Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ




Существуют разные трактовки понятия профессионального самоопределения личности в зависимости от научного подхода, применяемого к исследуемому явлению. В данной статье под профессиональным самоопределением личности будем понимать процесс становления профессионала, процесс и результат формирования отношения личности к профессионально-трудовой деятельности, профессии. То есть профессиональное самоопределение понимается в своем наиболее широком смысле – это и профессиональный выбор, и подготовка к нему, и процесс обучения ремеслу, и профессиональная самоидентификация, и включение в профессионально-трудовую среду, самосовершенствование и совершенствование как профессионала и т.д.

Феномен профессионального самоопределения личности является предметом изучения ряда наук – педагогики, психологии, социологии, философии, но каждая из них, рассматривая данное явление со своего ракурса, обращает внимание на аксиологический аспект.

Всё, что окружает человека (да, и сам человек), может стать объектом оценивания. То или иное явление может быть хорошим или плохим, красивым или безобразным и т.д., но с точки зрения конкретного человека. Поэтому ценность существует субъективным образом. Одновременно ценности и объективны, и таковыми они являются, потому что порождаются универсальными началами как человек, разум, история, действительность, которые обладают собственной объективностью: «… человек объективен по отношению к другим людям, сообщество людей объективно по отношению к индивиду… ценности возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объективными по отношению к нам». [3, с. 3].

Главной чертой ценности является наличие в ней благотворных для человека свойств, качеств, возможности использовать эту ценность во благо человека.

По нашему мнению, аксиологический аспект профессионального самоопределения может заключаться в трех основных моментах:

– Ценности как фактор (внутренний и внешний), определяющий профессиональное самоопределение личности

– Ценности как результат профессионального самоопределения личности

– Профессиональное самоопределение личности и сама профессия, как таковые, могут рассматриваться как ценность. Кстати, само понятие «профессия» можно определить как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.». [1, с. 30].

Теперь подробнее о каждом моменте.

Ценности как фактор (внутренний и внешний), определяющий профессиональное самоопределение личности. Е.А. Климов предлагает восемь тесно взаимодействующих между собой факторов профессионального самоопределения: способности, склонности, уровень притязаний, информированность, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка и личная профессиональная перспектива, фактор, которому автор отдает центральное, важнейшее место в своем «восьмиугольнике» выбора профессии. [2]. Думается, что к данному перечню следует добавить систему ценностей профессионально самоопределяющегося (как фактор внутренний, пользуясь терминологией автора данной статьи) и системы ценностей представителей ближайшего окружения профессионально самоопределяющегося (товарищей, родителей, одноклассников коллег и т.д.), а также более крупных социальных и территориальных общностей, к которым он принадлежит (как фактор внешний). Точнее говоря, само влияние представителей ближайшего окружения, социальных и территориальных общностей и т.д. на профессиональное самоопределение личности – есть выражение их систем ценностей.




К ценностям подобного рода можно отнести престиж образования, престиж профессии, семейные традиции, профессиональные знания и умения, самосовершенствование, талант, творчество и т.д.

Ценности как результат профессионального самоопределения личности. Профессионально самоопределяясь личность безусловно может менять своё отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности, переоценивать значимость их для себя, социальной группы и общества, к которым она принадлежит. Какие-то ценности могут стать более значимыми, а какие то отойти на второй план. Это может быть связано прежде всего со спецификой профессии, организационной культурой. Причем профессиональное самоопределение как процесс предполагает постоянную переоценку происходящих вокруг явлений, событий и т.д. Понятно, что такой процесс может быть связан и с развитием, совершенствованием человека в целом, в течение всей его жизни, но профессиональная среда, в которой индивид зачастую проводит большую часть своего времени, является важнейшим условием изменчивости системы ценностей.



К ценностям такого рода можно отнести профессионализм, профессиональные знания, активность, инициативность в труде, творческий характер труда, профессиональная интуиция (или, как часто её называют, «профессиональный нюх»), авторитет в трудовом коллективе, трудолюбие, власть, профессиональное совершенствование, самосовершенствование, ответственность, самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде, целеустремленность, деловитость, исполнительность и т.д.

Профессиональное самоопределение личности и сама профессия как таковые могут рассматриваться как ценность. Профессиональное самоопределение и профессия являются для человека способами самореализации, а порой даже и смыслом жизни. Чаще всего подобное можно увидеть в творческих профессиях: для художников, музыкантов, писателей их деятельность зачастую является смыслом жизни.

Иногда можно услышать – человек обладает той или иной профессией по призванию, причем, как правило, высказывается это с уважением к представителю профессии. Но в истории данной проблематики существовало и противоположное мнение: профессия не должна быть призванием, поскольку это звучит как приговор человеку – он «обречен» всю свою жизнь заниматься одним единственным делом, ремеслом. «Признавая признание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек – это творец своей судьбы», – писал К. Маркс. «При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию». [4, С. 158]. Человек должен иметь возможность, в зависимости от своих желаний и потребности, профессионально переориентироваться.

Подобные разногласия по отношению к профессии как призванию можно объяснить различным пониманием данного понятия. Призвание можно рассматривать как склонность к тому или иному делу, профессии; а можно и как дело жизни, назначение. Во втором случае профессия как призвание действительно может пониматься как необходимое выполнение своих социально-профессиональных функций в обществе, ограничивающее или подавляющее свободу профессионального самоопределения, творчество. Здесь профессия есть ценность прежде всего для общества. В первом же случае, профессия как призвание предполагает именно способности, личностное желание, «внутреннее влечение», творческое начало, свободу в профессиональной сфере. Здесь профессия есть ценность прежде всего для личности.

Профессиональное самоопределение также может рассматриваться как ценность, так как процесс формирования отношения личности к профессионально-трудовой деятельности, профессии есть сам по себе процесс положительно значимый в жизни любого человека, творческий, сопровождающийся самоанализом, познанием и оцениванием окружающей действительности.

Все вышеописанные ценности, по нашему мнению, можно назвать профессиональными как разновидности социальных, поскольку, во-первых, такие ценности являются способом социальной ориентации, нормирования отношения человека к миру, и, во-вторых, они существуют как значимые, ценные по-настоящему, только в обществе, конкретной социальной группе.

Конечно же, профессиональные ценности не существуют сами по себе, но в тесном взаимодействии с другими разновидностями ценностей, которые также играют большую роль в профессиональном самоопределении личности. Так, моральные ценности (совесть, честь, порядочность, честность, искренность, обязательность, преданность, доброжелательность и др.), политические ценности (способности управлять, решать, договариваться и т.д.), познавательные (интеллектуальность, интуиция, критицизм и т.д.) и другие ценности – тоже немаловажны в процессе профессионального самоопределения личности.

Также нельзя забывать о материальных или предметных ценностях, которые имеют огромное значение в профессиональном самоопределении личности. К таковым можно отнести учебники, литературу определенного содержания, специализированные компьютерные программы, материально-техническое оборудование и т.д. – в общем, всё, что необходимо для профессионального выбора, обучения, повышения квалификации, переориентации, то есть профессионального самоопределения.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 стр.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004

3. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности. // Вопросы философии. – 2005, №2. с. 3 – 16.

4. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. о коммунистическом труде. М.: Политиздат, 1984.





Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 728; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9242 - | 7273 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.214.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.