Важным элементом управления является контроль. Именно контроль позволяет реализовать эффективное разделения труда исполнителей, так как предполагает обязательное делегирование полномочий этим исполнителям в соответствии с принципом неокончательности и свободы принятия ими локальных решений. Контроль — это такая же целенаправленная деятельность ЛПР, как и любая другая операция. Поэтому для достижения необходимого эффекта его также нужно тщательно спланировать и организовать. Теория управления предусматривает три основных вида контроля:
§ предварительный — контролируется готовность трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
§ текущий — контроль работы исполнителя его непосредственным руководителем;
§ итоговый — контроль ЛПР фактически достигнутых результатов, когда операция закончена или истекло отпущенное на нее время.
Для правильной, научной организации каждого из этих видов контроля следует провести тщательное их планирование, организовать гласное делегирование полномочий исполнителям на принятие ими локальных решений, а также спрогнозировать и глубоко проанализировать возможные форс-мажорные ситуации. Схема организации и проведения контроля в рамках такого подхода к нему реализуется в ходе выполнения трех основных этапов (рис. 5.1.).
1 этап: Планирование контроля | |
1. Получение ответов на ключевые вопросы контроля | ГДЕ возможны нарушения по срокам, ресурсам и качеству работ? (указываются точки и объекты контроля) |
КАКОВЫ значения ПЛАНОВЫХ ЗАДАНИЙ и КАКИЕ величины ОТКЛОНЕНИЙ от них следует считать существенными? (задаются плановые задания по каждому из видов работ, а также — «зоны нечувствительности» по величинам отклонений от этих заданий) | |
КАК и ОТКУДА станет известно о существенных отклонениях от плановых заданий? (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) | |
ЧТО нужно будет срочно предпринять? (намечаются варианты реакций на существенные отклонения) | |
2. Принятие решений о заданиях и пороговых значениях величин существенных отклонений | |
3. Определение номенклатуры и объемов резервов активных средств | |
2 этап: Делегирование полномочий исполнителям | |
1. Доведение до исполнителей критериев для принятия самостоятельных решений (плановых заданий) | |
2. Определение границ допустимой свободы принятия локальных решений исполнителями (параметров «зон нечувствительности») | |
3 этап: Принятие решений по результатам контроля | |
1. Получение информации от исполнителей, оценка ее точности и надежности | |
2. Анализ возможных ситуаций и рациональные решения (если информация оценена как точная и надежная): | «Цель достигнута?»: § «да» — завершить операцию; § иначе... |
«Задания реалистичны?»: § «да» — оказать помощь исполнителю (финансовую, материальную, техническую); § иначе — пересмотреть задания и перейти к 1-му этапу |
Рис.5.1. Схема организации и проведения контроля
На первом этапе проводится планирование контроля. Именно здесь, на основе глубокого изучения сложившейся проблемной ситуации принимаются решения по главным вопросам.
При этом:
§ определяют основные направления контроля — сроки, ресурсы, эффективность и качество исполнения отдельных подопераций и работ;
§ определяют основные объекты и точки контроля;
§ намечают плановые значения (задания) по главным результатам выполнения подопераций и работ;
§ выбирают величины допустимых отклонений от заданий по главным результатам (так называемые существенные отклонения и зоны нечувствительности) и диапазоны свободы принятия решений по неосновным, некритическим работам;
§ устанавливают порядок передачи докладов и сообщений (определяются возможные источники и способы получения информации о существенных отклонениях) и порядок взаимодействия при затребовании резервов активных средств при форс-мажорных ситуациях;
§ концептуально (на уровне замысла) планируют экстраординарные реакции на существенные нарушения заданий (решают, что нужно будет срочно предпринять в той или иной ситуации);
§ планируют объемы резервов основных видов активных ресурсов.
На втором этапе организации и проведения контроля юридически оформляют делегирование полномочий исполнителям по принятию локальных решений по результатам текущего контроля. Основной принцип делегирования полномочий, вытекающий из принципа неокончательности и свободы принятия решений, гласит: руководители на местах с конкретными людьми и ресурсами, а также сами исполнители в конкретной обстановке, лучше знают, как выполнить ту или иную поставленную перед ними задачу или работу.
На третьем этапе процесса контроля оцениваются реально складывающиеся ситуации и принимаются текущие решения. Здесь по-прежнему полагаем, что решения, принятые ЛПР на этапе планирования процесса контроля, вовсе не являются безупречными, идеальными.
Литература
1.Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия. Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. – 304 с.