требителей. Процесс сегментации проходит в несколько этапов:
•формирования критериев сегментации:
•выбора метода и осуществления сегментации рынка;
•интерпретации полученных сегментов;
•выбора целевых рыночных сегментов;
Глава 20. Маркетинг на предприятии 359
•позиционирования товара;
•разработки плана маркетинга.
В качестве единицы наблюдения для построения сегментации,
Как правило, используется отдельный индивидуум, если товар отно-
Сится к предметам индивидуального использования, или семья, ес-
Ли исследуется товар общесемейного пользования.
Выбор единицы наблюдения критериев сегментации зависит от
Товара и фазы развития рынка, на котором осуществляется сегмен-
Тация. На начальных этапах развития конкретного товарного рынка
Предприятие концентрирует усилия на уровне товара; с увеличени-
Ем числа конкурентов предприятие вынуждено дифференцировать
Предложение. Начинается поиск сегментов для определения разли-
Чий в предпочтениях у потребителей одного и того же товара. Сег-
Менты могут быть сформированы на основе предпочтений различ-
Ных свойств товара. Следовательно, с развитием товарного рынка
Повышается степень необходимости выделения отдельных сегмен-
Тов, а также повышаются требования к обоснованности выбора
Критериев сегментации.
На этапе формирования критериев сегментации рынка необхо-
Димо прежде всего ответить на вопросы: кто является основными
Потребителями товара и в чем их сходство и различие?
Контингент основных покупателей определяется на основе ана-
Лиза демографических и социально-экономических характеристик,
Делается попытка связать интенсивность приобретения товара с оп-
Ределенными показателями.
Для определения потребительских предпочтений применяются
Три группы оценок: альтернативные, прямые балльные и относи-
Тельные. Структура потребительских предпочтений относительно
Изделий-аналогов, выпускаемых различными предприятиями, опре-
Деляется с помощью альтернативных оценок. Эти оценки основы-
Ваются на подсчете положительной и отрицательной реакции насе-
ления на каждый оцениваемый товар (≪нравится—не нравится≫,
≪да—нет≫ и т.д.). Определение той же структуры с помощью балль-
Ных оценок проводится по соответствующей шкале, например пяти-
Балльной, десятибалльной.
При использовании относительных оценок определяется сте-
Пень соответствия изучаемых изделий запросам потребителей по
следующей шкале возможных вариантов ответов: соответствует