Инфляцией и безработицей

Нестабильность экономики проявляется:

- инфляцией;

- безработицей.

Безработица – это такое положение, при котором часть трудоспособного населения не ходит на работу. Полной занятости в экономике быть не может. Это понятие относительное. Норма безработицы равняется количество безработных на численность трудоспособного населения умноженное на 100.

З = КБ_ х 100

Ч.Т.

Безработный человек – хочет и может работать, но не имеет рабочего места.

№ пп Форма Определение
  Циклическая Это безработица, которая вызывается спадами производства(самый болезненный и массовый вид безработицы)
  Фрикционная (временная) Это безработица, причиной которой является недостаточная информация об имеющихся рабочих местах. Это связано с переменой места работы, жительства (временная незанятость женщин в связи с рождением ребенка, поиск работы после армии)
  Структурная Это безработица, которая возникает из-за структурных сдвигов в экономике(отмирание некоторых профессий, отраслей, перестройка экономики регионов)
  Технологическая Это безработица, причиной которой является внедрение новой технологии, в результате чего освобождаются рабочие места
  Добровольная Это отказ работать за низкую зарплату
  Скрытая Включает людей, которые работают(формально) но практически занимают лишние места, т.е. безработица причиной которой является боязнь социального взрыва вследствие увольнения ненужных работников
  Частичная Это безработица, которая охватывает работников вынуждено занятых неполное рабочее время

Последствия безработицы:

1.Низкая безработица приводит к повышению цен, и наоборот. Это можно выразить кривой Филипса.

Зависимость безработицы и инфляции

       
   
 
 


Инф.

Кривая Филипса

 
 


Безработица

2.Недовыпуск продукции, потеря части ВНП. Для определения величины потери используют закон А. Оуэна, который выражает математическую зависимость между уровнем безработицы и отсутствием в росте ВНП.

Закон: При увеличении реального объема производства на 2,5% сверх своего естественного уровня, норма безработицы снижается на 1%, а при снижении реального объема производства на каждые 2,5% ниже своего естественного уровня появляется тенденция роста норма безработицы на 1%.

3.Снижение жизненного уровня у тех, кто лишился с работы.

4.Потеря квалификации, самоуважения, моральный упадок

5.Рост налогов для покрытия пособий для безработных

6.Падение спроса

7.Рост социальной и политической напряженности в обществе

Инфляция

Инфляция – это обесценивание денег по отношений к товарам, выражающееся в росте цен из-за переполнения сферы обращения избыточной денежной массы.

Дефляция - это изъятие из обращения части денежных средств с целью снижения инфляции.

Причины инфляции (факторы, которые дессоциируют денежное обращение):

1.Неправильная денежная политика национального банка.

2.Когда расходы государства превышают его доходы, т.е. при дефиците.

3.Когда идет процесс милитаризации государственного бюджета.

4.При низкой эффективности производства.

5.Монополизм

6.Рост налогов

7.Неопределенность государственной политики

8.Внеэкономические причины инфляции (аварии, бедствия)

Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса – рост цен из повышения совокупного спроса над предложением(деньги >товары).

Инфляция издержек – это рост цен из-за повышения издержек производства.

Вилы инфляций  
По темпам роста цен По формам проявления
1.Ползучая (небольшой рост цен 2 – 2,5 в год) 1.Открытая (рост цен как в государственной торговле, так и на свободном)
2.Галопирующая(рост цен в 10 – 100% в год) – очень опасна. 2.Скрытая (для централизованных экономик, где твердые государственные цены)
3.гиперинфляция (рост цен 100%  

Последствия инфляции:

1.Падение жизненного уровня населения

2.Психологическая усталость

3.Развитие «черного» рынка

4.Исчезновение товаров из свободной продажи

5.Запасание впрок.

Меры борьбы с инфляцией:

- сокращение государственных расходов и ограничение денежной массы

- развитие производства и его стимулирование.

4вопросСущность и основные направления государственного

регулирования экономики.

Государственное регулирование – это вмешательство государства в экономику страны.

