В эпоху Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.) возникает централизованное Китайское го сударство. Цари начинают оожествляться
(титул царей—сын неба, заместитель неба), создается особая должность главного помощника царя. Ему подчинены три «старца», т. е. три начальника главных управлений в государстве: финансового, военного и общественных работ (главным образом по сооружению ирригационной системы). Постепенно число управлений растет, создается особое управление царского дворца и сокровищницы, судебное ведомство, ведомство культа царских предков.
Население страны подвергается все возрастающей эксплуатации. Крестьяне вынуждены в виде налога отдавать 7ю часть урожая. Дело доходит до открытого восстания (842 г. до н. э.) и свержения царя. Вскоре государство Чжоу распадается па ряд самостоятельных княжеств.
В VII в. до н. э. образуются пять государств на территории Китая. Между этими государствами на протяжении долгих лет идет то обостряющаяся, то затихающая борьба. В V—III вв. борьба настолько усиливается, что весь этот период называют периодом «Борющихся царств» (Чжаиьго). В IV в. начинается возвышение княжества Цинь; циньские князья на протяжении ста лет ведут борьбу за преобладание в Китае.
|
|
Расцвет государства Цинь происходит при царе Чжене (246—210 гг. до н. э.), которому был присвоен титул Цинь Ши-хуанди, что значит «первый великий государь династии Цинь».
Он покоряет все остальные китайские княжества, завоевывает часть территории Маньчжурии и Монголии. При нем Китайское государство было разделено на 36 областей, создан большой чиновничий аппарат, расширена ирригационная система, проложен ряд шоссейных дорог. Ши-хуанди провел реформу армии, основной ударной силой в ней становится теперь коньщца. Был проведен также ряд экономических и культурных Реформ: установлена единая система мер и весов, введено упрощенное иероглифическое письмо. Наконец, при Ши-хуанди начинается строительство Великой китайской стены в целях за-Щиты от кочевников.
Однако деспотический режим, установленный Ши-хуанди, вызывал недовольство самых различных слоев населения. Это недовольство активно поддерживали сторонники религиозно-философского учения Конфуция, которые, ссылаясь на различные исторические книги и документы, приводили положительные примеры прежних царствований. Расправа была жестокой: 460 ученых-конфуцианцев похоронены заживо, все исторические книги сожжены. Но вскоре после смерти Ши-хуанди династия Цинь все же оказалась свергнутой.