Обязательным требованием стандартов ISO серии 9000 является документирование системы менеджмента качества организации.
Документ – информация и соответствующий носитель (например, записи, нормативная и техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт). Комплект документов часто называется документацией.
При документировании системы менеджмента качества организация может определить любое число и состав документов, необходимых для демонстрации результативного планирования, функционирования, управления и постоянного улучшения СМК и ее процессов.
Характер и степень документирования СМК зависят от особенностей организации. Документирование может охватывать всю деятельность организации или отдельные ее аспекты.
Содержание документов СМК и установленные в ней требования должны соответствовать стандартам в области качества.
Классификация документации системы менеджмента качества может быть построена на основе структуры процессов организации, структуры внедряемого стандарта или их комбинации. Организация может использовать другие виды классификаций в соответствии со своими потребностями.
Степень документирования системы менеджмента качества организации может различаться в зависимости от следующих факторов:
¾ размера и видов деятельности организации;
¾ сложности процессов и форм их взаимодействия;
¾ компетентности персонала.
Система менеджмента качества обычно включает в себя документы, отраженные в схеме (см. рисунок 1)
Документы системы менеджмента качества могут быть представлены в любой форме и на любом носителе.
Примечание – Преимуществами документирования на электронных носителях являются следующие:
¾ обеспечение постоянного доступа уполномоченного персонала к актуализированной информации;
¾ легкость предоставления доступа к документам, внесения в них изменений и управления ими;
¾ возможность распространения документов и управления ими путем распечатки копий (при необходимости);
¾ обеспечение доступа к документам отдельных подразделений;
¾ обеспечение простоты и результативности аннулирования устаревших документов.
Рисунок 1 Типовая структура документации системы менеджмент качества
Стандарт – официальный государственный или нормативно-технический документ отрасли, предприятия, устанавливающий необходимые качественные характеристики и требования, которым должен соответствовать данный вид продукции, товара.
2Руководство по качеству
Для небольших организаций в Руководство по качеству (далее РК) целесообразно включать полное описание системы менеджмента качества со всеми документированными процедурами, требуемыми ISO 9001-2011. Для крупных организаций может быть разработано несколько руководств по качеству(например, для международного, национального или регионального направления деятельности организации) и/или может быть создана более иерархическая структура документов.
РК должно содержать область СМК, обоснования и детали любых исключений, документированные процедуры или ссылки на них, описание взаимодействия процессов СМК.
РК должно включать в себя информацию об организации, в том числе ее наименование, адрес и контактную информацию. В РК может быть приведена дополнительная информация, например направление деятельности организации, сведения о ее размере, историческая справка.
В РК должна быть приведена структура организации. Ответственность, полномочия и взаимодействия могут быть приведены в организационных схемах, картах процессов и/или рабочих инструкциях. Эти документы могут быть включены в состав Руководства по качеству или на них должны быть сделаны ссылки.
РК должно содержать все предусмотренные элементы, но не обязательно в указанном порядке.
РК должно включать в себя Политику и Цели в области качества или ссылки на них.