Это продиктовано:

1.требованиями национальной безопасности, т.е., государство, ограничивает или подавляет нежелательные для общества виды экономической деятельности.

2.Социальная политика, т.е. защитой интересов социально незащищенных слоев населения, а так же охраной окружающей среды.

3.Поддержкой малого и среднего бизнеса.

4.Недопущением несбалансированности в экономике.

Две формы государственного регулирования:

1.Законодательная. Государство издает законы, нормативные акты, которые ограничивают или поддерживают рыночную деятельность.

2.Экономическая (наиболее эффективная). Это изъятие части прибыли в виде системы налогообложения и использования денежных средств для активного влияния на рынок.

При любой экономической системе – предполагается государственное вмешательство в различной степени. При централизованной системе – это вмешательство значительно. В условиях рынка, степень вмешательства меньше и носит косвенный характер.

Инструменты государственного регулирования:

1.Непосредственное государственное управление военными, энергетическими объектами, заповедниками, полезными ископаемыми, водными ресурсами, национальными музеями.

2.Налоговое регулирование, осуществляется определением объектов налогообложения, установление налоговых ставок, налоговых льгот и налоговое освобождение.

3.Денежно-кредитное регулирование. Государство устанавливает предельные ставки ссудного процента, предоставляет ссуды, выпускает облигации и ценные бумаги, регулирование выпуска денег.

4.Бюджетное регулирование. Государство распределяет бюджетные средства по различным направлениям

5.Формирование государственных программ и государственных заказов.

6.Ценовое регулирование. Государство может установить предельный уровень цен на отдельные виды товаров.

7.Регулирование условий труда, трудовых отношений оплаты труда. Государство принимает законодательство о труде и занятости.

8.Социальное регулирование и социальное страхование.

9.Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды.

Выводы:

1.Государственное регулирование экономике(госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая социальная политика государства, основанная на определенной доктрине(концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем снижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств(инструментов)

2.После «великого кризиса» 1929 – 1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» - спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм(современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И.Ленину, «монополистический»капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

3.В условиях быстрой интернационализации и глобализации хозяйственной жизни в современном мире внутриэкономическое и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

4.По объекту воздействия со стороны государства выделяются различные правления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование рынка труда. НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое и т.е.)

5.По характеру воздействия на процесс общественного воспроизводства выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различных прогнозов и программ.

6.Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями, постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

7.В развитых странах сложились три главные модели госрегулирования(американская, западноевропейская и японская), характеризующиеся различным сочетанием основных инструментов экономической политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности и др.)

8.Нет никаких объективных оснований полагать,что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к своим специфическим условиям, имеет большое значение.

9.Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами).

10.Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отменили резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б)институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных принципов хозяйствования); в)структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г)формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.

11.Практика продемонстрировала два пути преобразования административно-командной экономики в рыночную: эволюционный (постепенное создание рыночных институтов) и радикальный («шоковая терапия»). В действительности все страны с переходной экономикой используют те или иные элементы революционного, так и радикального пути.

12.Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики – отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций. Одновременно происходит ход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).

13.При переходе от плановой к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической (финансовой)

стабилизации. Ее главной целью является подавление (или предотвращение) высокой инфляции, а также смягчение (или недопущение) трансформационного спада.

14.Сложились два главных подхода к финансовой стабилизации, в основе которых лежат различные представления о природе инфляции в переходной экономике. В соответствии с монетарным подходом на инфляция целиком зависит от темпов прироста денежной массы. Согласно немонетарному подходу на инфляцию в переходной экономике влияют такие факторы, как диспропорции «структуре народного хозяйства, высокая степень монополизации экономики и т.д.».

15.Выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный (сокращение или ликвидация дефицита госбюджета, жесткий контроль за денежной эмиссией, установление «монетарного якоря») и гетеродоксный (те же меры в сочетании с регулированием цен и доходов).

16.Структурная политика в переходный период направлена на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры народного хозяйства с целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках или обслуживающих национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства ВПК)

17.Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением; изменение отношений собственности формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа; создание системы управления народным хозяйством.

ТЕМА №12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: