double arrow

Социальные образы современной женщины


Портреты, особенно женские портреты, пишутся, как известно, исходя не столько из наличных черт оригинала, сколько из стремлений этого оригинала приблизиться к идеалу. Социальная функция идеала как раз и состоит в определении вектора развития индивида, социальной группы или общества в целом. Поэтому первый пласт проблемы освещения социального портрета современной женщины мы снимем с помощью материала, относящегося к идеальному образу представительницы так называемого «слабого» пола. Материал этот получен в результате ответов респондентов - молодых супругов - на вопрос: «Какой образ современной женщины для Вас наиболее предпочтителен?» Первое наглядное представление об идеальном образе современной женщины в глазах семейной молодежи Могилевщины дает таблица 2.5.

Таблица 2.2.1 Распределение предпочтений идеальных образов современной женщины по результатам опросов в 1994 году и в 2005 году, в %

Идеальные образы женщины Опрос 1994 г. Опрос 2005 года
Хранительница домашнего очага 50,4 50,1
Предприимчивая, деловая 11,8 6,9
Здоровая и сильная 10,1 9,4
Красивая, элегантная 8,9 18,5
Умная, рациональная 7,5 11,3
Общительная 4,9 8,8
Сексуальная 2,9 9,9

В таблице видно, что бесспорным лидером сегодня, как и тринадцать лет назад, выступает образ женщины – хранительницы домашнего очага. Каждый второй респондент отдал бы ей свой единственный голос. Мужчины и женщины разных возрастов по-разному ценят в женщине приверженность семейным ценностям. Это хорошо видно на графике рисунка .




Рисунок – Половозрастное распределение приверженцев идеального образа женщины – хранительницы домашнего очага, в %

С возрастом сторонников образа женщины, живущей ценностями семьи и брака, становится больше как среди мужчин, так и среди самих женщин. Их доля среди пожилых людей в два с лишним раза больше, чем среди юношей и девушек. Опыт супружеской жизни у мужчин удваивает уровень симпатии к женщине - хранительнице домашнего очага. А вот у женщин брачный статус почти никак не влияет на отношение к этому социальному образу. Правда, вдовы и разведённые женщины высказывались в пользу фамилистского типа в полтора раза чаще, чем все прочие.

Женская красота в стабильные времена всегда поднималась в цене. Сегодня она занимает устойчивое второе место в ранге черт идеальной женщины, хотя в начале бурных и неустроенных 90-х годов красота несколько уступала в статусе предприимчивости и здоровью.

В среднем по всей выборке жителей Могилёвщины примерно пятая часть (18,5%) респондентов хотят видеть в женщине, в первую очередь, красоту и изящество. Значимым признаком этого предпочтения является даже не пол (мужские и женские голоса в пользу женской красоты разделились практически поровну), а возраст респондента. Красота - это внешнее и случайное, по сути своей, свойство человека - оказывает гипнотизирующее воздействие на каждого третьего юношу «розового» возраста до 2О лет и на 55% женщин из той же возрастной группы. Однако среди 3О-49 летних, умудренных житейским опытом мужчин, процент голосов за женскую красоту падает до 18%. Высокий уровень образования, похоже, обладает свойством отворотного средства против гипнотизма женской красоты. Но только для так называемого «сильного пола». Среди мужчин со средним образованием красоту превыше всех других качеств женщины поставил каждый пятый (19%), а в группе мужчин с дипломами вуза - только один из десяти. Красоту в женщине ценят, прежде всего, сексуально озабоченные мужчины (каждый второй). А вот среди умных мужчин поклонников женской красоты более чем в четыре раза меньше (12%).



Кстати, поговорим и об образе рационально ориентированной женщине. Женский ум и рациональность также повысились за последние десятилетия в статусе, особенно в глазах молодёжи. Наши данные всего лишь социологически подтверждают статистику абитуриентов высших учебных заведений. Иметь дело с умными женщинами предпочитает каждый десятый мужчина и 12% женщин. Главный фактор, повышающий в статусе женский ум, высшее образование. Но этот фактор действует только на женщин, поскольку лишь среди представительниц так называемого «слабого пола», имеющих высшее образование, доля приверженцев рационального подхода к жизни достигает своего максимума в 17%.



Образ общительной, непринужденной, веселой женщины предпочёл всем остальным каждый десятый мужчина и 8% женщин. Общительность в женщине больше всего ценят юноши предбрачного возраста и пенсионеры обоего пола.

Назойливая эротизация общественного сознания средствами массовой информации дала свои плоды. Во всяком случае, сегодня образ сексуальной женщины предпочёл каждый пятый (19%) мужчина и 3% женщин. Половозрастное распределение любителей сексуальных женщин представлено на рисунке .

Рисунок – Половозрастное распределение приверженцев социального образа сексуальной женщины, в %

Молодые мужчины по понятным причинам проявили повышенный интерес к образу сексапильной женщины. С годами же их интерес к такому типу женщин неуклонно снижается, слегка активизируясь лишь в возрасте седых волос и беса в ребре.

Образ женщины некрасовского типа, той, которая и «коня на скаку остановит», вдохновляет сегодня 7% мужчин и 11% женщин. Молодёжь, правда, похоже, недооценивает значение здоровья и силы в структуре женского образа. Лишь мужчины преклонного возраста, да женщины старше 30 лет уделили этим чертам женского портрета кое-какое внимание (мужчины старше 60 лет – 19%, а женщины того же возраста – 27%).

Много обещавший в начале 90-х годов прошлого столетия образ деловой женщины потерял сегодня почти половину своих поклонников. В 2005 году образ бизнес-леди привлёк лишь 8% мужчин и 6% женщин. Вероятно, после десятилетия предпринимательской деятельности пришло трезвое понимание всех сложностей и «подводных камней» такого образа жизни.

Таковы, в целом, ценностно-нормативные гендерные ориентации современных белорусских мужчин и женщин. Как они сказываются на личных судьбах людей и на состоянии социального института семьи и брака, ещё предстоит исследовать. А то, что такая зависимость имеет место, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Интересный опыт типологизации женских социальных образов представили М.Г.Котовская и Н.В.Шалыгина[59]. Используя собственную оригинальную методику, они выделили три «вита-модели», аккумулирующие характерные черты определенных собирательных портретов современной молодой российской женщины. Около 50% респонденток были отнесены к типу I («инициативные»), которые отличались ярко выраженной наступательной тактикой в своем поведении, независимостью и самостоятельностью, активностью и честолюбием, стремлением к лидерству и четкой установкой на карьеру, почти полным игнорированием дома и семьи как жизненных ценностей. В сексуальной жизни женщины типа I придерживаются, скорее, мужских стандартов поведения: склонны к экспериментаторству и частой смене партнеров, секс для них - одна из форм самоутверждения, поэтому и в постели они предпочитают роль ведущего. Однако психологический тест выявил у представительниц инициативного типа наличие комплекса женской неполноценности тем более сильного, чем более амбициозными были притязания их самих. Около 45% своих молодых современниц авторы отнесли к «сенситивному» типу (тип S). По их мнению, девушки с данной жизненной ориентацией представляют собой другую крайность. Для них характерна установка на традиционную модель поведения, в центре которой - дом и семья. В психологическом плане тип S отличается высокой степенью эмпатичности, ярко выраженной пассивностью и зависимостью от объекта привязанности, в первую очередь от мужа, в сочетании с тревожностью и эмоциональной неуравновешенностью. К третьему типу H («гармоничные») авторы причислили всего около 5% своих современниц, уделив им, соответственно, лишь 8 строк в своей статье. Для гармоничных женщин, считают исследовательницы, свойственно равновесное сочетание различных моделей поведения и ценностных установок.

Отдав должное интересному материалу М.Г.Котовской и Н.В.Шалыгиной, вернемся к нашему собственному исследованию, которое по набору смысложизненных модулей значительно шире и позволяет к тому же конкретизировать направление и темпы изменения социальных стереотипов современной женщины, что и будет продемонстрировано в следующем фрагменте.







Сейчас читают про: