Существуют определенные типы ценностных предпосылок, с которыми мы будем то и дело встречаться в организационных решениях. Возможно, самыми важными из них являются: (1) цели организации; (2) критерий эффективности; (3) правила «честной игры»; (4) индивидуальные ценностные установки человека, принимающего решение.
Цель организации. Мы уже видели на примере отдела досуга, что цель организации — это одна из важных ценностных предпосылок, которая лежит в основе почти каждого административного выбора. Основное мерило правильности любого предложенного образа действий — будет ли он способствовать достижению целей организации. При определении цели обычно затрагиваются вопросы, связанные не только с тем, какие ценности должна преследовать деятельность организации, но также и с тем, какие группы людей придется обслуживать, какой уровень или какое качество обслуживания ей предстоит обеспечить. Таким образом, отдел досуга должен решить: в каких программах он заинтересован больше — воспитательных или оздоровительных; предоставлять ли услуги всему местному населению или сосредоточиться на районах, где живут семьи с низкими доходами, которые не имеют собственных помещений и оборудования для активного отдыха; следует ли использовать игровую площадку круглогодично или только летом.
Существует глубинная связь между целью организации и процессом ее становления. Из последующих глав станет также ясно, что цель организации играет жизненно важную роль для ее выживания и длительного существования. Организация получит поддержку от групп, которые одобряют ее цель; она подвергнется нападкам тех, кто отвергает эту цель. Определенные группы могут попытаться «захватить» организацию и подчинить ее деятельность своим собственным целям.
Поразмышляйте, например, над позицией аграрного блока в Конгрессе по отношению к деятельности Комитета сельского хозяйства. В 1945 г. на слушаниях в Комитете по ассигнованиям это ведомство подверглось нападкам со стороны конгрессмена Тэрвера, потому что в его планах конгрессмен усмотрел слабые признаки внимания к интересам потребителей вместо полной и исключительной поглощенности интересами сельского хозяйства! Тэрвер заявил: «Хотя информация, которую он предоставляет, должна, конечно же, быть точной, но в первую очередь [Комитет сельского хозяйства] обязан работать на благо сельского хозяйства и фермера, а он слишком много усилий посвятил попытке доказать, что положение фермера удовлетворительно и он поставлен даже в более благоприятные условия по сравнению с другими классами»[21].
Эффективность. Второй ценностной предпосылкой, учитываемой в большинстве административных решений, служит критерий эффективности. Он может быть определен так: «Если два образа действий принесут одинаковые результаты применительно к цели организации, предпочесть следует тот, который предполагает наименьшие издержки»[22]; или иначе: «Если два образа действий предполагают одинаковые издержки, предпочесть следует тот, который даст наивысшие результаты». Эта предпосылка лежит в основе почти всех случаев сознательного выбора. В самом деле, некоторые авторы утверждают, что вся наука и все искусство управления как раз и состоят в эффективном использовании ресурсов административными организациями.[23]
Честная игра. Третий комплекс ценностных предпосылок, имеющий особенно важное значение, когда ведомство регулирует действия частных лиц, представлен правилами «честной игры». Извечный фундаментальный принцип американской государственной системы состоит в том, что, занимаясь регулированием, правительство обязано тщательно следить за соблюдением прав человека. Методы регулирования и принуждения не могут быть произвольными, они должны соответствовать определенным правилам «надлежащего порядка». Даже закоренелый преступник должен иметь право на судебное разбирательство. Следовательно, при отборе методов регулирования следует принимать во внимание не только их эффективность с точки зрения принуждения, но также и то, должным ли образом они обеспечивают права личности и собственности. Точно так же от правил и распоряжений, которые получают сами служащие, следует ожидать, что они будут честными и беспристрастными, не содержащими признаков протекционизма. Например, клерк в Министерстве внутренних дел не должен получать более высокий заработок, чем клерк, выполняющий тот же тип работы в Министерстве торговли.
Индивидуальные ценности. Все упоминавшиеся до сих пор ценности являются «организационными» в том смысле, что они относятся к осуществлению целей организации. Но индивидуальные ценности самого служащего также участвуют в принятии решений. Например, то, насколько быстро или медленно он работает, может зависеть от его личного комфорта или от его честолюбия в той же степени, как и от требований организации. Служащие постоянно — осознанно или неосознанно — оценивают принятые решения с точки зрения своих индивидуальных целей: возможные повышение жалованья или должностные перемещения, отношения с руководителями и подчиненными, статус в организации, физические удобства и т.п.
Выживание и успех любой организации зависят от ее умения добиваться от служащих и других ее членов поведения, в достаточной степени соответствующего ее ценностям. Индивидуальные ценности создают помехи деятельности организации тогда, когда они порождают поведение, вступающее в конфликт с требованиями, вытекающими из ценностей организации. Например, руководитель может держать некомпетентного человека на стратегически важной должности только потому, что это его личный друг. Другой пример: работники часто — вопреки принципу эффективности — сокращают выпуск продукции, потому что они опасаются намерений менеджеров повысить норму выработки или потому что боятся, не будет ли кто-нибудь из них уволен как лишний, если увеличится средняя производительность.
В позитивном плане организация апеллирует к индивидуальным ценностям как к стимулам, побуждающим служащих вести себя соответственно ценностям организации. То есть организация стимулирует или поощряет поведение, которое способствует воплощению ценностей организации, и наказывает поведение, которое вступает в конфликт с этими ценностями. Повышение жалованья за хорошую работу и программы денежных премий, которыми поощряется высокая производительность, принадлежат к числу наиболее очевидных примеров материального стимулирования, которое организация предлагает служащим. Например, в федеральном правительстве (и во многих других подведомственных правительству учреждениях) руководство проводит периодические аттестации служащих, и тем, кто получает высокие рейтинги, предоставляются прибавки к жалованью.
Таким образом, стимулы — это своего рода призыв, который организация обращает к индивидуальным ценностям служащего, побуждая его учитывать ценности организации при принятии своих решений. Честер Барнард составил довольно обширный список таких стимулов, который здесь можно кратко перечислить[24].
1. Материальные побудители — деньги или товары.
2. Возможности для отличия, получения наград, завоевания престижа и личного влияния.
3. Желаемые физические условия работы — например, чистота, спокойная обстановка или отдельный кабинет.
4. Гордость за свое мастерство, возможность помочь семье или другим людям, патриотизм или религиозные чувства (то, что Барнард называет «идеальными благами»).
5. Личный комфорт и удовлетворенность отношениями с коллегами по организации.
6. Соответствие привычным образу действий и взглядам, т. е. знание привычек и стереотипов поведения, принятых в организации, и согласие с ними.
7. Чувство сопричастности к большим и важным событиям[25].
Читатель, вероятно, может привести примеры из собственного опыта, показывающие, каким образом каждый из этих стимулов усиливает его личное желание содействовать целям и ценностям организации.
Один пункт из списка Ч.Барнарда заслуживает отдельного комментария. Подобно практически всем современным авторам, пишущим на эту тему, Ч. Барнард особо подчеркивает, что материальные стимулы — жалованье, заработная плата или премии, — видимо, оказывают не самое значительное воздействие на служащего, побуждающее его активно и с энтузиазмом поддерживать организацию. Служащие могут «шагать бок о бок» с организацией и выполнять рутинную работу для нанимателя потому, что получают зарплату, но лишь немногие будут обеспечивать высокий уровень производства или активно проявлять инициативу, если не получают также и нематериального удовлетворения и если нравы рабочей группы, т.е. отношение коллег, не поощряют высокую производительность[26].
Взаимодействие ценностей. Изучение вопроса о взаимодействии ценностей организации и ценностей индивидуума принесет большие плоды, если взять за основу ситуацию заседания[27]. Если мы понаблюдаем за группой администраторов, участвующих в заседании, скажем во встрече начальников отделов с руководителем своего учреждения, посвященной обсуждению предполагаемой реорганизации, то мы увидим, как на их поведение воздействует целый ряд ценностей.
На словесном уровне предложение, вероятно, будет обсуждаться в терминах ценностей организации. То есть, если мы проанализируем, что реально говорится на заседании, то почти все обсуждение окажется посвященным предполагаемым последствиям реорганизации для целей и ценностей организации. Начальник отдела Джонс поддерживает предложение о реорганизации на том основании, что она позволит учреждению выполнять свою работу с уменьшенным штатом, т.е. более эффективно. Смит высказывает возражение, обосновывая его тем неудобством, которое принесет клиентам учреждения необходимость иметь дело с тремя самостоятельными отделами, а не всего лишь с одним, как до реорганизации.
Но для того, чтобы понять, что происходит в головах Джонса, Смита и других участников заседания и почему они занимают те или иные конкретные позиции, мы должны обратить внимание также и на их индивидуальные ценности, по большей части невысказываемые и частично неосознанные. Хотя Смит, вероятно, не признается в этом даже самому себе, его несогласие скорее всего основано на том, что при реорганизации его отдел будет выполнять менее объемную и менее важную работу и, вполне возможно, претерпит реальное сокращение штата. Сторону Смита может принять и Робинсон, потому что он — соперник Джонса в видах на повышение.
Еще глубже в подсознании будут скрыты мотивации, основанные на чувствах удовлетворенности или неудовлетворенности, возникающих в ходе самого заседания. Начальник еще одного, четвертого по счету отдела Тримбл — человек неуверенный в себе, который отчаянно нуждается в ощущении солидарности с группой. Если он почувствует, что группа пришла к почти единодушному мнению «за» или «против», он, вероятно, скажет несколько слов, выразив свое согласие со взглядами остальных. Если же проявится резкое несовпадение позиций, он скорее всего сохранит молчание — и испытает смутный дискомфорт. Начальник отдела Уильсон, поддерживающий реорганизацию, — человек с сильной волей, и он пытается влиять на ход заседания, много раз высказываясь в пользу предложения о реорганизации. Ощущение, что на него давят Уильсон и Джонс, ставит Эмбли, который всегда стремится сказать свое слово, в ряды несогласных.
Чем более точно «взвешены» выгоды и недостатки предложения о реорганизации применительно к ценностям организации, чем точнее просчитана личная выгода, тем более вероятно, что именно эти частично подсознательные и неосознаваемые личные мотивации в значительной степени определят позиции участников заседания. Итог заседания порой ощутимо зависит от личной удовлетворенности или неудовлетворенности, возникших в ходе самого заседания.