В то время как менеджмент качества включал, накапливал и интегрировал в себе все новые элементы производственной системы, общий менеджмент, напротив, распадался на ряд отраслевых дисциплин (менеджмент финансов, менеджмент персонала, маркетинг и т.п.). В результате такой дифференциации появилось управление по целям (МВО).
Идея МВО заключается в структуризации и развертывании «дерева целей», а затем проектировании системы организации и мотивации по достижению этих целей. В то же время формировался новый набор средств, который получил название «менеджмент на основе качества» - MBQ (Management by Quality).
Насыщение внутреннего рынка импортными продуктами обостряет конкурентную борьбу отечественных предприятий или учреждений, вынуждая их внедрять стандарты серии ISO 9000.
В последние годы возникло много новых теоретических и практических разработок в области качества, из которых можно выделить два основных положения:
§ все должно делаться в интересах клиентов, потребности которых вам известны;
§ дешевле делать хорошо с первого раза.
В настоящее время наиболее эффективной моделью качества является модель всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM).
TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества всей организации, минимизацию производственных затрат и поставку продукта точно в срок. Основная идеология TQM: «улучшению нет предела».
Американский статистик Б. Джойнер очень емко выразил суть современной концепции управления качеством в целом, а также суть управления фирмой. Менеджер высокого уровня управляет только людьми. Он не участвует непосредственно в производственных процессах. Что же он должен? Треугольник Б. Джойнера дает ответ на этот вопрос.
Руководитель должен создать такой климат в коллективе, чтобы качество стало не только формальной целью деятельности, но и настолько увлекало персонал, что стало бы главной ценностью для каждого работника. Это вершина треугольника Б. Джойнера – одержимость качеством.
Руководитель должен создать систему управления, где решения принимаются не случайным образом, где каждому серьезному решению предшествует сбор и анализ фактов, а решение носят обоснованный и доказательный характер – это и есть суть научного подхода. Расчеты, моделирование и испытание, использование данных контроля, измерений, диагностики, исследования в эксплуатации и потребления, истории качества – фундамент современного управления, основанного на научном подходе. Такое управление требует технической базы в виде различных средств испытаний, измерений, анализа, моделирования, компьютерного и программного обеспечения. Это и есть научный подход к управлению – правый угол треугольника Б. Джойнера.
Все как одна семья, одна команда. Хотя функции и конкретные задачи у всех разные – выигрывают все. Это коллективный подход – левый угол треугольника Б. Джойнера.