Правопорядок соотносится с двумя явлениями: с общественным порядком и законностью.
Общественный порядок - система общественных отношений, которая складывается под воздействием всех социальных норм: обычаев, традиций, морали, религиозных, корпоративных предписаний и правовых норм.
Правопорядок - часть общественного порядка, которая складывается под воздействием правовых норм и составляет ядро общественного порядка.
В результате реализации требований законности общественные отношения упорядочиваются, устанавливается порядок, основанный на праве - т.е. правопорядок.
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований и предписаний
Правопорядок-цель правового регулирования, именно для его достижения издаются и совершенствуются правовые акты, организуется правоприменительная деятельность.
Признаки правопорядка:
1. Правопорядок - состояние организованности общественной жизни.
|
|
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок- результат фактической реализации правовых норм.
4. Он обеспечивается государством.
Необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремится законодатель.
Принципы правопорядка:
1. Системность. Правопорядок - система упорядоченных отношений, которая основана на системности права, системообразующих формах собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
2. Организованность. Правопорядок не возникает стихийно, это итог организующей деятельности государства, его органов. Правопорядок всегда обеспечивается и охраняется государством от нарушений.
3. Устойчивость. Порядок вообще и правопорядок в частности, по сути своей, подразумевают стабильность и неизменность.
4. Единство. Правопорядок один на территории всей страны. Он гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
5. Правопорядок закрепляет основы социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений. Следовательно, правопорядок включает в себя организацию самой политической власти, т. е. само государство.
Правопорядок - единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью.
|
|
Законность — это режим строгой и точной реализации нормативно-правовых предписаний всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами).
Кроме этого, законность является хорошо известным методом и принципом деятельности государства.
Как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и организационно-правовым обеспечением их реализации.
Как принцип деятельности государства законность предполагает, что все государственные органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках. Законность - антипод произвола и беззакония, творимого органами государства и его должностными лицами.
Структура законности представлена 2-мя основными элементами.
1. Субъект законности - все правоспособные субъекты правовых отношений с учетом их правового статуса.
2. Объект законности - деятельность субъектов правоотношений, субъектов по реализации нормативно-правовых предписаний и результаты такой деятельности — нормативные и правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и т.д.
Принципы законности — это основные идеи, выражающие содержание законности,
1. Единство законности - единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия нормативного акта. При всем многообразии нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории.
Единство законодательного регулирования обеспечивается:
Во-первых — принятием нормативно-правовых актов, исключающих противоречия в регулировании общественных отношений, что, в свою очередь, позволит единообразно их реализовывать.
Во-вторых — принятием в регионах (федеративное государство) нормативно-правовых актов, которые, учитывая национальную или региональную специфику, не противоречили бы общегосударственным актам.
2. Всеобщность законности - действие законности по кругу лиц. Законность не должна быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии.
3. Целесообразность законности означает необходимость выбора собственно в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества, вариантов поведения.
Вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона. Сам закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности, предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения. Это характерно и для диспозитивных норм гражданского права и норм Уголовного кодекса, которые практически не имеют абсолютно определенных санкций.
Если правовые предписания конфликтуют с целесообразностью в связи с изменившимися отношениями, то наилучший путь разрешения конфликта состоит в своевременном пересмотре правовых норм.
По общему правилу законы считаются целесообразными вплоть до их отмены, дополнения или изменения.
4. Реальность законности — это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требования законности — правовые предписания, реализация которых делает поведение и его результат законными.
1. Верховенство закона - подчиненность закону всех иных нормативных актов и актов реализации права.
|
|
Законы обладают высшей юридической силой и выступают основными регуляторами общественных отношений. Все другие нормативные акты должны приниматься на основе и во исполнение законов.
2. Соблюдение должных (установленных законом) процедур в правотворческой и правоприменительной деятельности государства, а также точное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права.
3. Контроль за реализацией законов - контроль за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора.
4. Равенство всех перед законом и судом. Как минимум это означает равную ответственность перед законом и судом субъектов правоотношений за нарушение правовых предписаний.
5. Неотвратимость ответственности. Реализация этого требования должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел.
6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Произвол — деятельность, основанная не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для субъективизма и волюнтаризма.
Взаимосвязь принципов и требований законности состоит в том, что каждый из ее принципов содержит в себе требования.
Так, принцип верховенства закона можно рассмотреть через следующие требования:
1) все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам;
2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам;
3) акты правоприменения и правоприменительная деятельность должны соответствовать законам и основанным на них подзаконным нормативным актам;
|
|
4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, основанным на них подзаконным актам и актам правоприменения.
Рассматривая соотношение законности и правопорядка важно иметь в виду следующие обстоятельства:
1} нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме обеспечения законности;
2) укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
3) конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности;
4) законность - это всегда реализация норм права, а правопорядок — это ее результат.
Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.
Особенности правопорядка:
- запланирован в нормах права;
- возникает в результате реализации данных норм;
- обеспечивается государством;
- создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным;
- выступает итогом законности.
Принципы правопорядка:
1) законность – реальное действие права в государстве, соответствие Конституции, законов правовым идеалам;
2) конституционность – подчинение правопорядка Конституции, фактическая урегулированность конституционными нормами жизни общества;
3) целостность правопорядка означает его единство в масштабах всей страны, отсутствие, какого – либо иного правопорядка, который противопоставлялся бы общему правопорядку;
4) структурность характеризует правопорядок, как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и связей;
5) иерархичность – строгое подчинение элементов правопорядка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субординации;
6) нормативность – упорядочение общественных отношений путем их регламентации правовыми нормами;
7) справедливость – соответствие правопорядка представлениям общества о добре, зле, чести, достоинстве;
8) подконтрольность – означает контроль за соблюдением правопорядка со стороны общества, государства, граждан. Данный контроль должен быть систематическим и всеобъемлющим;
9) гарантированность – обеспеченность правопорядка принудительной силой государства (ведущая роль отведена правоохранительным органам).
Следует различать понятия – правопорядок и общественный порядок. Второе понятие более широкое, включает первое понятие.
Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдении (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом:
- с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых превращается в хаос;
- с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить пользу людям) без демократии механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменить нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и тому подобное. В свою очередь законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественные отношений на определенном этапе развития общества.
Особенности:
1. правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. порядок предусмотрен нормами права.
3. возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. он обеспечивается государством.
5. Принципы:
6. определенность (базируется на формально определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений)
7. системность (система отношений, которая основана на единой сущности права)
8. организованность (возникает при организации деятельности государства и его органов)
9. государственная гарантированность (обеспечивается государством, охраняется им от нарушений)
Если правопорядок основывается на праве и является конечным итогом его реализации то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых но и всех иных социальных норм действующих в обществе. Правопорядок представляет собой часть общественного порядка как устойчивой системы общественных отношений, сложившейся в результате действия всех социальных регуляторов, а не только права. Соотношение заключается в том что правопорядок и общественный порядок характеризуются организованностью и упорядоченностью общественных отношений. Общественный порядок не следует понимать узко, то есть как порядок отношений в общественных местах. Проф. В.В. Лазарев понимает общественный порядок как «определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие». Общественный порядок обеспечивается силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства. С одной стороны важнейшей частью общественного порядка является правопорядок. С другой – состояние общественного порядка обуславливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Можно выделить различия: у них разная нормативная основа; они по разному обеспечиваются, правопорядок опирается на принуждение, то общ. порядок на силу общ. мнения; при нарушении правопорядка (юр.санкции) и общ. порядка (меры морального характера) возникают разные последствия.