Звено приведения:
Разгон:
- прямая линия
Решение.
При - время разгона.
Задача ограничения периодических колебаний скорости.
Периодические колебания скорости звена приведения при установившемся движении вызываются двумя основными причинами:
1) Несовпадение законов изменения (силовое возмущение).
2) - переменный характер приведенного момента инерции – инерционное возмущение.
(1)
Равномерное движение возможно, если:
1)
2)
Колебания скорости вызывают переменные нагрузки в кинематических парах, что отрицательно влияет на технологический процесс, поэтому они допускаются лишь в определенных пределах.
Вводится коэффициент неравномерности движения:
(2)
(3)
Одним из способов обеспечить заданный коэффициент неравномерности движения является увеличение инерционности машины путем установки дополнительной маховой массы (маховика).
Из формулы (1) видно, что чем больше , тем меньше . Увеличивая массу, увеличиваем , уменьшаем .
Определение постоянной составляющей приведенного момента инерции машины по заданному коэффициенту неравномерности движения.
|
|
- постоянное слагаемое. - переменное слагаемое.
- приведенный момент вращающихся звеньев. - искомый момент инерции маховика.
Пусть при имеем
Тогда находим наибольший перепад:
Учитывая, что , имеем:
(1)
(2)
Общий случай.
Метод Н.И. Мерцалова.
- кинетическая энергия в начале цикла.
Так как неизвестная величина не влияет на характер графика, то достаточно построить график
определяется приближенно по средней угловой скорости:
Используем формулы (1) и (2):
График одновременно является приближением графика
Линия проходит посередине отрезка “ab”
Масштабный коэффициент:
2) Частный случай
В точках экстремума , тогда дифференциальное уравнение:
Следовательно, положение определяется точками пересечения графиков
.
(1)
Пример.
Для машины с синусным механизмом определить момент инерции маховика
Движущий момент (принять постоянным). Сила сопротивления (постоянная) и действует в интервале . Переменной составляющей пренебречь.
Решение.
Кинематические характеристики:
Работа сил сопротивления за цикл:
Работа движущих сил за цикл:
Так как за цикл установившегося движения , то, приравняв, имеем:
Находим углы:
Определение для машины с электроприводом.
Рассмотрим механическую характеристику трехфазного асинхронного электродвигателя переменного тока.
1 – пуск двигателя
2 – критические значения
3 – номинальные значения
4 – холостой ход - синхронная скорость.
2 – 3 – 4 – зона устойчивой работы двигателя.
|
|
1 – 2 – зона неустойчивой работы - при выходе на нее двигатель останавливается (опрокидывается).
Устойчивый участок приближенно можно описать в виде прямой линии, проходящей через точки 3 – 4.
- крутизна (жесткость) характеристики.
Рассмотрим случай, характерный для машин ударного действия.
Холостой ход – от ωmin до ωmax
Рабочий ход – от ωmax до ωmin
Дифференциальное уравнение движения для рабочего хода:
Отсюда:
Составляем дифференциальное уравнение движения для холостого хода:
В (1) и (2) три неизвестных:
Задавая , можно найти и
Учет динамической характеристики двигателя.
Характеристика является статической, так как не учитывает инерционности процессов, связанных с изменением нагрузки во времени.
Для учета этих процессов используется динамическая характеристика в виде:
- электромагнитная составляющая времени.
Переходим к звену приведения.
Уравнение (1) запишем в следующем виде:
Вместе с уравнением (2) рассматриваем уравнение движения звена приведения, которое при
Продифференцируем:
Уравнения (3) и (4) подставим в уравнение (2), учитывая электромагнитную инерцию:
Используем уравнение (5) для определения зависимости при разгоне машины в случае :
, где:
- постоянна.
Составляем характеристическое уравнение:
1) - корни действительные, различные и отрицательные.
При :
Уравнение (8) описывает апериодический процесс.
При - угловая скорость установившегося движения.
2) Корни
Затухающий процесс.
Такой режим разгона допускать не следует!
Если решать рассматриваемую задачу, исходя из статической характеристики, т.е. при , то выявить колебания при разгоне не удастся. Для этого случая было ранее получено:
3)
Уравнение (10) описывает апериодический неколебательный процесс.
Лекция.
Метод кинетостатики. Силы инерции звеньев.
Силовой анализ механизма выполняется методом кинетостатики, который состоит в том, что уравнения движения записываются в форме уравнений равновесия или статики. Для этого к каждому подвижному звену механизма наряду с реально действующими активными силами и реакциями связи прикладываются силы инерции, после чего, на основании принципа Даламбера, составляются уравнения равновесия в следующем виде:
1) Векторная сумма всех сил равна нулю. или
2) Сумма моментов
Силы инерции звена, совершающего плоскопараллельное движение и имеющего плоскость симметрии, параллельную плоскости движения, приводятся к главному вектору , приложенному в центре масс “S” и главному моменту :
- центральный момент инерции.
Силу и момент можно заменить одной силой , приложенной на расстоянии “H” от “S”:
- пара сил
Рассмотрим частные случаи.
1) Поступательное движение звена.
2) Вращательное движение звена вокруг оси, проходящей через центр масс.
3) Вращательное движение вокруг оси, не проходящей через центр масс:
Условия статической определимости плоских кинематических цепей.
Рассмотрим действия реакций в различных кинематических парах без учета трения.
- реакция на звено “1” со стороны звена “2”
Условия статической определимости плоских кинематических цепей.
Рассмотрим действие реакций в различных кинематических парах без учета трения:
1) Вращательная пара. 2) Поступательная пара. 3) Высшая пара.
R12 – реакция на звено 1
со стороны звена 2.
Во вращательной паре неизвестны величина и направление реакций, а точка приложения известна (центр шарнира) – неизвестна.
В поступательной паре неизвестны величина и точка приложения, а направление известно.
В высшей паре неизвестна величина, а точка приложения и направление известны.
Таким образом, общее число неизвестных равно: .
|
|
Общее число возможных уравнений равновесия: 3n,n – число подвижных звеньев.
Следовательно, условие статической определимости в кинематической цепи имеет вид:
Для рычажных механизмов pB = 0, тогда условие:
Этому условию удовлетворяют структурные группы (группы Ассура).
Кинетостатический силовой анализ плоских рычажных механизмов аналитическим методом.
Пример.
Задано:
Закон движения начального звена
Внешняя сила:
Силы тяжести звеньев:
Определить:
Реакции в кинематических парах
(взаимодействие между звеньями)
Решение.
Определяем силы и моменты сил инерции:
Отделяем от механизма статически определимую структурную группу (2,3):
Силы и моменты показываем в положительном
положении кроме сил тяжести.
Их истинное направление укажет знак “+”
или “-” после числовых расчетов.
находим из уравнения:
для всей группы.
Составляем сумму проекций на ось Х:
находим из уравнения:
для звена “2”.
находим из уравнения:
- для всей группы.
В данном случае проходит через т. В.
Реакцию находим в проекциях и из уравнений:
и - для звена “2”.
Рассчитаем начальное звено “1”:
Мур – уравновешивающий (движущий) момент, который действует со стороны привода и обеспечивает принятый закон движения.
Имеем:
Статически определимая задача:
Три неизвестных -
Три уравнения равновесия.
Трение.
По характеру относительно движения различают следующие виды трения:
1) Трение скольжения.
2) Трение качения.
3) Трение верчения (частный случай трения качения).
В зависимости от состояния, взаимодействующих тел:
1) Сухое трение.
2) Трение со смазывающим материалом.
3) Переходные (промежуточные) виды.
Рассмотрим основные закономерности трения скольжения:
RH – нормальная реакция.
- касательная реакция (сила трения покоя {сцепления})
Fg – движущая сила.
В момент трогания с места:
- коэффициент трения покоя (сцепления).
Когда:
- скольжение.
FT – сила трения скольжения, направлена против
- коэффициент трения скольжения.
Для конкретных материалов - постоянен.
|
|
Экспериментальные исследования показывают, что:
1) С увеличением относительной скорости коэффициент трения в большинстве случаев уменьшается, приближаясь к некоторому постоянному значению.
2) С увеличением давления коэффициент трения в большинстве случаев увеличивается.
3) С увеличением времени предварительного контакта коэффициент трения возрастает.
- полная реакция отклоняется на угол φ от нормали.
φ – угол трения.
Угол трения покоя:
Конус трения.
Конус трения ограничивает область равновесия тела (любая сила F, приложенная к телу под углом , не может привести его в движение).
F’ – движущая сила
F’’ – нормальное давление
Если , то и движение невозможно.
Трение скольжения в
поступательной паре.
1) Трение на одной плоскости. 2) Трение по двум плоскостям
(перекос ползуна).
Rn – приложена не в зоне контакта и является равнодействующей двух параллельных сил
и
Суммарная сила трения:
Или:
- приведенный коэффициент трения.
Так как , то при переносе суммарная сила трения больше, чем при отсутствии перекоса.
3) Трение в клиновых направляющих.
Суммарная сила трения:
или:
- приведенный коэффициент трения.
Потери мощности на трение скольжения:
Трение скольжения во вращательной кинематической паре.
а – радиус круга трения.
Полная реакция “R” касается круга трения радиуса “a”.
Он имеет тот же смысл, что и конус трения в поступательной паре.
При силовом анализе удобнее считать, что полная реакция “R”
проходит через центр “O”. Тогда для учета трения надо
добавить момент трения.
.
Для малых углов , тогда:
Реально коэффициент трения между цилиндрическими поверхностями больше, чем между плоскими.
Поэтому:
, - приведенный коэффициент трения во вращательной паре.
1) - для новых неприработавшихся пар.
2) - для приработавшихся пар.
Потери мощности на трение во вращательной паре:
Трение качения в высших кинематических парах.
Покой:
В высших кинематических парах происходит трение качения или одновременно качение со скольжением.
Перекатывание:
Rn – смещается на величину “k” – коэффициент трения качения.
1) При качении стальных колес по стальным рельсам – k = 0.05 мм.
2) Качение автомобильных шин по сухому асфальту – k = 2.5 мм.
Рассмотрим задачу о перекатывании цилиндра движущей силой :
- сила трения покоя (сцепления)
При равномерном движении:
- приведенный коэффициент трения.
Чтобы качение сопровождалось скольжением, необходимо, что бы
- условие чистого качения.
Потери мощности на трение качения.
Коэффициент полезного действия (КПД) и коэффициент потерь.
- цикловой КПД.
АП.С. – работа сил полезного сопротивления;
Аg – работа движущих сил.
За цикл:
- коэффициент потерь.
АВ.С. – работа сил вредного сопротивления.
Вместо работ можно брать средние мощности:
Иногда определяется мгновенный КПД:
N1 – мощность на ведущем звене.
NK – мощность на ведомом звене.
Эти мощности определяются без учета сил инерции.
Для механизмов передач вращательного движения (редуктор) цикловой и мгновенный КПД совпадают.
Мгновенный КПД можно представить:
- движущий момент, определяемый без учета трения.
- отношение движущего момента в идеальном механизме и движущего момента в реальном механизме.
При прямолинейном движении:
КПД при последовательном и параллельном соединении механизмов.
1) Последовательное соединение:
Но - общий КПД. - общий КПД.
Общий КПД всегда меньше самого низкого КПД одного механизма.
2) Параллельное соединение:
- коэффициенты распределения энергии.
или
- общий КПД равен КПД каждого механизма.
Пример 1.
Комбинированный зубчатый механизм.
1 – 2 – простая ступень.
2’ – 3 – 3’ – 4 – H – планетарная ступень.
Определить движущий момент для преодоления момента полезного сопротивления , если заданы КПД отдельных ступеней .
Решение.
Пример 2.
При установившемся движении сила полезного сопротивления действует при движении ползуна “3” слева направо и изменяется по закону .
Определить постоянный движущий момент и мощность движущих сил , если задан КПД всего механизма .
Решение.
КПД передачи “Винт - гайка”.
Передачу “винт - гайка” приближенно можно представить в виде ползуна, движущегося по наклонной плоскости, которая получается путем развертки средней винтовой линии резьбы на плоскость.
- угол наклона средней винтовой линии.
- угол трения.
h – ход винтовой линии.
p – шаг резьбы.
z – число заходов.
;
При прямом ходе винт преодолевает осевую нагрузку :
F – движущая сила.
R – полная реакция.
При равномерном движении:
Силовой треугольник:
или
При
- КПД при прямом ходе.
При обратном ходе винт движется под действием осевой силы (опускание ползуна)
F – тормозящая сила, необходимая для равномерного опускания.
Силы трения изменяют свое направление на противоположное:
- КПД при обратном ходе.
Если , то получается, что КПД при обратном ходе - винтовая пара является самотормозящей – движение под действием любой силы невозможно.
Формулы (1) и (2) используются в случае прямоугольной резьбы.
При треугольной или трапецеидальной резьбе полагают, что движение гайки аналогично движению клинового ползуна.
- приведенный угол трения.
Метрическая резьба :
Формулы (1) и (1) используются и для червячной передачи. При передаче движения от червяка на колесо:
Пример:
Определить движущий момент для преодоления силы сопротивления , приложенной к поступательно перемещающейся гайке “3”. Резьба – прямоугольная.
Решение.
С другой стороны общий КПД:
- передаточная функция механизма.
- передаточная функция винтовой пары.
Таким образом:
Уравновешивание вращающихся масс.
Уравновешивание масс состоит в устранении переменных реакций на опоры от сил инерции.
Для полного устранения этих реакций главный вектор и главный момент инерции должны быть равны нулю.
- динамическое уравновешивание.
- статическое уравновешивание.
- смещение центра масс “S” относительно оси вращения.
При :
- центральные моменты инерции массы.
Из формул (1) и (2) следует, что для динамического уравновешивания должны выполняться два условия:
1)
2)
При выполнении этих двух условий ось вращения совпадает с одной из главных центральных осей инерции тела.
Рассмотрим различные виды неуравновешенности:
1) Статическая неуравновешенность:
В результате:
Мерой статической неуравновешенности является дисбаланс:
(при дисбаланс – сила инерции)
Пример:
Опоры будут нагружены в десятки раз больше веса:
Для устранения статической неуравновешенности надо в направлении, противоположном центру масс поместить корректирующий груз (противовес), масса которого определяется из условия, что:
После установки противовеса центр масс “S” сместится на ось вращения
“O”.Часто вместо установки дополнительной массы высверливают
такую же массу с диаметрально противоположной стороны.
Статическое уравновешивание достаточно для узких деталей,
у которых размер вдоль оси вращения мал по сравнению с остальными размерами.
2) Моментная неуравновешенность:
- пара сил с моментами
Мерой неуравновешенности служит момент дисбаланса:
Так как пару сил можно уравновесить только парой сил, то моментная неуравновешенность устраняется двумя одинаковыми противовесами, которые создают момент :ъ
3) Динамическая неуравновешенность:
- пара сил
- сила.
Динамическую неуравновешенность к двум
статическим в двух плоскостях, поэтому мерой динамической неуравновешенности являются два дисбаланса в двух плоскостях.
Следовательно, динамические неуравновешенности устраняются двумя различными противовесами в двух плоскостях.
Экспериментальное устранение неуравновешенностей называется балансировкой.
Пример: уравновесить массы , вращающиеся на одном валу.
Каждый дисбаланс раскладываем
на 2 параллельных:
Условие уравновешенности:
Строим многоугольники дисбалансов:
Уравновешивание масс механизмов.
Для механизмов в целом чаще всего ограничиваются статическим уравновешиванием, когда
, то есть общий центр масс всего механизма должен быть неподвижным.
Рассмотрим задачу статического уравновешивания масс кривошипно – ползунного механизма:
Статическое размещение масс.
Согласно этому методу, твердое тело
заменяется системой сосредоточенных
(точечных) масс, которые обладают той
же массой и тем же расположением
центра масс, что и заменяемое тело.
Из этих уравнений находим:
В результате в точке “A” сосредоточена вращающаяся масса:
В точке “B” – поступательно движущаяся масса.
На продолжении звена “2” в точке “C” устанавливаем противовес, массу которого находим из условия, что бы центр масс , оказался точке “A”.
В точке “D” устанавливаем противовес, массу которого находим из условия, что бы центр масс оказался в точке “O”.
После установки обоих противовесов общий центр масс общий центр масс механизма окажется в неподвижной точке “O”, где достигается статическое уравновешивание.
Рассмотрение решения является конструктивно неудачным и применяется редко, поэтому часто применяется приближенное статическое уравновешивание, например:
Рассмотрим уравновешивание только вращающихся масс:
Уравновешивание только вращающихся масс:
Неуравновешенной остается сила инерции от поступательно движущейся массы :
Основные сведения о структуре манипуляторов.
Манипулятор – механическое устройство, предназначенное для воспроизведения рабочих функций рук человека.
В основе манипуляторов незамкнутые кинематические цепи с несколькими степенями свободы.
Каждая степень свободы управляется отдельным приводом.
Все механические движения манипуляторов делятся на:
1) Переносные.
2) Ориентирующие.
Переносные движения обеспечивают перемещение объекта манипулирования в требуемую точку пространства, а ориентирующие движения выполняют его ориентацию нужным способом.
Рабочая зона манипулятора будет объемной (пространственной), если число переносных степеней свободы .
Число ориентирующих степеней свободы обычно .
1) Манипулятор
Переносное движение и степени свободы:
- степени свободы.
2) 3)
Часть рабочей зоны, в которой рука манипулятора выполняет свои функции, называется зоной обслуживания.
Для каждой точки зоны обслуживания существует такой телесный (пространственный) угол , внутри которого схват может подойти к этой точке.
- угол сервиса.
- коэффициент сервиса в данной точке.
Маневренность манипулятора – число степеней свободы при неподвижном схвате.
Метод преобразования координат в матричной.
Рассмотрим две системы координат:
Пусть известны координаты точки “Q” в системе
, тогда координаты этой же точки
в системе определяются по формуле:
Здесь каждый коэффициент - косинус угла между - й осью новой системы и - й осью старой системы , причем номера присвоены соответственно осям , а номера - соответственно осям .
Например:
- координаты начала старой системы в новой системе .
Преобразование координат точки по формулам (1) можно двумя способами:
1) С помощью матриц третьего порядка.
2) С помощью матриц четвертого порядка.
Матрица учитывает поворот координатных осей из системы “b” в систему “a”.
Матрица – столбец учитывает параллельный перенос осей.
- обратное преобразование.
2)
После перемножения матриц по формуле (2) получается выражение (1) и тождество 1 = 1.
Преобразование координат векторов выполняется с помощью матриц поворота , так как проекции вектора не зависят от параллельного переноса осей.
Часто для перехода из системы используются промежуточные системы координат
Сравнивая (3) и (4), получаем:
Составим выражения матриц для одноосных поворотов.
1) Поворот вокруг общей оси :
м
2) Поворот вокруг общей оси :
3) Поворот вокруг общей оси
Составить преобразование из
Прямая задача кинематики манипуляторов.
Задача состоит в определении положения, скоростей и ускорений его звеньев и отдельных точек по известным законам изменения его обобщенных координат.
С каждым звеном связываем систему координат. - неподвижная, остальные – подвижные.
Обобщенные координаты:
- угол поворота звена “1” относительно звена “0” вокруг оси
- перемещение звена “2” относительно звена “1” вдоль оси
- угол поворота звена “3” относительно звена “2” вокруг оси
В задаче о положениях определим координаты центра схвата в неподвижной системе координат , если известны координаты точки в системе
Для этого осуществляем последовательный переход от системы к системе
Матрица полностью определяет ориентацию руки “3” в неподвижной системе координат , так как столбцы этой матрицы представляют собой направление косинуса осей
Угловая скорость любого звена манипулятора определяется на основании соотношения:
- абсолютная частота.
- переносная частота.
- относительная частота.
относительно звена “1” , так как звенья “2” и “1” связаны поступательной парой.
Запишем в неподвижной системе координат:
Угловое ускорение получим путем дифференцирования выражен