Потенциал фирмы оценивается как располагаемыми ею ресурсами (сырье, оборудование, кадры, финансы, информация и т.п.), так и характеристиками движения ресурсов (время этапов движения, мощность потоков ресурсов, эффективность использования и т.п.). Отделить одно от другого сложно. Поэтому в данном случае для формирования перечня исследуемых составляющих потенциала фирмы используется ресурсно-функциональный подход, определяющий следующий обязательный перечень исследуемых составляющих потенциала фирмы.
В качестве основы для формирования базовых перечней характеристик можно использовать следующие наборы характеристик.
Маркетинг:
- продукты (услуги), производимые фирмой;
- концентрация продажи на нескольких продуктах или нескольких покупателях;
- возможность собирать необходимую информацию о рынке;
- доля рынка;
- номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения: жизненный цикл основных продуктов;
- каналы распределения: число, охват и контроль;
- организация эффективного сбыта: знание потребностей покупателей;
|
|
- имидж, репутация и качество товара (услуги);
- результативность и эффективность продвижения товаров на рынок и их реклама;
- ценовая политика и гибкость в установлении цен;
- процедуры установления обратной связи с рынком и развитие новых продуктов, услуг и рынков;
- послепродажное обслуживание и отслеживание проданного товара;
- отношение к марке.
Производство:
- стоимость сырья его доступность, отношения с поставщиками;
- система контроля запасов, оборот запасов;
- местонахождение производственных помещений, расположение и использование мощностей;
- экономия от масштаба производства;
- техническая эффективность мощностей и их загруженность;
- степень вертикальной интеграции, чистая продукция и прибыль;
- эффективность и отдача от использования оборудования;
- эффективность процедуры контроля за процессом изготовления продукта, проектирование, составление графика работы, закупка, контроль качества;
- сравнительная по отношению к конкурентам и отрасли величина издержек и качества технологии;
- исследования и разработки, инновации;
- патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара.
Кадры:
- соотношение численности исполнительского и управленческого персонала;
- мораль и квалификация сотрудников;
- стоимость трудовых отношений в сравнении с отраслевой и стоимостью трудовых отношений у конкурентов;
- кадровая политика;
- использование стимулов для мотивирования выполнения работы;
- возможность контролировать перепады в найме рабочей силы;
- текучесть кадров и прогулы;
|
|
- особенность квалификации сотрудников;
- опыт.
Финансы:
- стоимость капитала по сравнению с отраслевой и стоимостью капитала у конкурентов;
- отношение к налогам;
- отношение к хозяевам, инвесторам, акционерам;
- возможность использования альтернативных финансовых стратегий;
- рабочий капитал: гибкость структуры капитала;
- эффективный контроль за издержками: возможность снижения издержек;
- эффективность и действенность системы эккаунтинга для учета издержек, бюджета и планирования прибыли.
Управление и организация фирмы:
- структура управления;
- престиж и имидж фирмы;
- организация системы коммуникаций;
- общая для всей организации система контроля (эффективность и использование);
- организационный климат, культура;
- использование систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
- квалификация, способности и интересы высшего руководства;
- система стратегического планирования;
- внутриорганизационная синергия (для многоотраслевых фирм).
Пониманию организационной культуры способствует изучению того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписанные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п., насколько об этом осведомлены все сотрудники организации и насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно предположить с высокой степенью соответствия действительности, что организация обладает сильной организационной культурой.
Выбор ключевых характеристик потенциала фирмы
Выбор ключевых характеристик потенциала фирмы приводит к ограничению рассматриваемых характеристик и сосредоточению внимания на наиболее важных. Выбор осуществляется с помощью таблицы 7. В графу 1 таблицы вносится базовый перечень характеристик для конкретной исследуемой составляющей потенциала фирмы. С учетом результатов анализа возможностей и угроз экспертным методом оценивается важность внесенных в базовый перечень характеристик по шкале равной количеству их. Оценки важности указываются в графе 2. Пять характеристик, получивших наибольшие оценки, вносятся в графу 3.
Таблица 7. Выбор ключевых характеристик _________________ составляющей потенциала фирмы
Базовые характеристики | Оценка важности | Ключевые характеристики |
1. 2. . . . . . . . . . 10. | 1. 2. 3. 4. 5. |