своеобразное разрешение группы на лидерство члена группы, пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей
nКредиты могут быть также даны индивиду для инновационных действий в связи с ожиданиями, связываемыми членами группы с его лидерской ролью.
nВеличина кредита, получаемого лидером от группы, зависит еще и от способа достижения им лидерской роли - путем выборов или путем назначения. Экспериментально показано преимущество выбранных лидеров: последователи именно их влияние готовы принимать гораздо охотнее и именно от их действий ожидают большего успеха. Правда, в случае неудачи выбранного лидера оптимистичные ожидания последователей легко могут смениться глубоким разочарованием.
nОбмен в феномене «идиосинкразического кредита», выглядит как действия лидера на благо группы, символизирующие компетентность и конформность, как бы обмениваются позднее на предоставляемое ему со стороны группы право на нонконформное поведение в форме инноваций и связанное с ним влияние на последователей.
|
|
Ценностный обмен как механизм выдвижения в позицию лидера.
nЦенность - материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребноcти, oтвечать его интересам.
nВо внутригрупповом взаимодействии ценности могут выступать, в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т. п. И реализуемых ими в ходе решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.
nПрименительно к лидерству ценностный обмен означает следующее: эффективная реализация членами группы значимых, или ценностных, характеристик (один из «предметов» обмена) приносит им авторитет и признание (другой «предмет» обмена) - ключевые компоненты статуса - в группе, также являющиеся важными человеческими ценностями.
n психологическое содержание ценностного обмена, состоит в обоюдном удовлетворении сторонами социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из сторон соответствующих ценностей.
n Под цeнностным вкладом понимаются любые полезные действия, адресованные как отдельным членам группы, так и группе в целом и имеющие самые разные формы проявления.
nДва уровня ценностного обмена, отвечающих разным этапам жизни группы:
n Диадный (соответствует начальному периоду жизни группы, когда она еще не сложилась как целое);
nС обсmвенно групповой (соответствует периоду жизни сложившейся группы).
nТаковы основные элементы модели механизма выдвижения в позицию лидера.
|
|
«Имплицитная теория» лидерства как механизм выдвижения в позицию лидера
n Имплицитный, [фр. implicite < лат. implicāre сплетать, переплетать]. спец. Подразумеваемый, неявный;
nЛюди воспринимаются в группах как лидеры в той степени, в какой их характеристики соответствуют представлениям других о лидере.
nабстрактные представления о лидере - прототипы лидерства, позволяющие судить о степени соответствия члена группы лидерской роли.
nПроцессы социальной перцепции. Этим понятием описывается склонность людей усматривать связь между определенными человеческими типами и личностными чертами.
Прототипы лидерства могут быть классифицированы по трем иерархическим уровням.
nНаивысший из них представлен наиболее общими категориями (например, лидер в сравнении с нелидером).
n Средний уровень содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (например, лидеры в спорте, сфере бизнеса, в вооруженных силах и т.д.).
nНизший уровень предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной области (например, дифференциация военных лидеров по званию).
nВсе вышесказанное позволяет рассматривать «имплицитную теорию» лидерства в качестве механизма выдвижения в позицию лидера, дополняющего действие поведенческого механизма - психологического обмена.
nСледовательно, чтобы «заработать» лидерский статус, одного только ценностного вклада в жизнедеятельность группы недостаточно. Необходимо, чтобы содержание этого вклада отвечало имеющимся у членов группы прототипам лидерского поведения, т. е. даже и эффективный «вкладчик» должен быть еще воспринят как лидер.
nПодобный взгляд на соотношение механизмов выдвижения в позицию лидера хорошо согласуется с мнением специалистов о том, что лидерство не может быть понято исключительно либо с точки зрения действий лидера, либо с точки зрения абстрактных когнитивных прототипов последователей. Скорее лидерство является результатом взаимодействия ряда факторов, к которым Р. Лорди другие авторы относят:
n. поведение лидера,
n. представления о лидерстве,
n. социальное влияние.
Принципы эффективного взаимодействия человека и системы
•Секреты эффективности
•Взаимодействие с людьми
•Критерии принятия решений
Составляющие эмоционального интеллекта
•«Эмоциональный интеллект» - способность эффективно управлять собой и своими отношениями с другими людьми – определяется четырьмя фундаментальными способностям: к самоанализу, к самоуправлению, социальной приспособляемости и налаживанию социальных связей. Каждая из этих способностей состоит из следующих свойств:
• Самоанализ
•Эмоциональный самоанализ – способность распознавать и понимать свои эмоции, признавать их воздействие на производительность, отношения с другими людьми и т.д.
•Трезвая самооценка – реалистическая оценка своих сильных и слабых сторон.
•Самоуверенность – сильное развитое ощущение самоценности.
• Самоуправление
• Самоконтроль – спсосбность контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
• Постоянство – неизменное проявление ценности и целостности.
• Сознательность – отвечать за свои поступки и обязательства.
• Адаптивность – умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и преодолевать препятствия.
• Ориентация на достижение – стремление соответствовать высоким внутренним стандартам.
• Инициативность – готовность воспользоваться открывающимися возможностями.
• Социальная приспособляемость
• Эмпатия – умение чувствовать эмоции других людей, понимать их точку зрения и активно интересоваться их заботами.
• Умение ориентироваться в общественной жизни – способность распознавать течения в общественной и политической жизни, выстраивать системы связей для принятия решений.
|
|
• Умение ориентироваться в системе обслуживания – способность распознавать и удовлетворять потребности клиента.
• Налаживание социальных связей
• Умение вести за собой – способность брать на себя ответственность за дело и убеждать других участвовать в нем.
• Умение оказывать влияние – спсосбность использовать разнообразные тактические приемы убеждения.
• Умение развивать друшгих – склонность распознавать способности других лждей, направлять и развивать их.
• Умение общаться – способность выслушивать других и ясно, убедительно и изящно высказвывать свои мысли.
• Умение улаживать конфликты – способность разряжать, гармонизировать разногласия и примирять стороны.
• Умение создавать личные связи – спсобоность налаживаить и поддерживать личные связи и отношения.
• Умение работатиь в команде – спсосбность развивать сотрудничество и создавать команду.