double arrow

КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ


Под классификацией товаров понимают разделение заданно­го множества товаров по определенным признакам на отдельные категории (подмножества) с использованием выбранного метода деления и соблюдением установленных правил.

Классификация играет важную роль в любой области человече­ской деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.

В товароведении классификация позволяет объединить в род­ственные группы большое количество товаров, находящихся в сфе­ре обращения, что дает возможность упорядочить терминологию, облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ас­сортимента товаров, совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т. п.

Классификация позволяет разделить множество (товар) на от­дельные части в зависимости от имеющихся общности и различий, распределив товар по определенным категориям или ступеням - от высших к низшим. Число ступеней классификации зависит от ее целей, а также сложности и количества классифицируемых объ­ектов,

Для классификации товаров используют два метода: иерархи­ческий и фасетный.




При иерархической системе классификации товары подраз­деляют на подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными подразделениями (группа, подгруп­па, вид, подвид и т. п.) объектов, сходных хотя бы по одному признаку.

В качестве примера на рис. 1.3 приведена иерархическая сис­тема классификации клеев.






Глава 1


Теоретические основы товароведения

Подобным образом классифицируются другие виды клеев, на­пример, синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термо­пластичных смол (2.1), клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических каучуков (резиновые) (2.3) и т. д.

При фасетной системе классификации предусматривается раз­деление товаров на отдельные независимые друг от друга парал­лельные группы (фасеты) на основе какого-либо признака в каждой из этих групп.

Фасетная классификация отличается большой гибкостью и по­зволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими группами, которые пред­ставляют интерес в каждом конкретном случае.

Вышеуказанная группа "Клеи" может быть, например, с при­менением фасетного метода классифицирована по назначению по схеме, изображенной на рис. 1.4.

В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасет­ного методов классификации.

В настоящее время существует несколько систем классифика­ции товаров.

Широкое применение в торговом процессе имеет торговая клас­сификация, согласно которой все товары подразделяются на два раздела: продовольственные и непродовольственные.





Рис. 1.3. Классификация клеев

Клеи классифицируют:

- на природные (1);

- синтетические (2).
Природные клеи (1) подразделяют:

- на животные (1.1);

- растительные (1.2);

- минеральные (1.3).

В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).

К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный (1.1.1.2) клеи и т. д.


Рис. 1.4. Схема классификации клеев по назначению:

1 - клеи для древесины; 2 - клеи для кожи; 3 - клеи универсальные; 4 - клеи канцелярские; п - прочие


Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические товары; силикатные то­вары; строительные товары; металлические товары; электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трико­тажные товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галан­терейные товары; парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную продукцию.

Вышеперечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные и керамические товары.

Общую группу товаров культурно-бытового назначения не­редко разукрупняют на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т. д.



В связи с тем что в торговой практике достаточно широко ис­пользуется организация торговли с учетом потребностей покупате­лей, в торговой классификации предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам (например, "Товары для детей", "Одежда", "Товары для строительства", "Товары для дома" и т. п.).

Учебная классификация предусматривает для более подроб­ного и последовательного изучения курса товароведения деление непродовольственных товаров на одежно-обувные товары и товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подраз­деляют на группы, принятые в торговой классификации.

В течение длительного времени широко применялась прейску­рантная система классификации, предусматривающая выделение 144 прейскурантных групп.

Нередко в товароведении используются стандартные класси­фикации, представленные в государственных и отраслевых стан­дартах.

Важное значение имеет экономико-статистическая система классификации, базирующаяся на Общероссийском классифика-


торе продукции ОК 005-93 {ОКП) (ранее Общесоюзный класси­фикатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Согласно ОКП всю продукцию объединяют в классы (с 01 по 98) по отраслевому принципу и виду исходного сырья. Деление продукции проводят по десятичной системе. Каждый класс делят на 10 подклассов, подкласс - на 10 групп, группу - на 10 подгрупп, подгруппу - на 10 видов.

Эти пять категорий составляют высшие классификационные группировки. Вид подразделяют на разновидности: подвиды, мар­ки, модели и др.

На основе ОКП проводят кодирование товаров.

Кодирование товаров представляет собой процедуру присвое­ния товарам определенного цифрового, буквенного или буквенно-цифрового номера - кода.

Согласно экономико-статистической системе продукции при­сваивают десятичный цифровой код. Шесть цифр кода применяют для обозначения высших классификационных группировок. При этом первые две цифры обозначают номер класса, третья - номер подкласса, четвертая - номер группы, пятая - номер подгруппы, шестая - номер вида продукции.

Последние четыре цифры кода служат для внутривидовых обозначений и указывают на конкретные марки, типоразмеры, модели.

К сожалению, в торговле применение ОКП затруднено, т. к. в этой системе специально не выделены классы товаров народного потребления, а эти товары разнесены по разным классам.

Низшей степенью классификации является присвоение товару определенного артикула. Артикул представляет собой условное обозначение, присваиваемое товару в целях отражения его осо­бенностей и отличия от другого аналогичного по виду товара по несущественным признакам.

Использование артикулов заменяет подробное описание това­ров особым обозначением, тем самым ускоряя ведение торговой документации, учета товаров, облегчает изучение спроса и состав­ления заказов на поставки товаров.


Глава 1


Теоретические основы товароведения









Сейчас читают про: