Часто, что обусловлено их однозначностью, доступностью характе-
Ристик, а также наличием, как правило, между ними и спросом
(объем продаж) существенной корреляционной связи. Поэтому,
Проводя сегментацию рынка по демографическому критерию, необ-
Раздел IV, Экономический механизм управления предприятием
Ходимо прежде всего ориентироваться на общность специфических
Запросов к качеству, ассортименту и цене со стороны соответст-
Вующего сегмента. В настоящее время по этому критерию выделяют
Такие группы потребителей, как дети, молодежь, лица среднего воз-
Раста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи. Очень часто де-
Мографические критерии применяются в комбинации.
Сегментация по социально-экономическому критерию заключает-
____________ся в выделении групп потребителей по общности социальной и
Профессиональной принадлежности, уровню образования, уровню
Доходов. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во
|
|
Взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев,
Например демографических. В этом отношении заслуживает внима-
Ния объединение выделенных групп по доходу с группами по воз-
Расту, в том числе глав семьи.
Рассмотренные три группы критериев представляют собой об-
Щие объективные критерии сегментации рынка. Однако довольно
Часто однородные по общим объективным критериям сегменты
Оказываются значительно дифференцированы с точки зрения их
Поведения на рынке. Так, данные о переписи населения содержат
Полезные сведения о группах населения, но не объясняют причин,
по которым товары находят свои собственные ≪ниши≫ на рынке,
Привлекая к себе какую-то часть покупателей. Очевидно, что при-
Менения одних объективных критериев явно недостаточно.
В этих случаях используют субъективные специфические крите-
Рии описания потребителей. Эти критерии связаны со спецификой
Рассматриваемого рынка и конкретной ситуацией на нем, с субъек
Тивной оценкой покупателем того или иного продукта. Один и тот
Же человек может купить недорогой телевизор, но курить самые до-
Рогие сигареты. Владелец дорогого автомобиля может носить недо-
Рогую одежду.
Так, по мотивам совершения покупки выделяют группы по-
Требителей с ориентацией на низкую цену, на долгий срок служ-
Бы изделий, высокое качество, приверженность к определенной
Марке товара.
Сегментация служит базой для разработки маркетинговой про-
|
|
Граммы (включая выбор вида товара, ценовую и рекламную поли-