Педaгогическая технология игровых методик

На первый взгляд, игровые методики просты и обще­доступны. Они не предъявляют, казалось бы, к руководи­телю детской группы высоких квалификационных требо­ваний, не нуждаются в научной подготовке ведущего, не зависят от качества помещений, абсолютно свободны от финансового состояния школьного воспитания.

Однако простота игровых методик иллюзорная. Строгая надобность в профессиональной тонкости рабо­ты педагога вызвана сочетанием крайне противоречивых характеристик игры: с одной стороны, в игре человек свободен и волен поступать как вздумается, выстраивая любое решение, но с другой стороны, игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, ко­торого не предоставила им повседневная конкретная ре­альность, и этот шанс должен быть использован.

Поэтому педагог первоочередное внимание своё на­правляет на создание в группе наилучшей психологиче­ской атмосферы как непременного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогиче­ской технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпо­ритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятий ­ пролога. Пролог слагается из приветствия, определения цели и раскрытия программы занятий, выявления моти­ва предстоящей работы, а также предположения веера личностного смысла каждого участника игры, из обмена сообщений о самочувствии всех участников и первых знаков доброжелательности и дружелюбия по отноше­нию друг к другу. Учитывая, что цель игры лежит в самой игре, определе­ние цели, мотива, личностного смысла педагог проводит аб­рисным порядком, слегка намечая цель, мотив и личностный смысл.

Пролог психологически открывает каждого на общение, поэтому педагог не должен бояться, что «теряет время»: пока не удастся получить благоприятную атмосферу, он продолжает «разогревать» группу («рас­теплятъ»).

Способы такого разогрева бесчисленны и общеизве­стны. Не было бы необходимости их указывать, если бы в системе профессионального образования обучали это­му будущего педагога. Укажем лишь на некоторые:

- обращение к детям, подчеркивающее уважитель­ность педагога в адрес всех членов группы (дамы и гос­пода, друзья, судари и сударыни, мои дорогие, уважае­мые мыслители и т.д.);

- проявление заботы об обустройстве всех детей для предстоящей духовной работы (всем ли удобно? все ли хорошо расположились?);

- персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий; Как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?

- педагогическая мизансцена занятий, располагаю­щая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение);

- - предварительный вопрос, направляющий внимание участников игры на какую-то проблему жизни, - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.

Вовлечение в игру и объявление правила игры совер­шается одновременно путем раскрытия фабулы игры и попутного обозначения игровых ролей, а далее пригла­шения детей к исполнению той или иной роли. Напри­мер, предлагая детям игру «Времена года», ведущий од­новременно выявляет желающих играть роль «бабушки», «дедушки», «мамы», «папы» И «детей». Играющие приду­мывают имена своим персонажам - чем необычнее будет имя, тем легче играющему спрятаться за «маску», тем свободнее он в создании сюжета игровых событий (бабушка Феодора, дедушка Афанасий, сын Евлампий, дочь Дусенька и т.д.).

Нельзя оставлять без внимания группу наблюдателей: необходимо наделить их важной ролью арбитра; следя за разворачиванием сюжета, арбитр делает выводы, даёт оценку ходу событий, выявляет идею происшедшего, то есть ценностного отношения, но ни в коем случае не производит персональных оценок в адрес играющих ­арбитр выступает сторонним наблюдателем ситуации жизни и высказывает свои впечатления от увиденного.

В игре каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персо­нального «Я». Следовательно, ход игры непредсказуем ­в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. По­этому педагог не должен волноваться, если событийный вектор принимает новое направление. Педагог подхватывает это сюжетный поворот и с помощью реплик оформ­ляет его дальнейшее движение. Не надо волноваться и тогда, когда один из персонажей вдруг произведет недос­тойные действия (например, в игре «Нашёл на дороге» присвоит «ЧУЖУЮ вещь»). Надо либо хорошо интониро­вать происходящее - ставить ценностные акценты на такого рода действиях, - либо доводить до логического конца намеченное в реакции поведение (например, вво­дить новое лицо, которое в игре «Нашёл на дороге» окажется хозяином потерянной вещи и станет в отчаянии искать потерянное и страдать от случившегося).

Педагогическая импровизация придает игре остроту и повышает интерес к содержанию игры всех участников и наблюдателей игры. Чтобы импровизировать, педагог вынужден быть предельно внимательным к лексике, ми­мике, пластике, интонациям играющих. Это позволяет педагогу вести ход игры, но не тем,.что он навязывает свою волю и руководит развитием сюжета, а тем, что на­правляет внимание всех на отношенческую сущность происходящего на игровой сцене.

Средства игры предельно минимальны. Они лишь инициируют активное воображение всех участников групповой деятельности - это единственное их назначение. Чаще всего отбирается одно-единственное средство, так чтобы ни в коей мере не отвлекать внимания детей с отношенческого содержания игровых действий на ис­пользуемые предметы. Например, в игре «На плоту» ис­пользуется музыка непременно, но всё остальное соору­жается из стульев, на которых и сидят дети; а в игре «Динозавр» пять картонок помогают обозначить место, расположение «домиков на болоте» - и не более того.

Зато большое значение приобретает игровая мизансцена: расположение детей по отношению друг к другу и расположение вещей и предметов в контексте группового размещения. Мизансцена несет на себе символику от­ ношений, поэтому носители отношений размещаются именно так, чтобы ярко очертить взаимоотношения персонажей игры. Например, когда в игре «Кошкины гости» один из героев (Поросенок) оказывается выброшенным из круга симпатий, то его месторасположение «около дверей» подчеркивает страдания этого героя, потеряв­шего дружбу прежних товарищей по сельскому двору.

Педагог в качестве ведущего должен хорошо продумать своё расположение относительно группы играющих: с одной стороны, надо уметь находиться среди наблюда­телей, предоставляя свободное поле игрокам, но, с дру­гой стороны, ведущему приходится мягко корректиро­вать ход игры, поэтому он должен находиться Где-то ря­дом с играющей группой. ­

Чрезвычайно важно сохранять этику взаимоотноше­ний во время игры, не допуская обидных и грубых выпа­дов детей друг против друга, которые в запальчивости могут допустить дети. Здесь многое зависит от тона самого педагога, в котором совмещается мягкость, весе­лость, четкая распорядительность, исключающая не­брежное отношение к человеку. Профессиональная сложность определяется напряженным вниманием ко всем формам взаимоотношений, разворачивающихся вовремя игры: обращение к человеку, просьба к человеку, оценка произведенного человеком, благодарность ко всем играющим, произнесенная каждым, и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: