Содержание процесса контроля

Важным элементом управления является контроль. Имен­но контроль позволяет реализовать эффективное разде­ления труда исполнителей, так как предполагает обяза­тельное делегирование полномочий этим исполнителям в соответствии с принципом неокончательности и сво­боды принятия ими локальных решений. Контроль — это такая же целенаправленная деятельность ЛПР, как и любая другая операция. Поэтому для достижения не­обходимого эффекта его также нужно тщательно спла­нировать и организовать. Теория управления предусма­тривает три основных вида контроля:

§ предварительный — контролируется готовность тру­довых, материальных и финансовых ресурсов;

§ текущий — контроль работы исполнителя его непо­средственным руководителем;

§ итоговый — контроль ЛПР фактически достигнутых результатов, когда операция закончена или истекло от­пущенное на нее время.

Для правильной, научной организации каждого из этих видов контроля следует провести тщательное их пла­нирование, организовать гласное делегирование пол­номочий исполнителям на принятие ими локальных ре­шений, а также спрогнозировать и глубоко проанали­зировать возможные форс-мажорные ситуации. Схема организации и проведения контроля в рамках такого подхода к нему реализуется в ходе выполнения трех ос­новных этапов (рис. 5.1.).

1 этап: Планирование контроля
1. Получение ответов на ключевые вопросы контроля ГДЕ возможны нарушения по срокам, ресурсам и качеству работ? (указываются точки и объекты контроля)
КАКОВЫ значения ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ и КАКИЕ величины ОТКЛОНЕНИЙ от них следует считать существенными? (задаются плановые задания по каждому из видов работ, а также — «зоны нечувствительности» по величинам отклонений от этих заданий)
КАК и ОТКУДА станет известно о существенных отклонениях от плановых заданий? (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях)
ЧТО нужно будет срочно предпринять? (намечаются варианты реакций на существенные отклонения)
2. Принятие решений о заданиях и пороговых значениях величин существенных отклонений  
3. Определение номенклатуры и объемов резервов активных средств  
2 этап: Делегирование полномочий исполнителям
1. Доведение до исполнителей критериев для принятия самостоятельных решений (плановых заданий)  
2. Определение границ допустимой свободы принятия локальных решений исполнителями (параметров «зон нечувствительности»)  
3 этап: Принятие решений по результатам контроля
1. Получение информации от исполнителей, оценка ее точности и надежности  
2. Анализ возможных ситуаций и рациональные решения (если информация оценена как точная и надежная): «Цель достигнута?»: § «да» — завершить операцию; § иначе...
«Задания реалистичны?»: § «да» — оказать помощь исполнителю (финансовую, материальную, техническую); § иначе — пересмотреть задания и перейти к 1-му этапу

Рис.5.1. Схема организации и проведения контроля

На первом этапе проводится планирование контроля. Именно здесь, на основе глубокого изучения сложив­шейся проблемной ситуации принимаются решения по главным вопросам.

При этом:

§ определяют основные направления контроля — сроки, ресурсы, эффективность и качество исполнения от­дельных подопераций и работ;

§ определяют основные объекты и точки контроля;

§ намечают плановые значения (задания) по главным результатам выполнения подопераций и работ;

§ выбирают величины допустимых отклонений от зада­ний по главным результатам (так называемые существенные отклонения и зоны нечувствительности) и диа­пазоны свободы принятия решений по неосновным, не­критическим работам;

§ устанавливают порядок передачи докладов и сообще­ний (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) и порядок взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях;

§ концептуально (на уровне замысла) планируют экстра­ординарные реакции на существенные нарушения за­даний (решают, что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации);

§ планируют объемы резервов основных видов актив­ных ресурсов.

На втором этапе организации и проведения контроля юридически оформляют делегирование полномочий ис­полнителям по принятию локальных решений по ре­зультатам текущего контроля. Основной принцип делегирования полномочий, вытекающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людьми и ре­сурсами, а также сами исполнители в конкретной об­становке, лучше знают, как выполнить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.

На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения. Здесь по-прежнему полагаем, что решения, принятые ЛПР на этапе планирования процесса контроля, вовсе не являются безупречными, идеальны­ми.

Литература

1.Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. – 304 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: