Содержание игровых методик

Если мы примем словарное определение понятия «содержание» (это то, что заполняет нечто), мы легко ответим на вопрос о содержании педагогических игровых методик.

Но предварительно бросим взгляд на содержание профессиональной деятельности представителей самых разных профессий. Содержанием работы повара являют­ся блюда для питания, содержание деятельности мили­ционера - законопорядок в обществе, а содержание ра­боты массовика-затейника заключается в развлекательном досуге. Художественный образ выступает содержа­нием артистической профессиональной деятельности. А письменное общение людей друг с другом составляет содержание профессиональной работы почтальона.

Поскольку разработку игровых методик производит педагог, использующий игру как средство воспитания детей, то, разумеется, содержание таких методик есть не что иное, как то, что составляет содержание воспита­тельного процесса. Безупречность такого логического вывода не вызывает сомнения. И остается только недо­умевать, наблюдая порой проведение игры с детьми, входе которых дети визжат, толкаются, высмеивают друг друга, демонстрируют развязность и слепое возбуждение.

Содержанием игры выступают:

- ценностные отношения детей к миру (они прожи­ваются);

- умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются);

- знания детей о мире (они приобретаются).

Знания, умения, отношения - вот содержание вос­питательного процесса. Основное содержание - ценно­стные отношения, те отношения к наивысшим ценно­стям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как самоё жизнь, так и достойное её протекание. Знания мира и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.

Согласившись с этим, нельзя не согласиться с по­следующим: содержанием игры, которую проводит пе­дагог, всегда является определенное отношение к ценно­сти. Это отношение,

во-первых, проживается каждым участником игры,

во-вторых, осмысливается каждым уча­стником игры,

в-третьих, проецируется в сознании ка­ждого участника игры в форме адекватного способа жиз­ни.

Рефлексия, завершающая групповые занятия, под­тверждает сказанное. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо... Я понял, что... Теперь я постараюсь...»

Приведем пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один - для себя, другой - для дамы, которой вдруг нужна будет помощь». Здесь выяв­лено и приобретенное знание, и присутствует проживае­мое отношение, проецируется и будущее умение челове­ка.

В процессе игровых действий педагог как ведущий игру расставляет акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам игры или конкретному событию, и только педагогу под­властно восхождение ценности: путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь это красота, добро, общество, труд, позна­ние, свобода или сама жизнь во всех её проявлениях. I Например, играя с детьми в «Корзину грецких орехов», педагог производит обобщение, выводя детей на пробле­му преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре «Волшебный стул» провозглашает идею индивиду­альности человека, неповторимости его личности.

Разумеется, неожиданный поворот сюжета игры мо­жет переакцентировать внимание всех играющих на какую-то неожиданную идею, выдвинуть для осмысления иную ценность. Такое не должно пугать педагога, ведь мир многомерен, поэтому на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения.

Недопустимо попрание ценности. Дети в подража­ние взрослой циничности часто воспроизводят грубые шутки в адрес таких ценностей, как «счастье», «совесть», «познание», «общество», «свобода», «труд» И других. Ежели такое происходит, педагог мягко переакцентирует смысловое содержание, например, скажет: «Иногда дей­ствительно людям кажется... но потом они начинают по­нимать...» или: «К сожалению, и такая точка зрения при­сутствует в нашей жизни, но мы же понимаем, как важ­но для каждого из нас...».

В игре явственно раскрывается единство формы и со­держания. По сути, игра есть не что иное, как поиск фор­мы адекватной, проживаемому отношению. При развора­чивании сюжета всё явственнее проступает мысль о том, что для определенного отношения имеется соответствую­щая форма, однако эту форму следует выстраивать проду­манно, так чтобы другой человек мог воспринимать опре­деленное отношение, иначе человек не будет понят окру­жающими людьми. Например, игра «Предлагаю - выби­раю» основана именно на положении о единстве формы и содержания: тот, кто не сумеет выразить в соответствую­щей форме своё желание оказать помощь другому челове­ку, лишается чести оказывать такую помощь. Однако вы­явить эту идею игры смогут дети лишь с помощью педа­гога, ведущего игру и расставляющего ценностные акцен­ты, сопровождающие действия играющих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: