Конкурентная стратегия – стратегия конкуренции, применяемая компанией на каждом конкретном рынке.
Конкурентное преимущество – совокупность факторов, определяющих уникальное положение компании, дающих ей определенное превосходство над конкурентами.
Общие стратегии по Мескону:
• Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции (это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия).
• Стратегия роста осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года (расширение ассортимента товаров; одна фирма приобретает другую фирму отрасли).
• Стратегия сокращения. Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом (для рационализации и переориентации деятельности). Ликвидация, отсечение лишнего.
• Стратегия сочетания (объединение трех упомянутых стратегий) Купил одно, продал другое.
Стратегии роста:
Способы внутреннего роста:
- Проникновение на рынок (увеличение доли рынка за счет активного продвижения продукта, услуги)
- Развитие рынка (идентификация новых рыночных сегментов или нового применения существующего продукта, услуги)
- Развитие продукта, услуги (модификация существующих продуктов или разработка новых для настоящих или потенциальных потребителей)
Способы внешнего роста:
- Горизонтальная интеграция (покупка компании в той же сфере бизнеса)
- Стратегические альянсы (создание альянсов для лучшего рыночного позиционирования, развития продукта или процесса производства)
Конкурентные стратегии по Портеру:
• Преимущество в издержках (компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли) Honda, Toyota (до приобретения Lexus)
• Дифференциация (создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами) General Motors
• Фокусирование (сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей, определенной группе товаров или на ограниченном географическом секторе рынка) Porsche
• Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат.
• При фокусировании на дифференциации компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте.
Типовые стратегии Юданова:
n виолентная (силовая) стратегия
n патиентная (нишевая) стратегия
n коммутантная (приспособленческая) стратегия
n эксплерентная (пионерская) стратегия
Характеристики коммутантной стратегии:
n профиль производства – универсальное, мелкое
n размер компании - мелкие
n устойчивость компании - низкая
n факторы силы в конкурентной борьбе – гибкость, многочисленность
Характеристики патиентной стратегии:
n профиль производства - специализированное
n размер компании – мелкие, средние, крупные
n устойчивость компании - высокая
n факторы силы в конкурентной борьбе – приспособленность к особому рынку
Характеристики виолентной стратегии:
n профиль производства - массовое
n размер компании - крупные
n устойчивость компании - высокая
n факторы силы в конкурентной борьбе – высокая производительность
Характеристики эксплерентной стратегии:
n профиль производства - экспериментальное
n размер компании – средние, мелкие
n устойчивость компании - низкая
n факторы силы в конкурентной борьбе – опережение в нововведениях
Модель «продукт – рынок» И. Ансоффа - стратегии:
n рост на существующих товарах - рынках
n разработка нового товара для существующего рынка
n расширение рынка существующих товаров
n новые продукты для новых рынков