Школы стратегического менеджмента

№ п/п Школа Суть процесса стратегического менеджмента
  Дизайна Ф. Селзник, 1957; А. Чандлер, 1962; К. Эндрюс, 1965 Формирование стратегии происходит как нахождение соответствия между характеристиками фирмы и теми возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде. Стратегия, разработанная для конкретной организации, уникальна и формируется вне всяких шаблонов и заранее определенных стандартов. Основной метод SWOT–анализ
  Планирования И. Ансофф, 1965; Дж. Стейнер, 1969 Стратегия – результат контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги, схематически изображенного в виде контрольных таблиц и поддерживаемого соответствующими моделями. Инструментарий – матрица «товар–рынок» (И. Ансофф) и соответствующие модели диверсификации на основе портфельного анализа
  Позиционирования Ж. Шендел, К. Хаттен, 1970; М. Портер, 1980 Высшее руководство может выбрать одну или несколько общих стратегий (М. Портер, Ф. Котлер), представляющих собой стандартные решения для любых типов организаций. Инструментарий – результат конкурентного анализа («пять сил конкуренции», выделение стратегических групп для конкурентной среды и построение «цепочки ценностей)
  Обучения Ч. Линдблом, 1959; Дж. Марч, 1963 Любая система эволюционирует, а не развивается скачками. Стратегия не предначертана заранее, а развивается, основываясь на обучении с гибким реагированием на изменения внешней среды
  Внешней среды М. Ханнан, Дж. Фриман, 1977 Деятельность организации напрямую зависит от окружающей среды. Необходимо описание взаимосвязи между конкретными изменениями окружения и определенными признаками организации. Стабильные внешние условия благоприятствуют более тщательному планированию. Все стратегические решения уникальны в зависимости от величины организации, используемых технологий, степени внешней враждебности и т.д.

Окончание табл. 4

№ п/п Школа Суть процесса стратегического менеджмента
  Власти Г. Аллисон, 1971 Формирование стратегии – политический процесс, предполагающий поиск, учет и согласование (нахождение компромисса) интересов всех участников процесса реализации стратегии. (Теория стейкхолдеров, разработки стратегических альянсов)
  Культуры Э. Ренман, Р. Норманн, 1960 Культура организации содействует сохранению текущей стратегии, а не стратегическим изменениям. Культура влияет на принятый в организации стиль мышления и анализа, и не только воздействует на процесс формирования стратегии, но и обеспечивает определенное сопротивление необходимым стратегическим изменениям
  Конфигураций А. Чандлер, 1962 Наличие соответствующей организационной структуры управления позволяет устойчиво реализовывать заранее разработанную стратегию. Новая стратегия – требует видоизменения организационной структуры
  Предпринимательства Й. Шумпетер, 1950; А. Коул, 1959 Мысленное представление стратегии (видение), рождено или отображено в сознании высшего руководства. Особое значение для руководителя имеют интуиция, здравомыслие, мудрость, опыт и проницательность
  Когнитивная Г. Саймон, 1947; Дж. Марч, 1958 Главная задача – сокращение разрыва между неверным восприятием и истинной сущностью окружения. Истинный стратег – самоучка, выстраивающий на основе приобретенного опыта собственные структуры знаний и ментальные процессы

Конструктивистские теории стратегического планирования (школа дизайна, позиционирования и планирования) имели большой успех у менеджеров в 70–90-е годы ХХ века в силу своей простоты и возможности формализации процесса анализа и стратегического выбора. Вместе с тем любой конструктивизм (позволяющий довести теорию до практических методов и приемов) в известной степени дополняют описательные теории (школа власти, внешней среды и т.д.).

2.2. Стратегическое управление: понятие и предпосылки

Ответ на вопрос, что такое стратегическое управление следует искать как в теории, так и практике управления. Само по себе понятие «стратегия» заимствовано из военной лексики, что означает планирование и реализацию на практике политики государства, используя все доступные средства.

Г. Минцберг разделяет 4 понятия стратегии:

1. Стратегия как план – система последовательных действий. Например, в авиакомпании «Люфтганза» ежегодно разрабатывается «скользящий пятилетний план» развития всей компании и ее основных подразделений, содержащий показатели уровня эффективности деятельности подразделений и список конкретных мероприятий по достижению плановых показателей.

2. Стратегия как позицияопределение положения организации во внешней среде относительно своих главных конкурентов. Например, компания Газпром контролирует не только основные российские месторождения природного газа, но и сеть магистральных газопроводов. Сохранение подобной позиции позволяет компании избегать конкуренции при экспорте газа.

3. Стратегия как «ловкий прием» – совокупность действий по отвлечению сил и средств конкурентов с целью занятия более выгодной конкурентной позиции. Например, фирма объявляет о крупномасштабной программе выхода на новый, крайне перспективный рынок. В связи с этим проводятся масштабные презентации, конференции и т.д. Подобные действия провоцируют конкурентов вкладывать средства в развитие подобных товаров и проведение рекламной компании для завоевания якобы перспективного рынка. В действительности, задачей компании являлось укрепление позиции на существующем или совершенно ином рынке.

4. Стратегия как принцип поведения. К примеру, компания «ЭППЛ» длительное время придерживалась принципа уникальности периферийного оборудования – принтеры, сканеры и др. устройства могли работать только с компьютерами «Макинтош».

Подобное понимание стратегии позволяет рассматривать стратегическое управление как разработку и реализацию действий, ведущих к долгосрочному повышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Предпосылки стратегического управления представлены на рис. 4. Выделенные предпосылки демонстрируют тот факт, что внешняя среда фирмы стала на порядок сложнее и непредсказуемее. Это потребовало разработки концепции и инструментов стратегического управления, позволяющих решить стоящие перед фирмой задачи в условиях неопределенности внешней среды.


2.3. Стратегия: отличительные черты
и концептуальные положения

Стратегию можно рассматривать как взаимосвязанный комплекс действий, который предпринимает организация для достижения своих целей с учетом собственного ресурсного потенциала, а также факторов и ограничений внешней среды. Если рассматривать стратегию как план, то он связывает составные элементы фирмы и различные аспекты ее деятельности при этом все составляющие стратегии должны быть совместимы между собой.

Стратегическое управление
Обеспечивает фирму Исходит Области
Инструментарием для координации и интегрирования операций вопросы Финансовая политика и капитал; освоение новых продуктов и рынков
Где мы находимся?
Средством предвидения и адаптации к внешнесредовым изменениям Куда мы хотим попасть? Участие в деятельности других фирм и их приобретение
Механизмом создания необходимой связи между формулированием и реализацией стратегии Как мы туда попадем? Инвестирование, изменение структурной организации предприятия
ответы
· Анализ и оценка внутренней и внешней ситуации
· Разработка долгосрочных целей на основе прогноза вариантов развития внешней ситуации
· Выработка организационно-экономического механизма достижения целей и их корректировка при изменении ситуации

Рис. 5. Назначение и области реализации стратегии организации

В приведенной выше схеме-таблице показано, в каких сферах деятельности и чем стратегическое управление обеспечивает организацию, и какие действия необходимо совершить, чтобы ответить на вопросы стратегического менеджмента.

Философия стратегии может быть представлена в виде нескольких концептуальных положений и в связи с этим, можно выделить отличительные черты стратегии (табл. 5).

Таблица 5





Подборка статей по вашей теме: