double arrow

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ У НАСЕЛЕНИЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ТЕЛЕПЕРЕДАЧАМ


В настоящее время общество воспринимает огромный поток информации. Каждый день человек вынужден принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения. Любая информация, воздействуя на человека, способна создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, поскольку гораздо проще принимать ее без вопросов, то есть потреблять не задумываясь.

Практически любое управление массами основывается на знании законов психики индивида и масс, и происходит путем задействования правил коммуникации, или другими словами — общения как между индивидами и массой, так и общения (коммуникаций) внутри массы (коллектива, сообщества, собрания людей).

Коммуникация в переводе с латинского слова «communico» означает общение. Коммуникацию следует понимать как обмен мыслями, чувствами, знаниями и прочее, между индивидами. Под коммуникацией в широком смысле понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и процесс взаимодействия, а также способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Процесс коммуникации образуют постоянные элементы:




1) отправитель (коммуникатор, передатчик сообщений);

2) канал, средство передачи информации;

3) собственно сообщение;

4) получатель, которому предназначена информация и который ее интерпретирует.

Цели коммуникации социальны и находятся под воздействием общества. Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его всё более зависимым от потока сообщений средств массовой коммуникации. Всё меньше сведений, необходимых ему для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на собственном опыте. Всё больше необходимой информации он получает из телепередач, радиопрограмм, периодических изданий, всё более значительное влияние на него оказывает массовая коммуникация и её средства.

Массовая коммуникация – это процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой информации (печать, радио, телевидение), численно большим рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на мнения и поведение людей. [1. С. 9-11]

СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением.Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели, нормы, по сути, программируя наше поведение нужным им образом. Причем доверие к СМИ достаточно велико. Люди воспринимают их в качестве официальных источников, и даже, несмотря на абсурдность некоторой информации, не склонны критически относиться к ней и предпочитают принять её за достоверную. СМИ создают виртуальную реальность (квазиреальность) посредством отбора определённых событий для сообщений, предлагая якобы свойственные обществу модели поведения, ценности, формируя повестку дня.



СМИ можно подразделять на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) и электронные (Интернет). Несмотря на различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций. Выделяют следующие функции СМИ: информационную, коммуникативную, аналитическую, познавательно – просветительскую, функцию формирования общественного мнения или идеологическую, контрольную и регулятивную, рекреативную, рекламно-справочную.

СМИ обладает очень большим ресурсом для эффективного внедрения определенных идей в сознание людей. Если сегодня говорить об этапе определенной хаотизации, определенной либеральной «вакханалии», прежде всего развлекательной в содержании СМИ, то на определённом этапе некоторые круги элитной прослойки общества будут заинтересованы в том, чтобы упорядочить эту социальную стихию. Здесь тенденция такова, то что на смену очень популярной научной литературе, написанной непрофессионалами, издаваемой массовыми тиражами, в последние годы стала приходить литература, издаваемая именно профессиональными учеными, но научно-популярного характера. Очевидно, что за этим пойдёт и соответствующее направление в политике уже телекоммуникаций.



Каждое средство массовой информации – печать, радио, телевидение – обладает своими преимуществами, каждому присущи свойства, позволяющие эффективно выполнять определенные социально-политические функции. Многочисленные специальные исследования показали, что именно телевидению принадлежит ведущая роль в современной системе массовой коммуникации. За последние 60 лет телевидение преобразило повседневную жизнь людей больше, чем, возможно, любое другое изобретение в истории человечества. Основным источником удовольствия люди чаще всего называют просмотр телепередач, за которым, далеко отстав, следует общение с друзьями, оказание помощи окружающим и использование отпуска. Человек, включающий телевизор, например смотрящий сериал, становится не только очевидцем, но и как бы его соучастником, он переживает, сопереживает героям этого телесериала. Болельщик футбольного шоу сопереживает играющим на стадионе. Человек, который смотрит телешоу, где другой выигрывает миллион, становится как бы тоже участником этой игры, а потому воспринимает информацию с большим доверием. Создается эффект присутствия зрителя на месте событий, сопричастности, что придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность. Таким образом, он как бы втягивается в эту атмосферу, но потребляет увиденную информацию, не задумываясь над ней.

Программы каналов телевидения рассчитаны на все социальные группы, но основной целевой аудиторией являются люди трудоспособного возраста, с высшим образованием, имеющие средний и высокий доход, пенсионеры и домохозяйки, а также дети. По результатам исследования, проведенного Центром общественных исследований Энненберга в США, ежегодно дети проводят перед телевизором на 60% больше времени, чем в школе [2. С.313-317]. Доля молодёжи среди аудитории просмотра интеллектуальных передач невелика, поскольку для них более привлекательными альтернативами являются музыкальные каналы Муз-TV и МTV, да и в программной политике передач, рассчитанных на молодёжь, немного. Взрослое население, это, как правило, люди трудоспособного возраста, молодёжь не успевает физически, но хотят увидеть что то интересное, познавательное в программах каналов телевидения. А когда включают телевизор, ничего особо увлекательного для себя не находят, и тут же выключают его. Поэтому усредненный вариант информации в средствах массовой коммуникации, который предлагают на сегодняшний день для людей трудоспособного возраста, молодёжи не устраивает их на интеллектуальном уровне.

В настоящее время мы видим определённый возврат к национальной идеологии – рекламируется конкурс «Кто в России самая популярная историческая персона», т.е. пробуждается интерес к истории и не исключено, что вслед за этим уже пойдёт какой-то цикл передач на историческую тему. Если в 90-е годы, если сравнивать статистически, фактически не было каких то серьёзных передач на тему той же истории, культуры прошлого, то после 90-х лет такое стало появляться, и не только на канале «Культура», но также снимаются и продаются, по крайней мере, на дисках, эти научно-популярные и образовательные программы, рассчитанные не только на профессионалов, но на простое просвещение населения разной возрастной категории. Само по себе средство телекоммуникаций как средство донесения некоего содержания научного, оно имеет двоякую роль: с одной стороны, это очень эффективно в условиях того, что сегодня при ускоренном темпе жизни, многие люди, стремящиеся получить образование или просто повысить свой культурный уровень, не имеют времени на чтение книг, посещение лекций и так далее. Другой момент, это то, что телевидение за счёт своих особенностей чисто технических и особенностей восприятия телекартинки, потока телевизионной информации, способствует тому, чтобы внедрять в сознание людей мунипулятивным образом определённые концепты, определённые идеи, ангажированной выгодной той или иной властвовавшей элите.

В программной политике приоритетом является сохранение и развитие традиций просветительских, интеллектуальных, культурологических программ и программ, относящихся к развлекательному вещанию, а также новостного, общественно-политического и аналитического телевидения. Основой структуры телевидения является информационное вещание, и, прежде всего, информационные программы «Новости», «Вести», «Время» и так далее.

Если провести анализ программ телепередач, можно проследить следующую тенденцию [6]:

1) преобладают передачи развлекательного содержания (примерно 48% от общего объема вещания). К ним относятся:

2) доля телепередач интеллектуальной направленности составляет всего около 18%, среди них:

3) доля информационных передач (24,45%) намного превышает долю информационно-аналитических (3,26%).

Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что при составлении программы передач на телевидении используется механизм упрощения, сведения интеллектуального развития аудитории до возможного минимума. Эти меры не способствуют работе критического мышления и приучают человека бездумно потреблять предлагаемую информацию. Таким образом, по популярности у телевизионной аудитории располагаются следующим образом:

А интеллектуальные программы сведены до минимума. Основной же блок передач рассчитан на удовлетворение интересов массового зрителя, который заключается в преимуществе развлекательных передач над передачами интеллектуальной направленности, что не способствует развитию критического мышления у аудитории [6].

На сегодняшний момент степень воздействия телевидения на массу составляет 90%. Телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия – на зрение и слух, а также является наиболее массовым из СМИ. Телевидение характеризуется экранностью, т.е. передаёт информацию посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Это обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, их доступность для самой широкой аудитории. Телевидение способно мгновенно сообщить, передать в аудиовизуальной форме о действии в момент его свершения.

Таким образом, телепродукция выступает как некий «товар» сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения. То есть гипнотизирующее воздействие таково, что человек частично утрачивает свободу воли и проводит у экрана гораздо больше времени, чем того требуют его потребности в информации и развлечении.

Как и в случае наркотиков, человек, потребляя современную, освобожденную, от контроля этики телепрограмму, не может рационально оценить характер её воздействия на его психику и поведение. Более того, поскольку он становится «зависимым» от телевидения и продолжает потреблять его продукцию даже в том случае, если отдает себе отчёт в её пагубном воздействии.

Как утверждают специалисты, общество сегодня живёт в состоянии перманентной информационной войны, в которой каждый стремится управлять каждым. Управление сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия, использующее определённые средства, среди которых ведущую роль играют СМИ, называется манипуляцией. Процесс манипулирования людьми может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Цель любой манипуляции – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определённых действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание. Тогда возникает вопрос, откуда у ТВ такая сила в манипуляции сознанием?

Телевидение на сегодняшний день является самым мощным оружием манипулирования общественным мнением. По словам С.Г. Кара-Мурзы, оно обладает «убаюкивающим эффектом» [2. С.313], обеспечивающим пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, чему способствует и умелое построение программ. Видный американский специалист писал: «Телевидение не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении».

Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если даётся на фоне видеоряда – образов, снятых на месте событий. Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом. Тем не менее эффект присутствия «в тексте» достигается.

Особое место в процессе манипулирования занимают новости и информационные программы. Используются прием фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выделения малозначительной. Цель всех этих действий одна − прогнозируемая реакция получателей информации.

Идеологическая основа образовательных телепередач и информационных программ представляет собой тупиковый продукт глобализации и глобальный информационной сети. Глобальная информационная политика, показывает, что искажаются многие факты истории средневековья, нового времени, тенденциозно, в интересах глобальной элиты, в то время как работы каких то узких специалистов показывают, что все было наоборот. Таким образом, создается фиктивная реальность – искаженного образа действительности. Поскольку человек действует в соответствии со своим восприятием реальности, то телевидение, способное этот образ создать, становится средством программирования поведения человека.

