Января 11 дня 1723 года

П овелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу

Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи.

С таршину альдермалов Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

П риказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей.

П усть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят. Буде сомнение возьмет, самим проверить осмотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц, стрелять, пока не испортятся.

Б уде заминка в войске приключится при сражении, по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутом по оголенному месту.

Х озяину - 25 кнутов и пени по червонцу за ружье.

С таршину альдермалов бить до бесчувствия.

С таршего дьяка отдать в унтер-офицеры.

Д ьяка отдать в писари.

П одьячего лишить воскресной чарки сроком на один год.
Н овому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы, чтобы не хуже хозяйской были. Буде хуже, пусть Демидов не обижается. Повелеваю живота лишить.

Петр I.

1 Ясны ли Вам Требования Петра I к качеству продукции, какие показатели

служили в Указе критериями качества?

2. Почему, с Вашей точки зрения, разработкой требований к качеству в рассматриваемый период занимался лично государь?

3. Определите сущность проблемы.

4 Как определялось качество продукции в целом?

5 Как изменено управление качеством?

6 Какие альтернативные варианты решения проблемы существуют?

7 Применима ли в настоящее время схема управления качеством, предложенная в Указе?

Ситуационная задача 2.

В 70-х гг. ХХ века при традиционном подходе к управлению деятельностью компании Ford было принято следующее определение

качества: «Качество – это соответствие всем необходимым техническим

требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических условиях и других подобных документах».

Однако при развитии взаимоотношений с потребителями и, в первую очередь, благодаря успехам японских фирм, поставивших удовлетворение потребителей главной целью своих стратегий развития, в конце 80-х гг. корпорация Ford приняла другое определение качества: «Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, которые в течение всего срока их службы удовлетворяют его или ее потребностям и ожиданиям по цене, соответствующей ценности».

Какие изменения произошли в определении качества? Прокомментируйте их.

Ситуационная задача 3.

Toyota открыла новое понимание качества, выпустив лучшую в мире продукцию, но уже готова спросить себя, как делать еще лучше. «Неустанная погоня за совершенством» - этот лозунг можно отнести не только к продукции компании Toyota, но и к самой компании. Это и есть наглядный пример функционирования динамики качества в понимании японских специалистов. В.А. Лапидус, один из российских топ- менеджеров как-то спросил участников конференции по качеству на АвтоВАЗЕ: «Что вы производите?» Ответы были очевидными – автомобили, транспортные средства, запасные части. Тогда автор предложил другой взгляд: «Вы участвуете в предоставлении услуг по транспортировке». Сравните и проанализируете подходы управления качеством в японской и российской автомобильных компаниях.

Вариативная часть

Ситуационная задача 4

По финансовым итогам за 2002 год АвтоВАЗ входил в список 1000 лучших компаний мира, по итогам 2003 года – уже в список Fortune 500 Прогресс финансовой деятельности налицо.

Соотношение цена/качество автомобилей вызывало много нареканий у потребителей, но сбыт машин продолжался.

Вывод: компания прибыльна и привлекательна для инвесторов, но прибыль направляется в основном не на повышение надежности и потребительских свойств продукции, а «откачивается» из компании в пользу акционеров и инвесторов. С развитием в России рынка недорогих иномарок (сборка и ввоз) АвтоВАЗ ожидают тяжелые времена, так же как и многих жителей Тольятти. Почему? Какая связь между качеством работы АвтоВАЗа и качеством жизни тольяттинцев?

Ситуационная задача 5

Приведите определение качества в соответствии с ГОСТ ISO 9000. Сравните его с определениями Задачи 2.

Ситуационная задача 6

Выберите один из автомобилей перечисленных ниже марок, который, по вашему мнению, имеет наилучшее качество (не для собственного пользования), а затем определите, какую марку Вы приобрели бы для собственного использования. Совпали ли Ваши ответы на оба задания?

«Роллс - Ройс», «Формула - 1»,

«Лада-Приора»

7 Порядок выполнения работы:

7.1 Получите допуск к работе

7.2 Решите ситуационные задачи 1-3

7.3 Сдайте зачет

7.4 В случае успешной сдачи зачета приступите к решению ситуационных задач 4-6

8 Содержание отчета:

Основная часть

8.1 Ответ на вопрос 3.2.11

8.2 Решение ситуационных задач 1-3

Вариативная часть

8.3 Решение ситуационных задач 4-6

9 Контрольные вопросы:

9.1 В чем состоит основное отличие понятия «Качество» с точки зрения производителя и потребителя?

9.2 Сформулируйте Ваше понимание качества

9.3 Какие из требований указа Петра I о качестве Вы оставили бы в наше время, а от каких отказались? Объясните почему.

9.4 Какие аспекты понятия «качество» Вы знаете?

9.5 Дайте определение понятия «качество» по ГОСТ ISO 9000.

9.6 Почему, по Вашему мнению предприятию невыгоден брак?

Работу составила преподаватель Т.С. Пронина


Приложение к практическому занятию №1

Первоначально категория «качество» изучалась философами. Это не случайно, т.к. именно философию считают источником всех наук. Объектная (предметная) теория качества впервые была описана Аристотелем, который выделил две стадии воспроизводственного цикла: производство и потребление.

Исследования Аристотеля носили теоретический характер. Теоретические положения не были увязаны между собой и не могли быть практически использованы.

В средние века экономическая наука понимала качество как инструмент превращения абстрактного материального объекта, т.е. придание ему формы.

В Х1Х веке философская парадигма качества Аристотеля была развита и дополнена исследованиями Г. Гегеля, который считал определяющим моментом качества объекта его свойства и предложил меру оценки качества в виде абстрактно-теоретической категории «количество».

Эволюция товарного машинного производства в Х1Х веке трансформировала философский подход к определению качества в механистический. За основу механистической теории качества было взято положение К.Маркса об объективно существующем внутреннем противоречии товара (как единство потребительской стоимости, зависящей от качества товара и выраженной через затраты на его производство).

Взгляды К.Маркса входили в существенное противоречие с философской теорией качества.

Для преодоления возникших противоречий в конце Х1Х века сформировалось субъективное маржинальное направление в экономике качества на основе линейной теории предельной полезности. Категория полезности определялась как количественная мера предпочтения, отдаваемого потребителем товару конкретного качества.

Подходы к определению качества изменились с развитием производственных процессов в начале ХХ века. В это время товарный ассортимент расширился, интересы производителей стали концентрироваться на нуждах потребителей; стали широко применяться неценовые формы конкуренции, прибыльность стала достигаться за счет удовлетворения спроса.

Товарное производство стало рассматриваться как кибернетическая система.

Кибернетика-наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.

Кибернетическая парадигма качества сформировалась в процессе объединения трех организационно-экономических направлений по обеспечению заданного уровня качества: вначале должна быть создана теория качества, затем на ее основе разработана теория оценки и контроля, потом теория управления качеством.

Вторая мировая война и ее разрушительные последствия по-новому высветили проблемы управления промышленным производством. Рождение общества потребления и связанный с очередной промышленной революцией переход большого количества товаров из предметов роскоши в категорию товаров массового потребления заставили предпринимателей задуматься, как влияет качество производимых ими товаров на предпочтения потребителей, как сделать товар не только качественным, но и доступным.

Широко известным примером являются женские чулки, которые до 1938 года делались из шелка и были очень дороги, большинство женщин носили дешевые хлопковые. В 1938 г. химики изобрели первое в мире синтетическое волокно – нейлон, а в 1959г. лайкру, что привело к удешевлению товаров, для производства которых эти материалы стали использоваться.

Глобализация экономического пространства, международное экономическое сотрудничество (вторая половина 1970-х гг.) сделали очевидной проблему доведения качества производства и управления до заданного уровня независимо от того, в какой стране работает предприятие. Управленческие решения стали передаваться даже через океан, повысилась роль контроля над деятельностью персонала с одновременным повышением его ответственности за результаты труда.

Усложнение деятельности привело к необходимости широкого внедрения информационных технологий. Информация стала одной из важнейших характеристикой качества продукции, товаров, услуг и деятельности их производителей. Так качество получило свою информационную трактовку.

Во второй половине ХХ столетия мир вступил в период, когда количественные показатели во многих областях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Обусловлено это во многом как истощением природных ресурсов и угрозой экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, так и использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, позволяющих производить продукцию стабильно высокого качества.

Качество продукции во всем мире превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государства в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха.

В экономическом смысле понятие «качество» формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. Первоначально проверка качества предполагала определение точности и прочности.

Повышение сложности изделий привело к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиции стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: