Если мы примем словарное определение понятия «содержание» (это то, что заполняет нечто), мы легко ответим на вопрос о содержании педагогических игровых методик.
Но предварительно бросим взгляд на содержание профессиональной деятельности представителей самых разных профессий. Содержанием работы повара являются блюда для питания, содержание деятельности милиционера - законопорядок в обществе, а содержание работы массовика-затейника заключается в развлекательном досуге. Художественный образ выступает содержанием артистической профессиональной деятельности. А письменное общение людей друг с другом составляет содержание профессиональной работы почтальона.
Поскольку разработку игровых методик производит педагог, использующий игру как средство воспитания детей, то, разумеется, содержание таких методик есть не что иное, как то, что составляет содержание воспитательного процесса. Безупречность такого логического вывода не вызывает сомнения. И остается только недоумевать, наблюдая порой проведение игры с детьми, входе которых дети визжат, толкаются, высмеивают друг друга, демонстрируют развязность и слепое возбуждение.
|
|
Содержанием игры выступают:
- ценностные отношения детей к миру (они проживаются);
- умения детей взаимодействовать с миром (они вырабатываются);
- знания детей о мире (они приобретаются).
Знания, умения, отношения - вот содержание воспитательного процесса. Основное содержание - ценностные отношения, те отношения к наивысшим ценностям жизни, присутствие которых в жизни гарантирует как самоё жизнь, так и достойное её протекание. Знания мира и умения взаимодействовать с миром выступают как средство формирования ценностного отношения к миру.
Согласившись с этим, нельзя не согласиться с последующим: содержанием игры, которую проводит педагог, всегда является определенное отношение к ценности. Это отношение,
во-первых, проживается каждым участником игры,
во-вторых, осмысливается каждым участником игры,
в-третьих, проецируется в сознании каждого участника игры в форме адекватного способа жизни.
Рефлексия, завершающая групповые занятия, подтверждает сказанное. Дети обычно говорят: «Мне было интересно и хорошо... Я понял, что... Теперь я постараюсь...»
Приведем пример одного высказывания подростка: «Я никогда не слышал, что мужчина должен иметь при себе два носовых платка, один - для себя, другой - для дамы, которой вдруг нужна будет помощь». Здесь выявлено и приобретенное знание, и присутствует проживаемое отношение, проецируется и будущее умение человека.
В процессе игровых действий педагог как ведущий игру расставляет акценты именно на проявляемых и проживаемых отношениях к конкретным персонажам игры или конкретному событию, и только педагогу подвластно восхождение ценности: путем абстрагирования обнаружить за конкретным предметом некую ценность жизни, будь это красота, добро, общество, труд, познание, свобода или сама жизнь во всех её проявлениях. I Например, играя с детьми в «Корзину грецких орехов», педагог производит обобщение, выводя детей на проблему преодоления человеком трудностей жизни, на идею человека как стратега жизни и хозяина своей судьбы; а в игре «Волшебный стул» провозглашает идею индивидуальности человека, неповторимости его личности.
|
|
Разумеется, неожиданный поворот сюжета игры может переакцентировать внимание всех играющих на какую-то неожиданную идею, выдвинуть для осмысления иную ценность. Такое не должно пугать педагога, ведь мир многомерен, поэтому на один и тот же предмет можно смотреть с разных точек зрения.
Недопустимо попрание ценности. Дети в подражание взрослой циничности часто воспроизводят грубые шутки в адрес таких ценностей, как «счастье», «совесть», «познание», «общество», «свобода», «труд» И других. Ежели такое происходит, педагог мягко переакцентирует смысловое содержание, например, скажет: «Иногда действительно людям кажется... но потом они начинают понимать...» или: «К сожалению, и такая точка зрения присутствует в нашей жизни, но мы же понимаем, как важно для каждого из нас...».
В игре явственно раскрывается единство формы и содержания. По сути, игра есть не что иное, как поиск формы адекватной, проживаемому отношению. При разворачивании сюжета всё явственнее проступает мысль о том, что для определенного отношения имеется соответствующая форма, однако эту форму следует выстраивать продуманно, так чтобы другой человек мог воспринимать определенное отношение, иначе человек не будет понят окружающими людьми. Например, игра «Предлагаю - выбираю» основана именно на положении о единстве формы и содержания: тот, кто не сумеет выразить в соответствующей форме своё желание оказать помощь другому человеку, лишается чести оказывать такую помощь. Однако выявить эту идею игры смогут дети лишь с помощью педагога, ведущего игру и расставляющего ценностные акценты, сопровождающие действия играющих.