1840). Посвятил героям - великим людям, чьи имена благодаря их деяниям занесены в анналы мировой истории.

•Главная мысль:

–руководить надлежит героям, которые становятся вождями в силу особого духовного склада

–массы, если они не соблазнены ложными героями, хотят одного: чтобы их направляли люди высшего порядка, избранные.

•«...Всемирная история, - история того, что человек совершил в этом мире, есть... в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории».

•Всемирная история есть история, биография великих людей: образователей, покровителей, творцов.

•Все существующие в мире вещи – воплощение их мыслей и стремлений.

•Великие люди – пророки, Поэты, проповедники, писатели, правители, чудо, нечто сверхъестественное, через которых происходит непрерывное откровение Бога.

•Их души открыты для божественного содержания жизни, их качества – искренность, самобытность, чувство действительности.

•Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь.

•Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми.

•При каждом споре, в тот момент, когда мы начинаем сердиться, мы перестаем бороться за истину и вступаем в спор уже за самих себя.

•Станьте честным человеком, и тогда вы сможете быть уверены, что одним плутом стало меньше на свете.

•Самое страшное неверие - это неверие в самого себя.

•Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов.

•Человек, не умеющий держать про себя свои мнения, не способен ни на что выдающееся ни в каком деле.

Исследования лидерства в ХХ веке

•Только с наступлением ХХ века были предприняты первые попытки перехода от размышлений «по поводу» к конкретному исследованию лидерства.

•Первые научные публикации датируются самым началом века (1900-1910 г.г.)

•Их авторами были

–француз А. Бине,

–американцы

•С. Дей,

•Ч. Кули,

•Е. Мамфорд,

•Д. Паффер,

•Л. Термен.

Бине Альфред (1857-1911)

•Проблемы психологии:

–патологии сознания,

–умственного утомления,

–индивидуальных различий процессов памяти,

–внушения,

–графологии и др.

•Основатель тестологии.

Кули Чарльз Хортон (1864-1929)

•"Человеческая природа и социальный порядок" (1902),

•" Социальная организация" (1909),

•"Социальный процесс" (1918),

•" Социологическая теория и социальное исследование" (1930).

•В основе социологической теории социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов.

•Общество, социальные группы и индивид как единый живой организм.

Согласно литературным данным в США

–в период между 1990 и 1995гг. было опубликовано 2624 книги, в заголовке которых значилось слово «лидер» или «менеджер».

–За тот же период появилось 592 340 названий всевозможных биографических и автобиографических очерков, посвященных лидерам в бизнесе и политике.

История изучения лидерства

Предвоенные годы

теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство)

исследование стилей лидерства

принципы изучения «жизненного пространства» личности

Послевоенные теории

Ситуационный подход

Теория перцептивной (восприятие)активности последователей

Личностный аспект лидерства

Харизма лидера

Вероятностная модель эффективности лидерства

Теория черт лидерства (лидерство как неформальный феномен и как руководство)

•«Теория великого человека».

•Человек может стать лидером при наличии набора био-социальных характеристик (рост, вес, интеллект, личностные черты), которые являются врожденными, не подвержены изменениям и пригодны для многих ситуаций.

Фрэнсис Гальтон (18221911)

•Теория о роли наследственных факторов в жизни выдающихся людей

•Наука евгеника о создании идеального во всех отношениях человека.

•Исследования человеческого интеллекта.

•Основы психологического тестирования.

•Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения.

Недостатки теории лидерских черт (конец 30-х годов).

•не удалось выявить какой-либо универсальный набор «лидерских» черт, поскольку из них лишь примерно 5% (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований.

•провалились попытки прогноза реального поведения лидеров (в частности, в военной сфере) с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт».

Стили лидерства

•сформулированные им в 30-е годы 20 в. принципы изучения «жизненного пространства» личности заложили, основы ситуационистской традиции объяснения и изучения различных форм социального поведения.

•Вопросы

–уровень притязаний,

–групповая динамика,

–социальная перцепция,

–игровые ситуации,

–стремление к успеху и избегание неудач,

–теория поля,

–временная перспектива.

Исследование стилей лидерства

•Под его руководством группой психологов (Р. Липпитт, Р. Уайт и др.) были проведены серии экспериментов, позволивших выделить три управленческих стиля лидера:

–авторитарный,

–демократический и

–попустительский (или либеральный).

Послевоенные годы

Ситуационный подход

•Основное внимание было обращено на ситуацию, в которой реализуются «лидерские черты».

•первым был К. Левин.

•С. Джибб,

•Дж. Хемфиллу и др.,

•Интерес к ситуации пробуждался постепенно, по мере осознания того факта, что лидерство не сводится исключительно к роли лидера.

•Ситуация стала рассматриваться как звено, опосредующее связь между «чертами» личности и эффективностью действий лидера.

Дж. Хемфилл

•Не существует абсолютных лидеров, поскольку эффективное лидерство должно всегда иметь в виду специфические требования, обусловленные природой группы, которая является ведомой.

С. Джибб

•Наиболее точно суть изменившегося взгляда на лидерство выразил: «Лидерство есть функция личности и социальной ситуации и их обеих во взаимодействии»

Структура ситуации

• На уровне микросоциума

–характеристики последователей,

–специфику решаемых группой задач,

–степень соответствия им наличных человеческих и материальных ресурсов,

–качество и историю взаимоотношений лидера с последователями и т. д.

•На уровне макросоциума

–экономического,

–политического,

–социокультурного характера.

•Специфика культуры

– индивидуалистическая культура США, Канады, стран северо-запада Европы

–коллективистская культура стран Южной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки)

Специфика социальной системы

–демократия в сопоставлении с тоталитаризмом

– образцах поведения лидеров, в том числе используемых ими стилевых моделях.

•Влияние той или иной «черты» в лидерстве носит не фатальный и универсальный, а, скорее, вероятностный характер, будучи обусловлено фактором ситуации.

Перцептивная активность последователей

•Те или иные качества приписываются последователями лидеру, если его действия дают на то основание, и лишь в этом случае могут рассматриваться как оказывающие влияние на процесс лидерства.

•В результате произошел сдвиг:

– от «черт» лидера акцент сместился к атрибуциям последователей (имеются ввиду их умозаключения насчет наличия у лидера этих «черт»).

Харuзма лидера

•Фактор, усиливающий его преобразующее влияние на последователей.

•Основа - качества («черты») лидера, вызывающие восхищение последователей, возбуждающие желание следовать за ним, исполнять его указания.

•Качества должны быть увидены последователями

•Способность представить последователям мотивирующее к действию видение проблемы, вселить в них уверенность в своих силах.

Трансакционистская парадигма

•Середина 80-х годов

•Создатель Б. Басс

•Лидерство как отношения обмена, сделки между лидером и последователем.

•Главенствующая роль отводилась лидеру, но его активность не связывалась с внесением существенных изменений в складывавшийся характер внутригруппового взаимодействия.

Трансформационная парадигма

•Лидерство - процесс преобразования лидерами личностных и организационных структур, процесс активного перевода людей и организаций из мира консервативных традиций в мир инноваций, процесс своеобразного выхода за пределы ожидаемого.

–Реализуется в практике эффективного предпринимательского менеджмента.

–Максимальная активизация психологических ресурсов человека

–Раскрытие его творческих возможностей

•«Обращайтесь с людьми как со взрослыми. Относитесь к ним как к партнерам; уважайте их достоинство; будьте к ним внимательны. Смотрите на них - а не на капиталовложения и не на автоматику - как на главный источник роста производительности. Вот фундаментального значения уроки, вытекающие из обследования образцовых компаний».

–[Питерс и Уотермен, 1986. С. 299- 300]

Трактовки понятия лидерства

Классификация определений лидерства Р. Стогдилла убрать в конец как вывод

•Центр групповых интересов

•Проявление личностных черт

•Искусство достижения согласия

•Действие и поведение

•Инструмент достижения цели и желаемого результата

•Взаимодействие

•Умение убеждать

•Осуществление влияния

•Властные отношения

•Дифференциация ролей

•Инициация или конструирование структуры группы

Лидерство как центр (средоточие) групповых интересов и процессов.

•Наиболее ранняя трактовка лидерства.

•Лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.

•С. Кули, Е. Мамфорд, Л. Бернард.

Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов.

•Лидерство - проявления силы личности, комбинация черт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи

•Лидер – обладающий наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера.

Лидерство как искусство добиваться согласия

Лидерство как действие или поведение.

•Лидерство - поведение индивида, вовлеченного в управление групповыми действиями.

•Под лидерским поведением обычно понимаются специфические действия, предпринимаемые лидером в ходе управления и координации работы членов его группы.

•Дж. Хемфилл, Ф. Фидлер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: