double arrow

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг


Для выполнения своих функций в политической, экономической и социальной сферах государство в лице органов власти разных уровней образует и использует фонды денежных средств. Самый крупный денежный фонд в его распоряжении – государственный бюджет. Это годовой план (перечень) государственных расходов и источников их покрытия – доходов. Их состав определяется экономическим потенциалом страны, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений страны. Аккумуляция в бюджетной системе значительных де­нежных средств создает возможность для обеспечения равномерного развития экономики и социально-культурной сферы на всей территории страны. Наличие бюджета создает возможность для маневри­рования при распределении средств на потребности об­щества с учетом их приоритетности на протяжении оп­ределенного промежутка времени.

Существует и более расширенное определение бюджета государства как важнейшего звена его финансовой системы. Государственный бюджет – это экономическая категория финансо­вой системы страны, отображающая денежные отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности и физическими лицами – с другой, по поводу образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, по­вышение уровня жизни и удовлетворение других обще­ственных потребностей.

Бюджет опосредствует свыше 70 % всех финансовых отноше­ний и объединяет разные финансовые учреждения, с по­мощью которых государство осуществляет свою финан­совую деятельность и перераспределяет значительную долю общественного продукта.

Почти 80 % от объемов доходов государственных бюджетов в развитых странах обеспечивают налоги.

Доходы Государственного бюджета:

1) налоговые поступления;

2) неналоговые поступления – доходы от собственности и государственного предпринимательства, административные сборы, штрафы;

3) субвенции – межбюджетные трансферты для использования с определенной целью;

4) доходы от операций с капиталом – процентные платежи по займам (кредитором выступает государство).

В Украине основными источниками доходов Государственного бюджета являются четыре налога – налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизный сбор, подоходный налог.

Расходы Государственного бюджета:

1) государственные услуги – содержание центральных органов власти, общественная безопасность, судопроизводство и национальная оборона, социальные и культурные нужды, наука и образование, здравоохранение;

2) финансирование национального хозяйства (субсидии, дотации);

3) финансирование местных бюджетов (субвенции);

4) выплаты государственного долга.

Состав расходов определяется функциями государства и потребностями общества на каждом этапе его развития. Согласно Бюджетного Кодекса Украины они делятся на текущие расходы и расходы развития (инвестиционные).

Структура бюджетной системы, объединяющей все бюджеты страны на единых принципах, зависит от государственного устройства (унитарность или федеративность). Сумма всех бюджетов страны (местных – областных и городских – и государственного) составляет сводный бюджет.

Принципы распределения доходов и расходов между бюджетами различного уровня определяются Законом Украины «О бюджетной системы Украины». Распределение средств между бюджетами разных уровней осуществляется каждый год по-новому в ходе утверждения государственного бюджета.

Разность между доходной и расходной частью бюджета – бюджетное сальдо. Если оно положительно, это означает излишек (профицит) бюджета, если отрицательное – то дефицит бюджета.

Увеличение государственных расходов при снижении налогов, хотя и препятствует падению производства, увеличивает дефицитность государственного бюджета и создает предпосылки для усиления инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждом данном году. Основные причины его возникновения: спад общественного производства и рост его издержек, инфляционное денежное предложение, увеличение финансирования социальных программ, рост затрат на содержание военно-промышленного комплекса, растущие масштабы теневой экономики, т.е. в общем смысле – снижение налоговой базы и рост государственных расходов. Активный дефицит возникает при стимулирующей фискальной политике, пассивный дефицит – при сокращении государственных доходов в результате падения экономической активности.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным для экономики и динамики жизненного уровня населения: экономически развитые страны имеют дефицитный бюджет (10-30%). Все зависит от причин его возникновения и направления расходования бюджетных средств (если они используются на развитие экономики, то в будущем это обернется ростом производства; если же они используются неэффективно, то это приведет к нарастанию инфляционных процессов).

Существует две концепции сбалансирования государственного бюджета.Циклически сбалансированный бюджет характеризуется равенством объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах делового цикла. Он может быть использован для сокращения безработицы и преодоления депрессии (спада). При этом избытки бюджета в фазе подъема покрывают прирост государственного долга во время спада. Чтобы противостоять спаду экономики, необходимо понижать налоги и повышать государственные расходы – это приводит к дефициту бюджета. В результате следующего инфляционного подъема экономики повышают налоги и снижают государственные расходы.

Если бы правительство при проведении экономической политики стремилось иметь ежегодно сбалансированный бюджет – равенство объемов правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах года – то это только усиливало бы конъюнктурные колебания, снижая эффективность фискальной политики (мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1, см. формулу (8.3)). Во время кризиса и депрессии из-за снижения объемов производства поступления в бюджет сокращаются. Соответственное снижение в это время государственных расходов задержит выход экономики из кризиса. С другой стороны, полное расходование повышенных доходов бюджета в фазе подъема также может негативно влиять на состояние экономики («перегрев» экономики).

Так как спады и подъемы в национальном хозяйстве неодинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде, циклически сбалансированный бюджет несовместим с фискальной политикой. Поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий этой политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема, содействует сбалансированности бюджета.

При анализе взаимозависимости между фискальной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита – структурный и циклический дефициты. Их рассматривают во взаимосвязи с так называемым «бюджетом полной занятости».

Бюджет полной занятости – соотношение государственных доходов и расходов, которое сложилось бы при условии, если бы экономика в течение года развивалась при полной занятости.

С помощью бюджета полной занятости можно дифференцировать влияние дискреционной и недискреционной политики на состояние государственного бюджета и тем самым оценить качество фискальной политики.

Структурный дефицит – разность между текущими государственными расходами и теми доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Т.е. если экономика достигла уровня производства при полной занятости, а налоговые поступления меньше, чем государственные расходы, то образовавшийся дефицит носит структурный характер.

Циклический дефицит – разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом. Он вызывается спадом деловой активности и связанным с ним сокращением налоговых поступлений. Т.е. фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного дефицита. В целом циклический дефицит – это результат фискального бездействия правительства.

Можно утверждать, что структурный дефицит – это следствие дискреционной фискальной политики бюджетной экспансии, а циклический – это результат действия встроенных стабилизаторов.

Однако по величине дефицита бюджета невозможно судить, насколько активно правительство проводит фискальную политику.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и фискальной политики можно обобщить двумя тезисами:

1. Во время экономического спада фискальная политика будет тем эффективней, чем б?льшимбюджетным дефицитом она будет сопровождаться.

В трехсекторной экономике совокупный доход, заработанный домашними хозяйствами, направляется ими на уплату налогов, потребительские расходы и сбережения:

Y = C + S + T

В условиях равновесия совокупный доход равен сумме планируемых расходов:

Y = C + I + G

Отсюда

C + S + T = C + I + G

S = I + (G – T) = I + Дефицит государственного бюджета

При наличии дефицита государственного бюджета для его финансирования правительство занимает средства из того же источника, что и частные предприниматели, – из сбережений домохозяйств. Поэтому все дополнительные сбережения, возникшие в результате роста совокупного дохода при проведении стимулирующей фискальной политики, пойдут на оплату возникающего при этом бюджетного дефицита, вместо того чтобы быть направленными на расширение инвестиционной активности частного сектора.

2. Во время экономического подъема фискальная политика будет тем эффективней, чем б?льшим бюджетным излишком она будет сопровождаться.

В период экономического подъемафискальная политика сводится к росту доходов и снижению расходов государственного бюджета. При этом образуется бюджетный излишек, который в дальнейшем можно использовать.

Стимулирующее действие бюджетного дефицита на экономику будет зависеть от методов его финансирования. Аналогично, при данной величине бюджетного излишка его влияние на экономику зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Использование профицита бюджета происходит по двум направлениям:

1) использование для погашения долгов. Выкупая свои долговые обязательства (ценные бумаги), правительство передает излишние поступления назад на денежный рынок, что вызывает падение ставки процента и стимулирует тем самым инвестиции и потребление. Но это может вызвать увеличение инфляции;

2) изъятие из обращения, приостановив дальнейшее использование этих сумм. Если излишние поступления не возвращаются в экономику, они не создают инфляционного влияния.

Следовательно, государственные сбережения (бюджетный профицит) могут быть использованы либо на покрытие государственного долга (?N), либо для сокращения денежной массы (?M):

, (8.5)

Данное выражение называют тождеством госбюджета. Следовательно, если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

, (8.6)

При наличии бюджетного дефицита в связи с его негативным влиянием на макроэкономическую ситуацию государство обя­зано избрать наиболее оптимальные источники егопо­крытия (способы финансирования). В мире использу­ются два метода покрытия дефицита бюджетане­эмиссионный (долговой) и эмиссионный.

Наиболее эффективен неэмиссионный (долговой) метод, с по­мощью которого можно избавиться от дефицита без до­полнительного выпуска денег в обращение, стимулирующего инфляцию. Он состоит в привлечении внешних и внут­ренних источников финансирования.

Внешними источниками могут быть кредиты между­народных финансовых объединений и иностранных госу­дарств, а также безвозмездная и безвозвратная финансо­вая помощь для осуществления целевых программ меж­дународного значения.

Внутренними источниками являются кредиты Цент­рального банка (в Украине – Национального банка), внутренние займы правительства (продажа государственных ценных бумаг – облигаций государственного займа) и прочие доходы.

Важно также отметить, что привлечение внутренних источников является фактором увеличения процентной ставки в экономике и создает эффект вытеснения частных инвестиций, описанный выше (сокращается экономическая активность частного сектора).

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита состоит в использовании денежно-кредитной эмиссии. Это не сокращает экономическую активность частного сектора, но такой метод является нецелесообразным, поскольку он отрицательно сказывается на экономическом и социаль­ном положении страны, вызывая инфляцию.

Выбор способа покрытия дефицита связан с конкретной макроэкономической ситуацией и его последствиями. Наименее проблемным в этой связи считается погашение бюджетного дефицита путем выпуска ценных бумаг.

Наличие внешних и внутренних кредитных источни­ков предопределяет возникновение, соответственно, внеш­него и внутреннего долга государства. Со стороны государства должен осуществляться контроль и управление государственным долгом.

Государственный долг – это сумма бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных избытков за все прошедшие годы.

Основной формой внутреннего долга являются государственные займы, которые обеспечиваются выпуском ценных бумаг в двух видах – облигаций и казначейских обязательств (в Украине – это облигации внутреннего государственного займа ОВГЗ; облигации внутреннего государственного сберегательного займа ОВГСЗ, эмитентом которых выступает Сберегательный банк Украины, казначейские векселя и др.). К внутрен­нему государственному долгу относится и задолжен­ность государства по содержанию социальной сферы (за­долженность по выплатам заработной платы, пенсий, суб­сидий, дотаций, стипендий и т.п.).

Вся сумма задолженности кредиторам за пределами страны становится ее внешним долгом. Он образуется из-за следующих обстоятельств:

§ размещение долговых ценных бумаг на международ­ных финансовых рынках (например, Украина размещает государственные облигации на финансовом рынке Германии);

§ получение займов у специализированных финансово-кредитных институтов (Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Мировой банк реконструкции и развития и др.);

§ получение займов у других государств.

При значительной величине государственного долга затраты по его обслуживанию (выплата процентов и основной суммы) могут стать главной или даже единственной причиной дефицита бюджета, но по абсолютной величине долга нельзя определить, велика или мала государственная задолженность. Поэтому динамику государственного долга изучают по доле государственного долга в национальном доходе.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать займы, поэтому правительства прибегают к новым займам (рефинансирование государственного долга). Государство при этом выступает гарантом их возврата. Однако процесс рефинансирования нельзя считать бесконечным, так как превышение государственного долга над ВВП (ВНП) более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

Дефицит бюджета и го­сударственный долг имеют взаимное влияние и требуют от государства активной финансовой политики. Государство, управляя бюджетом и государственным долгом, имеет возможность влиять на экономическую ситуацию в стране через изменение налоговых ставок, выпуск и размещение государственных долговых обязательств, финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, бюджет является важнейшим инструментом государственного управления.

В будущем роль бюджета в социальных процессах бу­дет возрастать. Обусловлено это тем, что именно бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой основой для осуществления соци­альных преобразований, перехода на новый, более высокий уро­вень социального обслуживания населения. Кроме того, государственный бюджет призван нивелировать соци­альные следствия расслоения граждан по их материаль­ному достатку, которые вызваны переходом к рыноч­ным условиям хозяйствования.

Темы рефератов:

1. Теория экономики предложения – альтернатива кейнсианству

2. Налоги: сущность, виды и роль в регулировании экономики

3. Фискальная политика в современной Украине

4. Преодоление бюджетного дефицита и антиинфляционная политика

5. Современная бюджетная политика Украины

Контрольные тесты:

1. Препятствующая рецессии фискальная политика предполагает:

а) сокращение налоговых поступлений и государственных расходов;

б) увеличение налоговых поступлений и государственных расходов;

в) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов.

2. Теория экономики предложения утверждает, что стимулирующая фискальная политика предполагает:

а) рост уровня налогообложения; б) снижение уровня налогообложения;

в) достижение бюджетного излишка; г) увеличение государственных расходов.

3. Существует различие в эффекте мультипликатора при увеличении государственных расходов и снижении налогов на одинаковую сумму, вызванное тем, что:

а) снижение налогов оказывает более значительное влияние на бюджет, чем повышение гос. расходов;

б) сокращение налогов не окажет прямого влияния на величину потребительских расходов, так как произойдет некоторое увеличение сбережений;

в) изменение налогов непосредственно влияет на величину потребительских расходов и доходов, а изменение гос. расходов оказывает косвенное воздействие;

г) гос. расходы, повышая доходы в экономике, способствуют росту потребительских расходов.

4. Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что:

а) одинаковое увеличение гос. расходов и налогов увеличивает доход на величину их прироста;

б) одинаковое увеличение гос. расходов и снижение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

в) одинаковое снижение гос. расходов и увеличение налогов не изменяет бюджетное сальдо;

г) разнонаправленные одинаковые изменения гос. расходов и налогов не приводят к изменению дохода.

5. Манипуляции правительства с государственными расходами и налогами для достижения желаемого уровня дохода и производства относятся к политике:

а) экономики предложения; б) сбалансирования государственного бюджета;

в) встроенных стабилизаторов; г) стимулирования совокупного спроса.

6. Влияние встроенных автоматических стабилизаторов проявляется в том, что:

а) они ослабляют эффект дискреционной политики;

б) они усиливают эффект дискреционной политики;

в) они полностью исключают цикличность экономического развития;

г) они сглаживают цикличность экономического развития.

7. Концепция сбалансированного бюджета предполагает:

а) бездефицитность бюджета за год; б) отсутствие пассивного дефицита бюджета;

в) наличие бюджетного профицита; г) бездефицитность в пределах экономического цикла.

8. Государственный долг – это сумма всех предшествующих:

а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков;

в) бюджетных дефицитов; г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов.

9. Эффект вытеснения, связанный с финансированием государственного долга:

а) приводит к сокращению производственных возможностей; б) ведет к снижению долга;

в) ведет к увеличению ставки процента; г) сокращает частные инвестиционные расходы.

10. Циклический дефицит бюджета – это следствие:

а) роста гос. расходов и снижения налогов в период спада;

б) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период спада;

в) роста гос. расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема;

г) сокращения гос. расходов и увеличения налогов в период инфляционного подъема.


Сейчас читают про: