Содержание. Лицензии, авторские права

Оглавление

Предисловие. 3

Предупреждение. 5

Введение. 6

Лицензии, авторские права. 6

Свобода панорамы.. 9

Википедия. 10

Энциклопедический стиль статей. 12

Качество статей Википедии. 15

Рефераты против Википедии. 16

Альтернативы Википедии. 18

Терминологический минимум.. 20

Основы работы в Википедии. 25

Регистрация. 25

Интерфейс Википедии. 29

Личная страница участника. 30

Страница обсуждений. 32

Публичный характер Википедии. 35

Настройки. 36

Страница настроек. 36

Персональное оформление. 37

Список наблюдения. 38

Просмотр личного вклада. 44

Статья Википедии. 46

История изменений статьи. 49

Борьба с вандализмом.. 50

Подход к организации работы со студентами. 54

Современные подходы к преподаванию.. 54

Подход. 57

Социальные сети. 60

Методика. 63

Задание 0. Выбор тем преподавателем.. 64

Проекты Википедии. 65

Страницы-заготовки. 67

Категории статей и запросы на создание. 70

Поиск тем в Английской Википедии. 72

Задание 1. Выбор темы студентом.. 74

Задание 2. Поиск научной литературы и оформление ссылок 76

Задание 2.1. Создание черновика. 76

Задание 2.2. Поиск литературы.. 77

Задание 2.3. Оформление списка литературы.. 78

Задание 3. Навыки работы с иллюстративным материалом 79

Альтернативные задания по работе с иллюстрациями 83

Задание 4. Навыки классификации иллюстративного материала 84

Задание 5. Формулировка главного определения. 86

Задание 5.1. Выделение и простановка ударений. 88

Задание 6. Викификация — связывание с тематически близкими статьями 88

Задание 7. Шаблон «Переход» в преамбуле. 88

Структура статьи в Википедии. 89

Задание 8. Связывание с тематически близкими статьями, второй тур 90

Задание 9. Перенос черновика в основное пространство статей (переименование) 90

Задание 10. Связывание, тур III: добавление входящих ссылок 91

Задание 11. Добавление интервик и категорий. 92

Задание 12. Навигация и Викисловарь. 93

Задание 13. Соотнесение проектам, оценка важности темы 95

Задание 14. Включение в проект «Знаете ли вы». 96

Задание 15. Рецензирование. 97

Задание 15.1. Внутреннее рецензирование. 97

Задание 15.2. Внешнее рецензирование. 102

Задание 16. Получение статуса. 103

Микрозадания. 104

Заключение. 106

Промежуточные итоги. 106

Задачи лабораторного практикума по работе в вики-среде 107

Написание научно-популярных статей в Википедии как часть образовательного процесса 108

Благодарности. 109

Литература. 110


[1] С появлением вики-резидентов эта шутка становится правдой, см. статью «Вики-резидент» в Русской Википедии.

[2] В менее формальном виде (чем в этой книге) и с большим количеством гиперссылок методика доступна по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/task

[3] См. раздел «Рефераты против Википедии» на стр. 14.

[4] Цит. по https://blog.wikimedia.org/2013/05/08/rafael-pezzi-profile/

[5] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Текст_лицензии_Creative_Commons_Attribution-ShareAlike_3.0_Unported

[6] См. главу «Лицензии, авторские права, плагиат» на стр. 6.

[7] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Пять_столпов

[8] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Глоссарий

[9] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Текст_лицензии_Creative_Commons_Attribution-ShareAlike_3.0_Unported

[10] См. “Интернет-математика в ПетрГУ» imath» Лицензии” https://vk.com/pages?oid=-41102811&p=Лицензии

[11]

[12] См. https://whinger.krc.karelia.ru/paper/cl/slides_licenses.doc.html

[13] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ПАНО, отметим, что с 1 октября 2014 г. фотографии зданий в России перешли в общественное достояние в связи с внесением поправок в законодательство России, см. https://commons.wikimedia.org/wiki/Help:FOP#Russia

[14] Эти утверждения являются субъективными и требуют дополнительной проверки.

[15] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия:Правила_и_указания, раздел «Язык и стиль».

[16] См. главу «Терминологический минимум», стр. 18.

[17] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Неоднозначность

[18] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ДИЗАМБИГ

[19] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Анонимное_редактирование

[20] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Вандализм

[21] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Шкала_качества_статей

[22] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:СОВЕТ-О «ЧаВО по оценке статей»

[23] См. «Задание 13. Соотнесение проектам, оценка важности темы» на стр. 85.

[24] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Рецензирование

[25] В большой степени данный раздел написан благодаря публикации (Konieczny, 2012).

[26] Выдержка из правила «Википедия:Недопустимость оригинальных исследований», см. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ОРИСС

[27] И ещё дюжина вариантов «Чем не является Википедия» изложена в правиле https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ЧНЯВ

[28] См. полный глоссарий Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ГЛ

[29] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Авторитетные_источники

[30] См. главу о выборе тем на стр. 58.

[31] См. на стр. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КДС раздел «Критерии».

[32] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Значимость

[33] См. главу о выборе тем на стр. 58.

[34] См. задание «Связывание, тур III: добавление входящих ссылок» на стр. 83.

[35] См. раздел «Личная страница участника», стр. 26.

[36] См. задание по викификации на стр. 80 и задание по разделу «См. также» на стр. 82.

[37] См. «Список наблюдения», стр. 34.

[38] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Первые_шаги

[39] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Регистрация

[40] См. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Keyboard_shortcuts

[41] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ЛС

[42] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ОБС

[43] Об этом замечательно рассказывает Макс Клейн в презентации, где он сравнивает «Системы управления обучением» (“Learning management system” или LMS) и Википедию – как компьютерную систему для организации работы со студентами. См. слайд https://en.wikipedia.org/wiki/User:Maximilianklein/16

[44] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Справка:Настройки

[45] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ПОФ

[46] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Справка:Список_наблюдения

[47] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Сравнение_версий

[48] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Справка:Вклад_участника

[49] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Статья

[50] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Как_править_статьи

[51] См. «Список наблюдения» на стр. 32.

[52] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Справка:История_изменений

[53] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Патрулирование

[54] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Отмена_правки

[55] См https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Вандализм

[56] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Этикет

[57] См. https://blog.wikimedia.org/2013/09/06/wikiskills-helps-teachers-use-wikipedia-part-one/

[58] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:Защита_информации

[59] См. https://uk.wikipedia.org/wiki/Вікіпедія:Проект:НТУ «ХПІ»/Курси

[60] Профессиональный редактор Википедии помог преподавателю и студентам освоится с вики-средой. См. https://blog.wikimedia.org/2013/05/08/rafael-pezzi-profile/

[61] См. https://9tv.co.il/news/2013/08/07/155897.html

[62] См. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:School_and_university_projects/NTU_HG252_Language,_Technology_and_the_Internet

[63] См. https://outreach.wikimedia.org/wiki/Wikipedia_Education_Program

[64] Преподаватель, применяющий данный подход, будет неизбежно расширять свой кругозор, так как в Википедии нельзя написать две статьи на одну и ту же тему (см. главу о выборе тем на стр. 58).

[65] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Страницы_обсуждений

[66] К сожалению, подавляющее большинство студентов не понимает, что и в жизни, и на страницах Википедии модель взаимодействия «преподаватель-студент» при решении творческих, научных задач — не авторитарная, а коллегиальная. Поэтому чёткость и твёрдость в отстаивании своей позиции у студентов — большая редкость. Ситуация несколько лучше, когда студенты отрабатывают замечания, указанные в рецензиях своих коллег-студентов.

[67] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/Q&A

[68] См. https://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=57&txt=Rbr57Text409&lng=0.
Учёт социальных сетей в НРУ — важный, но в данном случае необъективный показатель, и данный рейтинг не достигает своей цели — «разработка и апробация новых механизмов независимой системы оценки российских вузов», т.к. авторы НРУ, несмотря на поддержку Министерства образования и науки РФ, не разрабатывают новые механизмы (по данным на 2014 г.), а пользуются американской программой Klout. Программа Klout анализирует мировые социальные сети (Twitter, Facebook, GooglePlus, LinkedIn и др.), но не оценивает данные самой популярной в России социальной сети «ВКонтакте». Поэтому несколько необъективно оценивать российские вузы по данным мировых соцсетей, игнорируя российские.

[69] Требования к командной работе студентов указаны в преамбуле к списку тем, см. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/Todos

[70] См. подробнее об особенностях подхода на стр. 50.

[71] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ЗН

[72] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:БИО

[73] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:БС

[74] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проекты

[75] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Тематика

[76] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ПРО:ИТ

[77] См. «Задание 13. Соотнесение проектам, оценка важности темы» на стр. 85.

[78] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:П:STUB

[79] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Linguist-stub

[80] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КСО

[81] См. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Featured_articles

[82] См. образцовые статьи студентов, раздел «Зачётные темы» на странице https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/Todos

[83] См. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:School_and_university_projects/NTU_HG252_Language,_Technology_and_the_Internet

[84] См. главу «Терминологический минимум», стр. 18.

[85] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:АИ

[86] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ПРОВ

[87] См. раздел «История изменений статьи» на стр. 44.

[88] Rosenzweig, R. Can History Be Open Source? Wikipedia and the Future of the Past // Journal of American History, 93(1), pp. 117-146, p. 141 Цит. по: (Langlais, 2013, p.3).

[89] Наличие шаблона {{Редактирую}} в статье указывает, что вы ещё не закончили работу над статьёй. Если ваша статья ещё почти пустая и такой шаблон не указан, то другие редакторы могут выставить статью на удаление. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Редактирую

[90] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Инкубатор

[91] Число «три» здесь достаточно произвольно. Дело в том, что если не конкретизировать число публикаций, то студент найдёт только одну статью и будет прав. Это число является условностью и по другой причине — когда преподаватель «погрузится» в тему, то неизбежно его вопросы по статье к студенту повлекут включение новой дополнительной литературы.

[92] См. нижеследующее замечание.

[93] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Sfn

[94] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Шаблоны/Библиография

[95] Викисклад — хранилище изображений и других медиафайлов Википедии.

[96] См. https://commons.wikimedia.org/wiki/Template:Information

[97] См. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:MST_kruskal_en.gif

[98] См. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iris_Flowers_Clustering_kMeans_ru.svg

[99] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ПИИ

[100] См. «Иллюстрирование Википедии…» в формате PDF https://drive.google.com/file/d/0B5yjAmdZqsqNMnk5YmFwR29uNGs/edit?usp=sharing (красиво оформленный вариант) и в формате Word https://drive.google.com/file/d/0B5yjAmdZqsqNR1NyZEpxTkdFemc/edit?usp=sharing (редактируемый вариант).

[101] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/Ptz

[102] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ПРО:ЗАГРАФ

[103] См. ролик на странице https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:Category

[104] См. https://toolserver.org/~dapete/catgraph/

[105] См. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Plagiarism_detection_Methods_Detection_Performance_ru.png

[106] В отличие от Википедии, где есть языковые разделы, в каждом из которых система категорий ведётся на своём языке, Викисклад — централизованный многоязычный проект, в котором действует соглашение о том, что названия всех категорий даются исключительно по-английски (имена собственные и труднопереводимые названия и аббревиатуры транслитерируются латиницей)

[107] См. https://commons.wikimedia.org/wiki/Commons:Categories

[108] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:НТЗ

[109] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Внутренние_ссылки

[110] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Викификация

[111] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Переход

[112] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:Преамбула

[113] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ИЗБ

[114] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ХОР

[115] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Оформление_статей

[116] Старайтесь указывать причину переименования лаконично, но так, чтобы она была понятна другим участникам.

[117] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Интервики

[118] Подробнее о категориях см. в описании задания «Навыки классификации иллюстративного материала», стр. 76.

[119] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Категория

[120] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Категоризация

[121] В переводе с английского все эти проекты называются «братскими проектами Викимедиа», см. https://en.wikipedia.org/wiki/Wikipedia:SIS

[122] См. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Навигация

[123] См. https://ru.wiktionary.org/wiki/ВС:СЛОВО

[124] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проекты

[125] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Россия

[126] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Переведённая_статья

[127] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:Знаете_ли_вы

[128] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:Знаете_ли_вы/Руководство#Требования

[129] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Проект:Знаете_ли_вы/Подготовка_следующего_выпуска

[130] См. https://community.languagetool.org/wikiCheck/index?lang=ru

[131] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Рецензирование

[132] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Рецензирование

[133] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Авторитетные_источники

[134] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Логарифм#Вещественный_логарифм

[135] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Рецензирование

[136] Удобным решением будет добавление этой страницы в свой «Список наблюдения».

[137] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Рецензирование

[138] См. на стр. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КДС раздел «Критерии».

[139] См. на стр. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КХС раздел «Требования к статье»

[140] См. на стр. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КИС раздел «Требования к статье».

[141] См. на стр. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:КДС раздел «Процедура выдвижения».

[142] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/God

[143] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/Ptz

[144] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/FIO

[145] См. https://ru.wikinews.org/wiki/User:AKA_MBG/newstask

[146] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/User:AKA_MBG/РГАФД

[147] См. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВП:ВК

[148] См. https://whinger.krc.karelia.ru/paper/cl/Turing_Award_presentations.doc.html

[149] См. https://whinger.krc.karelia.ru/paper/cl/slides_wp_topics.doc.html

[150] Последняя версия книги доступна онлайн. Номер в названии файла указывает на номер версии, см. https://scipeople.com/publication/114999/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: