Вопросы. 1. Значение внутренней секреции, сенсорных систем и высшей нервной деятельности в регуляции функций и интеграции организма в единое целое

1. Значение внутренней секреции, сенсорных систем и высшей нервной деятельности в регуляции функций и интеграции организма в единое целое. Клинико-физиологические методы исследования эндокринных желез, сенсорных систем и высшей нервной деятельности.

2. Общая характеристика гормонов и желез внутренней секреции. Единство нервной и гуморальной регуляции функций организма. Основные типы (направления) и механизмы действия гормонов. Понятие о пептидах, нейропептидах, простагландинах и их значение в регуляции функций организма. Особенности гормональной регуляции.

3. Гормоны гипоталамо-гипофизарной системы, щитовидной, паращитовидных, поджелудочной, половых желез, эпифиза, тимуса и надпочечников. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства содержания глюкозы в организме.

4. Взаимодействие эндокринной системы с другими системами организма, направленное на поддержание гомеостаза (на примере ренин-антгиотензин-альдостероновой системы, кальцийрегулирующих гормонов, инсулина и контринсулярных гормонов, регуляции иммунных реакций организма и др.).

5. Стресс, определение понятия, стресс-реализующие и стресс-лимитирующие системы. Последствия и биологическое значение стресса.

6. Общие закономерности деятельности сенсорных систем (анализаторов). Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализаторов и их характеристика.

7. Частная физиология сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, вкус, вестибулярный, соматосенсорный, висцеральный анализаторы).

8. Боль. Теории и механизмы формирования боли. Ноци- и антиноцицептивная системы. Особые виды боли. Общие принципы обезболивания.

9. Учение о ВНД (роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова). Принципы рефлекторной теории.

10. Безусловные рефлексы и инстинкты, условный рефлекс (правила образования, классификация, структурно-функциональная основа и механизмы образования).

11. Явление торможения в высшей нервной деятельности. Виды торможения. Современные представления о механизмах торможения.

12. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип и его значение.Функциональная система поведенческого акта (П.К. Анохин). Мотивации, эмоции, память, бодрствование и сон.

13. Особенности высшей нервной деятельности у человека. Учение о I-ой и II-ой сигнальных системах. Типы ВНД. Экспериментальные неврозы. Основные формы неврозов у человека.

14. Возрастные особенности функционирования эндокринной системы, сенсорных систем и высшей нервной деятельности.

Задачи

Тема: "Железы внутренней секреции"

1. Методы изучения желез внутренней секреции. У больного в моче обнаружена глюкоза, содержание ее в суточном объеме мочи составило 200г. Как называется установленное явление и какова его непосредственная причина?

2. Методы изучения желез внутренней секреции. В результате травмы или по другой причине уменьшается функция задней доли гипофиза. Может ли это повлиять на процесс образования мочи? Каков механизм?

3. Что произойдёт с функцией железы внутренней секреции (например, коры надпочечников) если в организм вводить большие дозы гормонов, вырабатываемых этой железой?

4. В результате травмы у молодой женщины была нарушена функция аденогипофиза и у неё развилась аменорея. Какой механизм данного явления?

5. Собаке ввели большое количество физиологического раствора. Повлияет ли это на деятельность гипофиза?

6. У человека с недостаточным образованием кортизола в надпочечниках усиливается пигментация кожных покровов. С чем это связано?

7. Как изменится продукция АКТГ и кортизола при длительном введении в организм глюкокортикоидов?

8. С возрастом происходит понижение чувствительности гипоталамических рецепторов к стероидным гормонам. Как это отразится на содержании в крови половых гормонов и глюкокортикоидов?

9. У молодой женщины отмечается увеличение щитовидной железы при одновременном снижении уровня тиреоидных гормонов в крови. О недостаточном поступлении в организм какого элемента может идти речь в данном случае?

10. После операции на щитовидной железе у больного стали периодически появляться судороги. С чем это вероятнее всего связано?

11. У большинства тучных людей через некоторое время после приема пищи отмечается выраженное снижение уровня глюкозы в крови. Действием какого гормона это объясняется?

12. Впервые основной симптом сахарного диабета – наличие глюкозы в моче был обнаружен случайно без использования какой бы то ни было аппаратуры. Как это произошло? Попробуйте догадаться.

13. Изменение деятельности какой эндокринной железы может одновременно сопровождаться гипергликемией, глюкозурией, кетонурией, ожирением печени, повышением распада белка?

14. Во время физической нагрузки у испытуемого снизилось образование мочи и уменьшилось в ней содержание натрия. Уровень каких гормонов и по какой причине увеличился в крови?

15. По медицинским показаниям женщине вводят тестостерон. Какие изменения внешнего вида и поведения женщины следует ожидать?

16. Ранняя диагностика беременности основана на исследовании образца мочи женщины. Какой принцип данной диагностики?

17. В период беременности во внешнем облике женщины наблюдаются временные изменения, среди которых могут иметь место некоторая диспропорция и огрубление черт лица, увеличение кистей и стоп. Чем это объясняется?

18. Под влиянием какого гормона у большинства женщин блокируется месячный цикл во время кормления грудью?

19. В эксперименте у взрослого мужчины в период ночного сна в плазме крови определили уровень кортизола, инсулина, адреналина, вазопрессина и соматотропина. Уровень каких гормонов оказался повышенным или пониженным по сравнению с бодрствующим состоянием.

20. Регулярная работа в ночную смену сопровождается повышением риска развития многих заболеваний. Как объяснить данное явление?

21. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?

22. Дети, которые находились на полноценном грудном вскармливании, как правило отличаются уравновешенностью психических процессов, добродушием, хорошей коммуникабельностью. Как можно объяснить данное явление?

23. Взрослый мужчина участвовал в боевых действиях и без ранений в удовлетворительном психическом состоянии вернулся домой. Через 2 года у него внезапно развивается инфаркт миокарда и он погибает. Какой наиболее вероятный механизм данного явления?

Тема: "Физиология анализаторов"

1. Сколько горошин под пальцами ощущается человеком с закры-тыми глазами, если катать одну горошину двумя не перекрещенными и перекрещенными пальцами? Дайте объяснение результатам опыта (описал этот феномен Аристотель). (мед. псих. фак.)

2. Какой покажется испытуемому вода, температура которой 20° при помещении в нее обеих рук, если до этого он держал одну руку в воде температурой 40°, а другую - температурой 10°? Чем объяснить возникающие при этом ощущения?

3. Человека усадили в кресло Барани и вращают с частотой 1 оборот за секунду. К какому состоянию это может привести? Опи-шите его проявления и объясните причину их возникновения. (мед. псих. фак.)

4. Человека укачало в автобусе. Какие при этом проявляются рефлекторные реакции, в чем они выражаются и какова их причина?

5. У человека в связи с перенесенным заболеванием (двусторонним отитом) повреждены оба средних уха. Может ли пострадавший воспринимать звуки?

6. С возрастом диапазон воспринимаемых человеком звуковых ча-стот меняется. Какой он должен быть у новорожденного; у 6-лет-них детей; у лиц 20- и 70-летнего возраста? В чем причина раз-личий?

7. Человек постоянно носит очки с оптической силой - 5Д и только иногда, при чтении, их снимает. Нормальная ли у него рефракция? Какие предметы без очков он видит четко? Изобразите ход лучей в его глазу. Как называется такой глаз?

8. Человек постоянно носит очки с оптической силой + 1,25 Д. Нормальна ли у него рефракция? Какие предметы без очков он ви-дит четко? Изобразите ход лучей в его глазу. Как называется та-кой глаз?

9. Молодые люди эмметропы четко видят предметы, расположенные на разных расстояниях. Дайте название этому явлению и опишите его механизм.

10.Человек прошел из темного коридора в ярко освещенную ком-нату. Как у него изменится ширина зрачков? Опишите механизм этого явления.

11.Гуляя в лесу, человек увидел змею. От страха его зрачки расширились. Опишите механизм этой реакция и биологическое значение.

12.Человека, входящего в кинозал во время сеанса, нужно проводить и усадить на свободное место, так как он ничего не видит. Только спустя некоторое время зритель начинает различать пред-меты. Как называется это явление? Опишите его механизм.

13.Врач-рентгенолог, начиная рабочий дань в рентгенологиче-ском кабинете, прежде всего производит полное затемнение, а к обследованию пациентов за рентгеновским экраном приступает лишь через 10 минут. Какое явление при этом достигается? Опишите его механизм.

14.Темной звездной ночью, рассматривая небо, всякий раз в центре поля зрения мы замечаем небольшое количество ярких, крупных звезд, а по периферии - множество звезд разной вели-чины и яркости. Объясните это явление.

15.Четко и ясно мы видим только предметы, лучи от которых попадая в глаз проецируется на желтое пятно сетчатки. Пред-меты, рассматриваемые "боковым" зрением кажутся расплывчаты-ми. Объясните это явление.

16.Мальчики на поляне собирали землянику. Один из них сорвал спелые, красные ягоды. В лукошке у второго оказалось много не-зрелых. Чем это объяснить? Какие нарушения восприятия цветов вам известны?

17.Классу дали задание написать копию картины Левитана "До-рожка". Все дети на своих рисунках деревья и траву по краю дорожки изобразили зелеными, а у одного ученика они закраше-ны красным, желтым, синим. Чем объясняются его ошибки? Ка-кие нарушения восприятия цветов вам известны?

18.При определении границ поля зрения с помощью периметра рассматриваемый предмет кажется бесцветным при нахождении его на периферии. Окраска различается при продвижении его к центру. Объясните это явление. Какие рецепторы находятся в сетчатке и каковы их функции? Какое существует представление о функционально разных рецепторах в сетчатке?

19.Острота зрения у студента нормальная. Как это было уста-новлено? Что называется остротой зрения и от чего она зави-сит?

20.Обследуемый с расстояния 5 м смог прочитать вторую отроку сверху на таблице Сивцева. Опишите его остроту зрения. Дайте определение этому понятию и расшифруйте механизм.

21.Обследуемый с расстояния 5 м читает последнюю строку сни-зу по таблице Сивцева. Чему равна у него острота зрения? Оце-ните этот показатель и приведите объяснения. (мед. псих. фак.)

22.Обследуемый окружающие предметы видит искаженными, незави-симо от их расстояния до глаза - так, как если бы он смотрел через оконное стекло, по которому текут струи воды. Опишите состояние рефракции у этого испытуемого. Какова будет ваша рекомендация? (мед. псих. фак.)

23.Для обследования использовано табло с двумя светящимися точками, расстояния между которыми можно произвольно изменять. Какое свойство зрительного аппарата при этом оценивается?

24.При искусственном смещении одного глазного яблока в сторону, окружающие нас предметы начинают двоиться. Чем это объясняется? Почему в обычных условиях предмет при рассматривании его двумя глазами виден слитно?

25.В результата многолетней работы в цеху с производственным шумом у 30-летнего рабочего сохранился диапазон восприятия звуковых частот от 10000 до 18000 Гц. Какой отдел звукового анализатора нарушен у этого рабочего? Какой диапазон звуковых частот воспринимают здоровые люди этого возраста?

26.55-летний человек читает газету, отодвинув ее на расстоя-ние вытянутых рук. Почему невозможно чтение на более близком расстоянии? Как называется такое состояние? Чем оно обусловле-но?

27.Погонится ли бык на корриде за тореадором, если в руках у того будет не красный, а зеленый плащ? Объясните реакцию жи-вотного.

28.Раствор одинакового состава, в который входит 2 вещества разного вкуса, налили в две колбы. Студенту предложили опреде-лить вкус растворов, находящихся в каждой из колб. Он сделал глоток из первой колбы и ощутил горечь. Из второй колбы обследу-емый попробовал раствор кончиком языка: при этом возникло ощу-щение сладкого. Объясните, почему раствор одинакового состава вызвал разные вкусовые ощущения? Какие вы знаете рецепторы вку-са и где они расположены?

29.У больного диагностировано двустороннее поражение язычно-го нерва. Какие нарушения при этом возникают и почему? (мед. псих. фак.)

30.Больной обратился к невропатологу по поводу сильной, пе-риодически возникающей боли в левой руке и левой лопатке. Пос-ле тщательного обследования невропатолог порекомендовал обра-титься к кардиологу. Почему?

31.При нанесении слабых уколов на кожу тыльной поверх-ности кисти испытуемый в большинстве случаев ощущал прикосно-вение, изредка - боль. При более интенсивных уколах той же области, он чувствовал только боль. Дайте объяснение этому явлению.

32.Вошедший в комнату человек почувствовал резкий запах ландышей. Спустя некоторое время он перестал его ощущать. Почему люди, длительно находившиеся в этом помещении, перестают ощу-щать этот запах?

33.Какой будет реакция кошки, у которой произведено холодовое выключение всех релейных ядер таламуса, на действие раз-личных раздражителей: звонка, яркого света, действия на кожу касалки, прикосновения горячего предмета, запаха куриного бульона? Дайте объяснение особенностям ее реакции. (мед. псих. фак.)

34.Почему под водой определить, откуда исходит звук, трудней, чем в воздушной среде? (мед. псих. фак.)

35.У испытуемого вызывали рефлекс Данини-Ашнера (при открытых глазах). Он заявил, что при этом предметы начали двоиться. Не свидетельствует ли это о какой-то патологии?

36.Почему мы не ощущаем кольцо, которое носим постоянно на пальце, и в то же время отчетливо чувствуем, что на этот палец села муха?

37.При передаче информации в сенсорных системах используется, в частности, принцип частотной модуляции. В одной и той же группе рецепторов в эксперименте дважды зарегистрированы "пачки" импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой "пачке" одинаково. Можно ли утверждать, что в обоих случаях передавалась одна и та же информация? (мед. псих. фак.)

38.Если во время сильного волнения проверить вкусовые ощущения человека, то будут они ослаблены или усилены по сравнению со спокойным состоянием? (мед. псих. фак.)

39.Известный революционер Камо (Тер-Петросян), попав в тюрьму, симулировал психическое расстройство, выражающееся в отсутствии болевой чувствительности. Камо хохотал, когда ему прижигали кожу, кололи иголками и т.д. Однако у тюремных врачей возникали сомнения? На чем они основывались?

40.Почему самые разнообразные раздражители (звук, свет, запах и т.д.) вызывают в рецепторной клетке единообразный ответ - возникновение рецепторного потенциала?

41.Испытуемому проводят пробу Воячека - вращают в кресле Барани с частотой 1 оборот за 2 с при наклоне головы кпереди под углом 30°. Функции какого анализатора выясняются указанной пробой? (мед. псих. фак.)

42.Какие нарушения полей зрения возникают при поражении: а) зрительного нерва, б) зрительного тракта, в) хиазмы?

43.На экспертизу привели человека, который утверждает, что не слышит звуков. Врач-отоларинголок исключил заболевание органа слуха. Тогда у обследуемого была зарегистрирована ЭЭГ от затылочных. Теменных и височных областей мозга в состоянии умственного и физического покоя с закрытыми глазами, а затем - при действии звуковых раздражителей. Заключение подтвердилось. На каком основании было опровергнуто ложное утверждение обследуемого? О чем свидетельствуют данные ЭЭГ?

44.Расстояние между двумя волосками Фрея 20 мм. Чем будет различаться прикосновение такой парой волосков на спине и на ладони?

Тема: "Высшая нервная деятельность"

1. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было. В чем причина торможения условных рефлексов?

2. Как известно, условный рефлекс можно выработать практически на действие любого индифферентного раздражителя. Причем рефлекс вырабатывается весьма быстро. У одной собаки в павловских лабораториях никак не удалось выработать УР на определенный раздражитель, а именно: бульканье воды. Попытайтесь объяснить этот необычный результат.

3. У одной собаки при виде спринцовки начинается усиленное выделение слюны. Другая собака при действии звонка многократно сгибает заднюю лапу. Что общего в этих условных рефлексах?

4. Известно, что сила (биологическая значимость) условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удается. Действительно, сигнал о чем-то предстоящий не может быть важнее, чем то, о чем он сообщает. Поэтому очень трудно выработать, например, условный пищевой рефлекс на болевое раздражение (действие тока). Однако в лаборатории И.П. Павлова в знаменитых опытах Ерофеевой удалось выработать такой условный рефлекс. При действии тока (условный раздражитель) собака выделяла слюну, облизывалась и виляла хвостом. Как удалось этого добиться? (мед. псих. фак.)

5. Как доказать в эксперименте на животном (физиологическим путем), что данный орган, например, кишечник имеет афферентное представительство в коре? (мед. псих. фак.)

6. Один из способов работы с алкоголизмом состоит в выработке условного рвотного рефлекса на алкоголь. Как вырабатывают этот рефлекс? (мед. псих. фак.)

7. Как доказать в эксперименте на животном, что данный орган, например, почка может управляться сигналами, поступающими из коры больших полушарий? (мед. псих. фак.)

8. Можно ли при помощи метода условных рефлексов установить, что человек стимулирует глухоту?

9. Как доказать, что выделение слюны у собаки при виде и запахе мяса является условнорефлекторной, а не врожденной реакцией? Почему такие рефлексы называют натуральными (естественными)?

10. Как выработать у собаки комплексный условный рефлекс на время и обстановку?

11. Привила образования условного рефлекса. Почему у собаки плохо вырабатывается условный рефлекс в шумном помещении.

12. Какой из видов торможения имеет наиболее выраженную охранительную функцию.

13. Что будет наблюдаться если метроном с частотой 60 ударов подкреплять безусловным рефлексом, а метроном с частотой 120 ударов - не подкреплять. Как обозначается это явление?

14. Приведите примеры динамического стереотипа у животных и человека. В чем заключается приспособительное значение динамического стереотипа?

15. Действие безусловного раздражителя предшествует даче условного раздражителя на 15 секунд. Выработается ли условная рефлекторная реакция у животного в данном случае. Какие необходимы условия для образования условного рефлекса.

16. У человека-правши в результате травмы головного мозга нарушилась способность говорить и понимать речь. С какой стороны и в каких зонах больших полушарий произошла травма.

17. После сдачи экзамена у студента обнаружено появление в моче глюкозы. Каковы механизмы глюкозурии в данном случае.

18. Исследование КГР (кожно-гальванической реакции). У испытуемого А в экстремальной ситуации резко снизилось сопротивление кожи электрическому току. У испытуемого в аналогичной ситуации параметры КГР изменились незначительно. Как объяснить различную реакцию двух испытуемых? (мед. псих. фак.)

19. Электроконвульсивный шок вызывает у животного ретроградную амнезию, то есть "забывание" ранее выработанного навыка. Подобным же действием обладают некоторые препараты. Как, используя какие-либо из этих средств, определить продолжительность краткосрочной памяти? (мед. псих. фак.)

20. У двух обследуемых, которых будили ночью в различные периоды, спрашивали о сновидениях. Первый сообщил, что снов не видел, а другой подробно рассказал содержание снов. Оба обследуемых были здоровы, имели один и тот же род занятий и близкие интересы. В какие периоды сна будили каждого из обследуемых? (мед. псих. фак.)

21. Во время оказания помощи пострадавшему, медсестра уронила шприц, приготовленный для срочной инъекции. Как отреагировал бы врач в данной ситуации, если бы у него преобладал темперамент холерика?

22. И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духов-ной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По реко-мендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обуче-ние. К какому типу нервной деятельности можно отне-сти данного человека.

23. В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяже-лое заболевание, возникало нервное расстройство. Какой преимущественно тип нервной системы можно предполо-жить у этих людей?

24. В каком состоянии может находиться здо-ровый человек, если в ЭЭГ теменных и затылочных отведений зарегистрированы бета-волны? (мед. псих. фак.)

25. В каком состоянии может находиться здоровый человек, если в ЭЭГ теменных и затылочных отведении зарегистрированы дельта-волны? (мед. псих. фак.)

26. Как в свете учения И.П. Павлова об условных рефлексах трактовать смысл пословиц:- "Старого воробья на мякине не проведешь", "пуганая ворона куста боится", "обжегшись на молоке, на воду дует".

27. Общеизвестно, что с возрастом люди все меньше и меньше склонны к изменение распорядка и привычек, сложившихся на протяжении мно-гих лет. С какими физиологическими механизмами это связано?

28. Всем известно двигательное возбуждение школьников, наступающее на переменах после 45-минутного сидения в классе. Каков физиологический механизм такого поведения?

29. Какое физиологическое. объяснение можно дать народной поговорке "Утро вечера мудренее"? (мед. псих. фак.)

30. Мать, засыпая у постели ребенка, иногда не реагирует даже на очень громкие звуки, однако, слабый звук, исходящий от ребенка, мгновенно будит ее. Мельник, крепко спящий на своей мельнице и не реагирующий на действие различных внешних раздражителей, тотчас же просыпается, если прекратится звук, идущий от работающего механизма. Каков физиологический механизм по-добных состояний?

31. Выпускнице одинаково нравится труд опе-ратора, станочницы и чертежника-копировальщика. Какую из этих профессий ей порекомендовать, учитывая, что у девушки слабый тип высшей нервной деятельности?

32. Обследуемым предложили для запоминания два ряда глаголов. После запоминания первого ряда одному обследуемому предложили запомнить сразу же второй ряд. Другому обследуемому предложили запомнить второй ряд спустя несколько часов. Каков будет ответ обследуемых, если через сутки после запоминания второго ряда слов, проверить запоминание слов обоих рядов?

33. Пациентка больницы в ответ на сообщение что ее дом сгорел, никак не отреагировала. Когда же соседка по палате нечаянно разбила ее чашку, она расплакалась. Как объяснить подобные реакции больной?

34. Человек получил несправедливый упрек в резкой форме. Он не показал вида, что задет этим. Какие изменения деятельности физиологических систем его организма при этом произойдут?

35. Известно, что химик Кеккуле формулу бензола "увидел" во сне, Менделеев увидел во сне таблицу периодического закона. Математики Декарт, Пуанкаре,- Гаусс создавали новые системы и теоремы во сне, план пьесы "Горе от ума" и несколько сцен из 1 акта Грибоедову приснились, Тартини во сне "услышал" мотив сонаты, названной им "дьявольской", Рафаэль "увидел" во сне образ своей знаменитой мадонны и т. д. Как с точки зрения физиологии объяснить эти факты?

36. Как у человека выработать условный рефлекс, не прибегая к многократному сочетанию искусственного условного раздражителя с безусловным.

37. Многие домашние хозяйки, сетуя на "во-ровские" замашки кошек, удивляются их хитрости и усматривают в ней элементы сознательной деятельности. И, хотя, действительно, при хозяйке кошки ведут себя "благонамеренно", а в отсутствии ее, забираются на стол и похищают излюбленные продукты. Каков физиологический меха-низм поведения животного в обоих случаях? (мед. псих. фак.)

38. Имеются наблюдения врачей, что у детей, больных коклюшем, когда они увлечены какой-либо игрой, приступы судорожного кашля становятся более редкими и менее сильными. Каков физиологический механизм этого явления?

39. К начальнику полярной станции (экспедиции) обратились три человека с просьбой принять их на работу. При прочих равных качествах претенденты отличались типологическими особенностями высшей нервной деятельности: у первого из них наблюдается сильный уравновешанный инертный тип, у второго - сильный неуравновешенный тип, у третьего - сильный уравновешенный подвижный тип. Кто из них и почему больше всего подходит к условиям полярной экспедиции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: