Очевидно, что принадлежность к определенной социальной группе не обязательно определяет отношение к товару. Так, два потребителя, идентичные в терминах социально-демографического профиля, могут иметь совершенно различные системы ценностей, определяющих их поведение при покупке одинаковых товаров. Верно и обратное. Люди, относящиеся к разным социально-демографическим группам, могут руководствоваться одинаковыми принципами при покупке. Маркетологи, например, обнаружили, что дешевая техника приобретается либо очень богатыми людьми, либо людьми с достаточно низкими доходами. Первых привлекает возможность в любой момент поменять технику без существенных финансовых затрат (например, при первой же поломке или при изменении моды).
Главная трудность применения сегментации по выгодам, особенно для рынка потребительских товаров, заключается в отборе атрибутов для анализа. Если аналитик просто спрашивает у потребителей, какие выгоды они ищут в товаре, у него мало шансов узнать что-то новое, поскольку потребители не склонны к самоанализу в отношении потребления.
|
|
В этой связи необходимо выявить ценность или выгоду, которую ищут потребители при приобретении товара, и в соответствии с этим разделить их на группы. Это, в свою очередь, повлияет на разработку комплекса мероприятий маркетинга для каждой группы.
Выделяют следующие сегменты:
- сегмент «экономии» - потребители хотят платить низкую цену за любые товары приемлемого качества, срок службы не играет большой роли, так как при поломке товар заменяется аналогичным новым;
- сегмент «экономии и качества» - потребители ищут товары с большим сроком службы, хорошего качества и хорошо оформленные, за что готовы платить повышенную цену;
- сегмент «престижности» - потребители ищут товары с особыми характеристиками, символичные и престижные товары, цена на такие товары может намного превышать реальные потребительские свойства