Исследователи сделали выводы, что ТВ обладает свойством устранять из событий правду. Телевидение не отражает, а создает реальность, оно деформирует нас самих. Телевидение обладает наибольшими возможностями воздействия на общество, поскольку задействует одновременно аудиальные и визуальные средства.

Некий термин, как парниковый эффект, который даёт телевизор: парник – он существует как ограничение свободы перемещения мысли для тех людей, которые смотрят сегодня разные телепередачи в рамках усредненного зрителя – это телесериалы. Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем. Зрители подсознательно начинают жить жизнью героев телесериалов, а не своей собственной. Предлагаются готовые модели поведения и ценности. Но если человек хочет интеллектуально развиться, то телевидение сегодня мало этому способствует. Таким образом, он находится в замкнутом пространстве, т.е. в том пространстве, которое определило для него телевидение. Сегодня преобладает ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве. Если рассмотрим исторические этапы, начиная с перестройки, когда были передачи «Взгляд», когда было масса передач и «умных», и наоборот «неумных», когда человек выбирал, и у него была плюралистическая модель мировоззрения (плюрализм - множество). То сегодня доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на телевидении доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности – примерно 17%) [6].

Фактически телевидение это не столько средство развлечения, сколько способ передачи информации, пытаясь влиять и управлять общественным мнением. СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели и нормы. Роль видеолекции заключается в том, чтобы оторвать человека от стандартно заданного напора манипулятивных функций и дать ему некую альтернативу. Создав реальные альтернативы, можно пресечь манипуляцию телепередач. Видеолекция это альтернатива социального подавления парникового эффекта, т.е. даётся возможность человеку выбрать, или смотреть канал, по которому даются определенные социальные установки, определенный набор культурных ценностей, направленных на внедрение в сознание человека определенной социальной программы.

Сегодня зависимость людей от телевидения стала всеобщей. Телевидение – это особая технология, и особый социальный институт, чуть ли не особое сословие. Характер его воздействия на зрителя определяется этим целым, а не особенностью техники. Возникает заколдованный круг: наркотизирует, приковывает человека как раз то ТВ, которое хочется смотреть и смотреть, - ТВ «высокого класса». «Скучное» ТВ тем и хорошо, что человек потребляет его не больше чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения.

Таким образом, можно гипотетически предполагать, что у населения вырабатывается потребность в восприятии интеллектуальных телепередач через образовательные каналы, такие как: «Discovery», «History», российский вариант: Санкт-Петербургское образовательное телевидение, телеканал «Культура» и это связано с тем, что так называемая «попсовая» культура на экранах телевидения начинает надоедать. Интеллектуальные телепередачи являются одним из любимейших форм организации досуга в стране. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они глубоко вошли в практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с молодежью. Очень часто интеллектуальные телепередачи применяются как средство информации для развития и обеспечения досуга населения. Можно сделать предположительный вывод о том, что к образовательным программам, которые являются не учебными, но познавательными больше всего тяготеет молодёжь. Предположительно, социологические наблюдения показывают, что в возрасте от 18 до 25 лет интересуются на 30% именно интеллектуальными телепередачами. Это компьютерные образовательные телепередачи, это исторические каналы, и каналы с квазинаучными направлениями, такие как загадки и тайны природы.

Телевидение − плод синтеза общественных и естественных наук, по большому счету созданных человеком для человека. Обществу требуется адекватная запросам, как правило, напрямую зависящим от возраста и социальной категории − духовная пища телеразвлечений. Задача любого телеканала − эти потребности удовлетворять. Телевидение по своей природе исполняет две функции: информационную и развлекательную. Причем информация котируется тем выше, чем она актуальнее, насущнее и провокационнее. Абстрактный рассказ о чем бы то ни было менее востребован, чем живая политическая дискуссия в прямом эфире. Человек, несмотря на его уникальную способность к осмысленному анализу прошлого и детальному прогнозу будущего, отличающую его от всего многообразия живых существ, обычно предпочитает жить в объективной реальности.

По крайней мере, любой человек пока имеет право выбора: смотреть ему канал «Культура» или ТНТ, включить аналитическую программу или поп-концерт. Любой индивид, несмотря на выполняемую им частичную функцию, способен выбрать что-то из предлагаемых ему возможностей для самосовершенствования. Хотя не совсем ясно, таких ли результатов хотели бы достигнуть люди, управляющие нами через средства массовой информации, ибо индивидуальность менее восприимчива к внушению, чем группа.

В любом случае, если внутренняя политика нашего государства будет хоть как-то ориентироваться на минимальное благополучие граждан, прецедент интеллектуально ориентированных телепрограмм будет сохраняться, хотим мы этого или нет.

Список литературы:

1. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие – М.: Гардарики, 2006. – 303 с.

2. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 832 с.

3. Основы теории коммуникации. Учебник/ под ред. Проф. Василика М.А. Москва. «Гардарики» 2003 г.

4. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. – Москва. «РиП-холдинг» 2004 г.

5. Крутик А.Б., Горенбургов М.А. Журнал «Социологические исследования». – М., Статья из № 10. 1996. С. 118.







Сейчас читают про: