Задания для самопроверки

Задание 1. Докажите, что слова черный, идти, дом являются многозначными.

Образец: кухня – 1)кухня в квартире (помещение, где готовят еду); 2) русская кухня (описание национальных блюд); 3) сложная кухня (какие-либо действия или дела, известные определенному кругу лиц).

Задание 2.Подберите синонимы и антонимы к следующим словам и выражениям.

Твердый карандаш, изможденный вид, крепкое здоровье, покупать, аккуратный, случайность.

Для справки: слабый, жесткий, приобретать, чистоплотный, мягкий, больной, хороший, закономерность, продавать, неряшливый, цветущий, опрятный, измученный, неожиданность.

Задание 3.Определите значение заимствованных слов. Какими словарями вы воспользуетесь в случае затруднения?

Кемпинг, рефери, лайнер, драйвер, круиз, дефолт, менеджмент.

Задание 4.Отредактируйте текст. Найдите неудачные образные сравнения, речевые ошибки разного характера. Определите, насколько верно в сочинении вашего ровесника раскрыт смысл фразы И. Шевелева: «В смутное время стоимость жизни повышается, цена жизни падает».

В годы, когда общество претерпевает политические и экономические преобразования, жизнь человека на фоне перемен смотрится песчинкой. Экономическая сторона жизни возрастает. Духовная же в погоне низко падает. если в былые времена человек имел вес в обществе, то в реальности он выступает как один из немногих.

В период перестройки в нашей стране вышли наружу все нарывы прошлого. Буйным цветом расцвел криминальный мир из-за неустойчивости экономической ситуации. Человеческая жизнь воспринимается как трамплин для зарабатывания денег. Духовная сторона никого не волнует. Деньги захватили умы людей.

Идеальные ценности для человека сменились. Поэтому мало кого заботит, что у человека внутри. от этого противопоставления общества и человека человек часто ломается. Затем происходят с ним разные вещи.

Но хочется верить, что национальные духовные ценности будут возрастать, а с ними возрастет и ценность жизни человека.

Задание 5. Работаем в группах.

а) словотворчество и «словесная игра» как средство выразительности.

б) выполните в группе (4-5 человек) одно из указанных заданий. Представьте его для остальных групп.

Вариант 1. Анализ стихотворений поэтов начала XX века – В. Хлебникова, мастера словотворческого эксперимента и создателя «звездного языка» И. Северянина, поэта-эгофутуриста.

Прочитайте отрывок из стихотворения В. Хлебникова «Заклятие смехом» и выполните приведенные после него задания.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь, усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных –

Смех усмейных смехачей!

1.Выпишите слова, в которых встречается корень –смех-. Как образованы данные слова? Какие из них являются индивидуально-авторскими неологизмами?

2. Как бы вы охарактеризовали слова, созданные В. Хлебниковым?

3. Прокомментируйте смысл данного стихотворного отрывка. Предложите свой вариант толкования.

4. Определите степень выразительности слова поэта.

Вариант 2. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Северянина и выполните приведенные после него задания.

Кружевеет, розовеет утром лес,

Паучок по паутинке вверх полез.

Бриллиантится веселая роса!

Что за воздух! Что за свет, что за краса!

1. Найдите индивидуально-авторские неологизмы.

2. Объясните, как образованы данные слова и каково их значение.

3. Подберите к авторским словам синонимические слова или выражения. Определите цель создания индивидуально-авторских неологизмов.

4. Оцените эстетичность и благозвучность слов И. Северянина, их необходимость в тексте.

5. Определите степень выразительности слов поэта.

Вариант 3. Анализ предложений из произведений отечественных авторов конца XX века.

1.В длинных рейсах развивается стремление к постоянству микромира и одиночеству. Или, наоборот, каютобоязнь, когда человек боится одиночества и все время стремится к людям и даже надоедает им. 2. …Тихо, перламутрово, безлюдно, и опять как-то заброшенно, и опять грустно (В. Конецкий). 3. В Англии, к слову сказать, три школы: одна приучена начинать все с чая, вторая – с молока, и недавно появилась третья – «кофепийцы» (В. Аграновский). 4. …Лопушандия – планета гигантских лопухов и лопоухих гуманоидов со слабо развитым хвалительным рефлексом. <…> Лопушандец может говорить по несколько суток подряд. При этом он в большом количестве потребляет бутерброды и пиво, так как теряет в весе по полтора килограмма в час, усиленно выделяя энергию, которая носит название трепкалории (Г. Ливинзон). 5. Запятерье. То, что начинается за оценкой пять, за пять с плюсом – туда, дальше, выше…<…> Кол с вожжами (единица с двумя минусами) был выставлен в нашем классе только однажды, Ермиле, за выдающийся диктант: 50 ошибок – это был праздник, триумфатора унесли на руках, с песней, с визгом – туда, дальше, в Заединичье…(В. Леви). 6. …Мы оправились на машине знакомой дорогой, через комарино-слепне-оводовый лес к тому месту, где однажды купались (Ю. Нагибин).

1. Выпишите индивидуально-авторские неологизмы, сгруппировав их по частям речи. Определите способ образования каждого слова.

2. Можно ли подобрать синонимы к данным словам? Если возможно, то приведите синонимы или синонимические выражения.

3. Объясните, какую задачу ставил пред собой автор, придумывая слово.

4. Оцените индивидуально-авторские неологизмы с точки зрения их эстетичности, необходимости и нестандартности.

5. Выберете наиболее понравившееся слово и объясните, чем она привлекает ваше внимание. Есть ли среди слов такие, которые вам не нравятся. Если да, то обоснуйте свое мнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: