Менеджмент качества в Японии

В центре японского флага качества находится буква Q, которая является первой буквой слова Quality – качество, которое как солнце освещает путь перемен Японии от отсталой, разрушенной страны начале 60-х гг. XX века к супердержаве наших дней.

Вторая мировая война подорвала экономические устои Японии. Практически вся ее промышленность была уничтожена. Американские оккупационные войска сразу же столкнулись в Японии с отказами в системах телефонной связи из-за низкого качества телефонного оборудования.

Чтобы устранить эти недостатки, американские военные распорядились начать применение современных методов управления качеством в промышленности средств дальней связи. Американцы прямо насаждали в японской промышленности свои методы, которые постепенно распространяли на все отрасли Японии. В конце 40-х гг. японские специалисты прошли обучение у американских ученых по управлению качеством

Э. Деминга и Дж. Джурана.

Хотя Япония заимствовала опыт управления качеством у американцев, однако ее подходы имеют ряд отличительных черт. Это частично объясняется социальными и культурными особенностями народа. Японцы сделали упор на управление процессов производства, планирования, разработки и проектирования новой продукции.

Большое внимание японские специалисты уделяют обучению и подготовке персонала. Причем начинают они с высших руководителей, которые в последующем должны донести концепции управления качеством до каждого работника фирмы. Японцам принадлежит создание кружков качества, которые в последующем были организованы в США и Западной Европе, но широкого распространения там не нашли. Создавались они на добровольной основе, рабочие сами проявляли желание учиться и выбирать темы обсуждения. В них обсуждались внутренние вопросы улучшения качества продукции. Эти кружки качества позволили избежать повседневных ошибок, приобрести знания и применить их на рабочем месте каждому работнику.

К концу 70-х гг. Япония стала мировым лидером по качеству товаров массового спроса (автомобили, телевизоры, бытовая электроника и многие другие товары). Это благодаря тому, что качество стало национальной японской идеей, в реализации которой участвуют все подразделения и все работники каждой фирмы.

В отличие от американских принципов менеджмента Япония продемонстрировала другие принципы:

§ ставь общую для коллектива задачу;

§ разделяй на подзадачи, доступные подготовке персонала;

§ обучай и помогай при ошибках;

§ объединяй людей так, чтобы они помогали друг другу в стремлении к общей цели – высшему качеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: