| Параметр сравнения | США | Япония |
| Вложения в человеческий капитал | Малые | Крупные |
| Источники привлечения кадров | Внешние | Внутренние |
| Предпочтения отбора | Квалифицированные специалисты | Выпускники |
| Наем | Краткосрочный | Долгосрочный |
| Гарантии персоналу | Минимальные | Максимальные |
| Продвижение | В рамках узкой специальности | Неспециализированное |
| Требования к персоналу | Эффективность | Гармония |
| Побуждение к работе | Внешнее | Внутреннее |
| Организация труда | Индивидуальный | Коллективный |
| Конкуренция между работниками | Сильная | Слабая |
| Разработка и принятие решений | Сверху вниз | Снизу вверх |
| Характер решений | Индивидуальный | Коллективный |
| Делегирование полномочий | Широкое | Практически отсутствует |
| Внутренние отношения | Формальные | Неформальные (семейные) |
| Ответственность | Индивидуальная | Коллективная |
| Структура управления | Формализованная | Неформализованная |
| Контроль | Индивидуальный | Коллективный |
| Карьера | Быстрая | Медленная |
| Обусловленность карьеры | Личными результатами | Старшинством, стажем |
| Требования к руководителю | Профессионализм, инициатива | Умение координировать и контролировать |
| Ориентация управляющего воздействия | На индивида | На группу |
| Оценка результатов | Индивидуальная | Коллективная |
| Подготовка | Узких специалистов | Универсалов |
| Оплата | По индивидуальному результату | По коллективному результату |
- 3. Партнерская (западноевропейская) модель основывается:
- на социальном партнерстве и коллективном договоре;
- предоставлении руководящих должностей прежде всего своим сотрудникам;
- сокращении или ликвидации статусного разрыва между руководством и подчиненными;
- создании благоприятных условий труда;
- поощрении открытого делового общения;
- помощи в поисках работы при увольнениях;
- участии в прибылях;
- постоянном повышении квалификации.
- 4. Российская модель характеризуется:
- патернализмом;
- ориентированностью большинства руководителей на решение проблем организации, а не персонала;
- незащищенностью квалифицированных работников любого ранга от произвола собственников и администрации;
- непрофессионализмом работников сферы управления человеческими ресурсами (руководство службами персонала осуществляется доверенными лицами собственника, а не специалистами);
- незаинтересованностью основной массы работодателей и работников в росте квалификации и повышении производительности труда;
- слабым давлением на организацию специалистов извне;
- трудностью увольнения работников (поэтому приходится делать ставку не на привлечение их со стороны, а на развитие имеющегося трудового потенциала).
Такая модель сформировалась на базе крайне негативных процессов, имеющих место в социально-трудовой сфере России:
- усиления дефицита квалифицированной рабочей силы на фоне повышения роли знаний и постоянного снижения ее качественного (прежде всего образовательного) уровня по сравнению Западом;
- деградации трудового сознания, которая, по данным исследований, произошла у 80% работников;
- резкого ухудшения демографической ситуации в стране;
- несоответствия кадровой политики большинства предприятий требованиям рыночной экономики;
- углубления мотивационного кризиса, вызываемого ростом неудовлетворенности трудом;
- жесткости профессионально-квалификационной структуры отечественного рынка труда, его малой восприимчивостью к изменениям;
- экономической и правовой неподготовленностью персонала к работе в рыночных условиях.
Долгое время в России считалось, что управление персоналом не требует специальной профессиональной подготовки, а менеджером в этой сфере может быть любой опытный руководитель, обладающий жизненным опытом, дисциплиной и здравым смыслом.В то же время менеджмент персонала имеет в России особое значение потому, что у людей велик иррационализм поведения и значительны национально-культурные различия. Российские люди тяготятся чрезвычайно жестким распорядком, четкостью заданий. Они способны сами себе устанавливать режим и способ действий. Их творчество нацелено на экономию труда — сделать так, чтобы ничего не делать, что позитивно, если идет речь о выполнении лишней работы.
5) Модель «академия» предполагает:
- опору на собственные кадры и пополнение персонала только за счет молодых специалистов и внутреннее их продвижение;
- коллективные результаты труда и вознаграждение;
- воспитание лояльности и преданности организации, готовности принять нормы;
- стимулирование повышения квалификации и развития персонала;
- ориентацию на образование, интеллект.
Модель характерна для государственных организаций. Ей свойственна низкая текучесть персонала, удовлетворенность им своим положением.






