Государства Чжоу и Цинь

В эпоху Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.) возникает централизованное Китайское го сударство. Цари начинают оожествляться

(титул царей—сын неба, заместитель неба), создается особая должность главного помощника царя. Ему подчинены три «стар­ца», т. е. три начальника главных управлений в государстве: финансового, военного и общественных работ (главным образом по сооружению ирригационной системы). Постепенно число управлений растет, создается особое управление царского двор­ца и сокровищницы, судебное ведомство, ведомство культа цар­ских предков.

Население страны подвергается все возрастающей эксплуа­тации. Крестьяне вынуждены в виде налога отдавать 7ю часть урожая. Дело доходит до открытого восстания (842 г. до н. э.) и свержения царя. Вскоре государство Чжоу распадается па ряд самостоятельных княжеств.

В VII в. до н. э. образуются пять государств на территории Китая. Между этими государствами на протяжении долгих лет идет то обостряющаяся, то затихающая борьба. В V—III вв. борьба настолько усиливается, что весь этот период называют периодом «Борющихся царств» (Чжаиьго). В IV в. начинается возвышение княжества Цинь; циньские князья на протяжении ста лет ведут борьбу за преобладание в Китае.

Расцвет государства Цинь происходит при царе Чжене (246—210 гг. до н. э.), которому был присвоен титул Цинь Ши-хуанди, что значит «первый великий государь динас­тии Цинь».

Он покоряет все остальные китайские княжества, завоевы­вает часть территории Маньчжурии и Монголии. При нем Китайское государство было разделено на 36 областей, создан большой чиновничий аппарат, расширена ирригационная си­стема, проложен ряд шоссейных дорог. Ши-хуанди провел ре­форму армии, основной ударной силой в ней становится теперь коньщца. Был проведен также ряд экономических и культурных Реформ: установлена единая система мер и весов, введено упро­щенное иероглифическое письмо. Наконец, при Ши-хуанди начинается строительство Великой китайской стены в целях за-Щиты от кочевников.

Однако деспотический режим, установленный Ши-хуанди, вызывал недовольство самых различных слоев населения. Это недовольство активно поддерживали сторонники религиозно-фи­лософского учения Конфуция, которые, ссылаясь на различные исторические книги и документы, приводили положительные примеры прежних царствований. Расправа была жестокой: 460 ученых-конфуцианцев похоронены заживо, все исторические книги сожжены. Но вскоре после смерти Ши-хуанди династия Цинь все же оказалась свергнутой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: