double arrow

Формы государства. Таким образом, форму государствапредставляет совокуп­ность основных способов организации и устройства государственной власти

Таким образом, форму государства представляет совокуп­ность основных способов организации и устройства государственной власти, выражающих его сущность.

Форма правления - способ организации верховной госу­дарственной власти.

Одной из форм правления является монархия. Выделяют аб­солютную и парламентскую монархии.

Абсолютная монархия - форма правления, при которой госу­дарственная власть осуществляется монархом единолично.

Парламентская монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-то представительным орга­ном, действующим на основе конституции. По большей части монарх выполняет представительные функции. Значительную роль играет парламент.

Иногда выделяют дуалистическую монархию - переходную форму монархии, при которой законодательная власть фактиче­ски разделена между монархом и парламентом: закон принима­ется с одобрения парламента, но монарх имеет право абсолют­ного вето и право издания указов, имеющих силу закона.

Второй формой правления является республика. Различают несколько видов республики: парламентскую, президентскую, полупрезидентскую.

Наиболее характерный признак, по которому их можно раз­личить: кто формирует правительство и перед кем оно ответст­венно.

Президентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием (президент формирует правительство, как прави­ло, из той партии, к которой принадлежит сам). Для отношений президента и парламента характерно независимое функциониро­вание (у президента во многих президентских республиках от­сутствует право роспуска парламента, парламент, в свою оче­редь, не имеет права смещать правительство). Вместе с тем пре­зидент зачастую пользуется правом вето, т.е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для по­вторного обсуждения.

Парламентская республика — форма правления, при которой взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества. Характеризуется прежде всего тем, что парламент сам формирует правительство, которое перед ним несёт ответственность. Здесь есть пост пре­мьер-министра, который руководит правительством и становится, по существу, первым лицом в государстве. Парламент может оказать недоверие правительству, что влечёт за собой либо его отставку', либо роспуск парламента президентом. Президент из­бирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном представительскими (президент «царствует», но не правит).

Смешанная, или полупрезидентская, республика - форма правления, при которой наряду с всенародно избранным прези­дентом действует возглавляемое премьер-министром правитель­ство. Оно находится в двойном подчинении: его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламен­том, который может выразить правительству вотум недоверия.

Форма государственного устройства - способ объедине­ния граждан данной территории.

С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образо­вание); федерации (союз юридически относительно самостоя­тельных государственных образований: штатов, кантонов, зе­мель, союзных республик и т.п.); конфедерации (государствен­но-правовые объединения).

Унитарное государство - это государство, в котором сущест­вуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы; административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна консти­туция и гражданство. Решения, принятые центральным правитель­ством и общим парламентом, обладают силой на всей территории государства.

Федеративное государство - добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований, имеющих собственные законодательные, исполнительные, су­дебные органы, конституцию, в единое союзное государство.

В федеративном государстве роль центрального правитель­ства ограничена. Источником власти выступают крупные терри­ториальные образования (республики, области, края, штаты, земли, кантоны).

Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся куль­турные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, под­чиняются разным нормам, исповедуют разные религии.

Члены федерации не обладают правом одностороннего вы­хода из союзного государства. В большинстве союзных консти­туций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.

Конфедерация - союз нескольких независимых государств, объединенных для проведения совместной политики в опреде­ленных целях (совместная оборона и т.д.).

Тип конфедерации - Европейский союз (ЕС). Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней полити­ки и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. введена единая валюта - евро (некоторое время она условно называлась ЭКЮ).

Политический режим - совокупность средств и методов осуществления государственной власти.

В понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, формах идеологии, типе политической культуры общества. На основании степени рас­пространения влияния и контроля политической сферы на дру­гие сферы общества выделяют:

- авторитарные;

- тоталитарные;

- демократические режимы.

Авторитарный режим означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки, но при наличии ее определенных ограничений господствует испол­нительная власть. Парламент существует как совещательное уч­реждение при главе государства. Основными методами государ­ственной деятельности становятся приказы и команды. Личность находится в подчинении у властвующей группировки.

Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие антидемократические черты. Прежде всего это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому липу в государстве и выра­жают его волю. Именно оно становится источником принимае­мых в обществе законов. Тотального контроля над экономикой, культурой здесь нет.

Диктатура - крайняя форма авторитарного политического режима. Под диктатурой (лат. dictatura - неограниченная власть) понимается осуществление власти в государстве недемократиче­скими методами.

Еще одна форма антидемократического режима - тоталита­ризм.

Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Основные при­знаки этого режима:

- всесторонний контроль за жизнью общества;

- отсутствие реальных прав и свобод, демократических ор­ганизаций;

- подавление оппозиции;

- репрессии;

- геноцид против собственного народа;

- милитаризация;

- господство единой общеобязательной идеологии.

- централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Личность теряет способность к самостоятельности сужде­ний и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Демократический режим признаётся самым прогрессив­ным, т.к. позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Демократия - это народовластие, реализуемое через принцип большинства при соблюдении права меньшинства на оппозицию. Он характеризуется следующими признаками:

- выборность в органы государственной власти;

- создание правового государства;

- разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную;

- широкий спектр прав и свобод граждан;

- деятельность негосударственных общественно-полити­ческих организаций как равноправных партнёров государства;

- политический плюрализм;

- гласность;

- парламентаризм;

- широкие возможности личности;

- демократическая политическая культура.

Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех политических прав в представительной и непосредствен­ной демократии.

Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реа­лизации политических решений через избранных представите­лей (парламентаризм).

Непосредственная (прямая) демократия - это прямое, без посредников влияние граждан на политические решения и дей­ствия государственных органов и должностных лиц (сходы, со­брания, выборы, референдумы - голосования по наиболее важ­ным вопросам государственной и общественной жизни).

Классической формой представительной демократии явля­ется парламентаризм. Он строится на принципах:

- представительства;

- выборности;

- сменяемости;

- двойной ответственности парламентариев;

- защиты прав меньшинства;

- широкой гласности.

Эти принципы реализуются в механизме избирательной сис­темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: