Эта задача состоит в определении реактивных сил и моментов в кинематических парах, а также движущих сил и моментов приводных двигателей. Эта задача решается методом кинетостатики, основанном на принципе Даламбера.
Главный вектор сил инерции звена:

Главный момент сил инерции определяется в подвижной системе координат, связанной со звеном:

- тензор инерции в центре масс.

Центральные моменты инерции:

Если координатные оси совпадают с главными центральными осями инерции, то центробежные моменты инерции равны нулю. Такими осями являются оси инерции. В этом случае:

Рассмотрим силовой расчет манипулятора
. Находим силы инерции звеньев и транспортируемой детали:

Определяем моменты сил инерции звеньев:

Расчет начинаем с последнего звена “3”. Рисуем его расчетную схему.

Уравнение сил:

- сила тяжести детали.
- сила тяжести звена “3”.
- неизвестная реакция звена “3” со стороны звена “2”.


Уравнение равновесия моментов относительно точки “C”:

- неизвестный реактивный момент, действующий на звено “3” со стороны звена “2”. Находим
:


В результате векторное уравнение моментов приводится к трем скалярным уравнениям, из которых определяется
:

- движущий момент во вращательной паре “C”.
Известными являются
.
Из уравнения равновесия определяется 
- движущая сила в поступательной паре “B”.
Последним рассматривается звено “1”:

Из уравнения равновесия определяется 
- движущий момент во вращательной паре “A”.
Основная теорема зацепления.
Взаимодействующие поверхности звеньев высшей пары, обеспечивающие заданный закон их относительного движения должны быть выполнены так, что бы общая нормаль к ним в любой точке контакта была перпендикулярна вектору относительной скорости:

Если условия теоремы не выполняются, то появится составляющая
на нормаль, что вызовет отрыв или внедрение поверхностей, что исключается.
Рассмотрим плоское зацепление:

W – мгновенный центр скоростей или полюс зацепления.
n – n – походит через полюс зацепления.

Основная теорема плоского сцепления.
(Теорема Виллиса).
Проекции звеньев высшей пары, передающей вращение между параллельными осями с заданным отношением угловых скоростей, должны быть выполнены так, что бы общая нормаль к ним в точке контакта делила межосевое расстояние на части, обратно пропорциональные угловым скоростям.
Следствия:
1) При
полюс зацепления перемещается по межосевой линии.
2) При
полюс зацепления является неподвижной точкой и определяется радиусами
, которые перемещаются одна по другой без скольжения и называются начальными.
Эвольвента окружности.
Def: эвольвентой окружности называется траектория общей точки прямой линии, перекатывающейся без скольжения по окружности. Эта окружность называется основной.
Условие переката без скольжения -
.

- угол продолжения эвольвенты в точке “M”.
- радиус – вектор в точке “M”.

(1) и (2) - уравнения эвольвенты в параметрической форме.
Свойства эвольвенты вытекают из условия образования:
Эвольвента начинается на основной окружности и делит правую и левую ветви. Нормаль в эвольвенте любой ее точке касается основной окружности, а точка касания – есть центр кривизны эвольвенты.
Две эвольвенты одной и той же основной окружности являются эквидистсентными.
При
эвольвента обращается в прямую линию.
Основные геометрические характеристики зубчатых колес.
Рассмотрим торцовое сечение цилиндрического зубчатого колеса с внешними зубями.
Профиль зуба состоит из эвольвентной части и переходной кривой. Их общая точка
- граничная точка профиля.
Окружной шар зубьев – расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге окружности. Для окружности произвольного радиуса 
- толщина зуба.
- ширина впадины.
Длину произвольной окружности можно выразить двояко:

- модуль зубьев на окружности.
Шаг
и модуль
зависят от того, к какой окружности они относятся.
Делительная окружность – окружность, на которой модуль зубьев стандартному модулю зуборезного инструмента.
Модуль зубьев разделительной окружности называется расчетным модулем колеса.
Радиус делительной окружности:
.
На основании уравнения эвольвенты:
.
- угол профиля на делительной окружности
.

- угловой шаг зубьев.
- высота зуба.

- высота делительной ножки зуба.
- высота делительной головки зуба.

Основные свойства и характеристики эвольвентного зацепления.
Рассмотрим внешнее зацепление эвольвентных профилей.
Первое свойство:
Эвольвентное зацепление обеспечивает передаточное отношение.
Линия зацепления – траектория общей точки контекста “K” профилей.
Второе свойство:
В эвольвентном зацеплении линией зацепления является прямая “n-n” – общая касательная к основным окружностям.
Угол зацепления – угол
между линией зацепления и перпендикуляром к межосевой линии.
Активная линия зацепления – участок
линии зацепления, заключенный между окружностями вершин.
Эвольвентные профили касаются только на этом участке.
В контакте участвуют только активные профили
.
Третье свойство:
При внешнем зацеплении эвольвентные профили могут касаться только в пределах отрезка
, поэтому активная линия
не должна выходить за предельные точки
, так как там эвольвенты не имеют общей нормали и пересекаются (интерференция эвольвент).
Из
связь между радиусами начальных и основных окружностей:

Межосевое расстояние:

Так как радиусы
являются неизменными из (1) и (2) вытекает:
Четвертое свойство:
При изменении межосевого расстояния в эвольвентном зацеплении передаточное отношение не изменяется, но изменяется угол зацепления
и радиусы начальных окружностей, так что
, где
- новые значения.

Между окружностями вершин одного колеса и окружностью впадин другого должен быть радиальный зазор “C”. Обычно
, где
- стандартный коэффициент радиального зазора.
Тогда радиусы вершин зубьев:

Качественные показатели зацепления.
1) Угол перекрытия.
Угол перекрытия – угол поворота колеса за время зацепления одной пары зубьев.
- для первого колеса.
- для второго колеса.
Коэффициент перекрытия:
- отношение угла перекрытия к угловому шагу зубьев.
Необходимо
. В этом случае следующая пара зубьев входит в зацепление в точке
еще до того, как предыдущая пара выходит из зацепления в точке
.
Коэффициент перекрытия является показателем непрерывности и плавности зацепления.
Стандарт (требует) рекомендует:
- для прямозубых колес.

- углы профиля эвольвент на окружностях вершин.

- возрастает с увеличением 
- убывает с увеличением 
- не зависит от модуля 
2) Удельное скольжение зубьев.
В данной точке контакта отношение скорости скольжения к скорости перемещения точки контакта по профилю.
- для первого контакта.
- для второго контакта.

- передаточное число.
- радиусы кривизны эвольвент в точке касания “K”.

Эпюра удельных скольжений по высоте зуба имеет вид:
- начальные окружности перекатываются без скольжения.
3) Приведенный радиус кривизны профилей в полюсе зацепления.

“+” – для внешнего зацепления.
“ - ” – для внутреннего зацепления.

Исходный производящий контур цилиндрических эвольвентных колес.
- угол главного профиля.
- коэффициент высоты головки зуба
- коэффициент радиального зазора.
- коэффициент радиуса кривизны переходной кривой.

Граничные прямые определяют скругления от прямых участков.
По делительной прямой ширина зуба равна ширине впадины.
Колеса без смещения о со смещением исходного контура.
Если делительная прямая касается делительной окружности нарезаемого колеса, то нарезается колесо без смещения, в противном случае нарезается колесо со смещением.
- смещение исходного контура.
- коэффициент смещения.
- делительная прямая не пересекает делительную окружность – смещение положительно.
- делительная прямая пересекает делительную окружность – смещение отрицательно.
- колеса без смещения.
В процессе нарезания начальная прямая и делительная окружность перекатывается друг по другу, поэтому толщина зуба колеса по делительной окружности равна ширине впадины
по начальной прямой.
Для колеса без смещения:

В общем случае:

Станочное зацепление нарезаемого колеса с реечным инструментом.

- граничная точка профиля.
Из рисунка:

или:

- радиус кривизны граничной точки (эвольвенты в граничной точке)

Подрезание зубьев.
Из формулы
видно, что для каждого
существует такой коэффициент
, при котором
, то есть граничная точка
будет лежать на основании окружности
. Этот коэффициент
- коэффициент наименьшего смещения.

Для стандартных параметров
:
или 
Если
, происходит подрезание зубьев – срезание части эвольвентного профиля. Это ослабляет зуб и недопустимо.
Условие отсутствия подрезания:

- наименьшее число зубьев, нарезанных без подрезания.

Для стандартных параметров
- без смещения.
- незначительное подрезание.
Путем соответствующего выбора коэффициентов
можно:
1) Устранять подрезание при 
2) Повышать контактную и изгибную прочность зубьев.
3) Получать заданное межосевое расстояние.
Особенности внутреннего зацепления.

Шестерня “1” имеет выпуклые зубья, а колесо “2” – вогнутые.
Касание эвольвент возможно только за пределами отрезка
.
Колеса с внутренними зубьями нарезаются долбяком – колесо с зубьями эвольвентного профиля.
Межосевое расстояние:


Преимущества внутреннего зацепления:
1) Более высокая контактная прочность, так как в контакте находятся выпуклый и вогнутый профиль.
2) Меньшее скольжение зубьев
меньший износ.






