Тема 4. Налоговая политика. Налоговая система. Налоговый механизм. Налоговое администирование

Налоговая политика. Государство, реализуя свою внутреннюя политику, определенную идеологической и социальной направленностью формации и структуры страны проводит соответствующую экономическую политику. Финансовой основой политики государства является экономическая политика и ее важнейшая часть налоговая политика. Государство, устанавливая налоги, стремиться обеспечить необходимую материальную базу для осуществления поставленных целей. Цели и задачи налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и стоящими у власти социальными группами.

Налоговая политика государства – комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимальной налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

В условиях развитых рыночных отношений целями налоговой политики является: перераспределение национального дохода в целях изменения структуры производства, развитие отдельных отсталых территорий, повышение уровня доходов населения, обеспечение экономического роста страны.

Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для налогового регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающих в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения; решения проблем социальной защиты граждан; укрепление международных экономических связей с другими странами (преодоление неблагориятного платежного баланса).

В периоды кризисных явлений в экономике или социальных кризисов, ведения военных действий, борьбе с масштабными стихийными бедствиями, - цели налоговой политики переориентируются на решение соответствующих конкретных задач.

Выделяется три типа налоговой политики.

Первый тип – политика максимальных налогов (фискальная политика). Она характеризуется принципом «взять, все что можно». Такая ситуация может возникнуть в период кризисных явлений. Реализация фискальной налоговой политики возможна в условиях усиления государственной власти, укрепления фискальных органов, повышения экономической и налоговой дисциплины населения. Проведение фискальной налоговой политики является крайней мерой и не может продолжаться длительное время.

Второй тип налоговой политики – «политика экономического развития». Она характеризуется умеренной налоговой нагрузкой на производственный сектор экономики, обеспечивает благоприятные условия для развития и экономического роста: стимулирует инвестиционную активность, обеспечивает приоритетное расширение капитала и т.п. При этом, в связи с сокращением налоговых платежей, необходимо сокращать

государственные расходы, в том числе, на социальную защиту. Такая налоговая политика может привести к бюджетному дефициту и применяется в течении ограниченного времени.

Третий тип налоговой политики – «политика разумных налогов». Суть ее состоит в установлении достаточно высокой налоговой нагрузки при эффективной социальной защите граждан, действии значительного количества различных социальных программ. Такая политика проводится в странах с высокоразвитой рыночной экономикой. Она предполагает прогрессивное налогообложение при достаточно высоком уровне прогрессивности. Одновременно в отношении юридических и физических лиц действуют множество налоговых льгот, которые оказывают стимулирующее воздействие на повышение экономической активности во всех сферах деятельности налогоплательщиков.

Различают налоговую политику, проводимую с расчетом на длительную перспективу – это «налоговая стратегия».

Налоговая политика, рассчитанная на текущий момент – «налоговая тактика». Стратегия и тактика в налоговой политике связаны неразрывно и не могут противоречить друг другу. Поэтому их разработка осуществляется на основе научного экономического анализа, глубокого научного изучения тенденций и направлений в развитии экономики страны, а также социальных и политических особенностей состояния страны.

Налоговая система. Налоговая политика реализуется в рамках налоговой системы, которая формируется под решение стоящих задач. Налоговая система определяется как совокупность законодательно установленных налогов и сборов; принципов, форм и методов их установления; методов исчисления и взимания; методов налогового контроля и меры ответственности за нарушение налогового законодательства, а также органов, законом уполномоченных обеспечивать контроль за соблюдением налогового законодательства и иных структур, учавстующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система – это совокупность: налогов и сборов; налогового законодательства; участников налоговых правоотношений.

Налоговая система - это основанная на законодательстве совокупность налогов и сборов, элементов налогового механизма и администраций, а также налогоплательщики. Критерием эффективности налоговой системы является: во-первых, полнота охвата источников доходов в целях обложения их налогом, во-вторых, минимизация расходов по взиманию налогов.

В основе любой налоговой системы заложен ряд общих принципов.

1. Налоговое законодательство должно быть стабильно.

2. Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер.

3. Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.

4. Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.

5. Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщиков.

6. Налогоплательщики не имеют преимуществ, связанных с их политическими взглядами, религиозными исповеданиями, национальностью и т.п.

7. Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.

8. Налоги должны быть нейтральны в отношении форм и методов экономической деятельности.

9. Соблюдение принципа налогового федерализма в странах с федеральным устройством.

Регулятором налоговых правоотношений является общегражданское и налоговое законодательство. Источниками нормативно-правовой базы являются следующие составные части;

- Конституция Российской Федерации;

- Решения Конституционного суда РФ;

- Международные договоры;

- Федеральные конституционные законы;

- Специальное налоговое законодательство;

- Федеральные законы, содержащие отдельные нормы налогового права (Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Семейный кодекс);

- Подзаконные номативные правовые акты по отдельным вопросам налогообложения;

- решения Веховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

Условия, которые характеризуют налоговую систему в целом:

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды налогов;

- порядок распределения налогов между бюджетами;

- права и обязанности налогоплательщиков;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений;

- способы защиты прав налоговплательщиков.

В налоговой системе должны присутствовать следующие элементы.

1. Виды налогов и сборов и порядок их функционирования (федеральные, региональные, местные).

2. Принцип определенности (конечный перечень налогов).

3. Принцип эластичности (корректировки системы, связанные с изменением экономической ситуации).

4. Основания возникновения и порядок исполнения налоговых обязанностей.

5. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений.

6. Формы и методы налогового контроля. Учет налогоплательщиков, виды налоговых проверок, и т.п.

7. Формы ответственности за совершение налоговых правонарушений.

8. Порядок обжалования актов налоговых органов.

Для построения налоговой системы важное значение имеют факторы политико-правового характера:

- пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и региональными и местными органами власти;

- удельный вес налогов в формировании бюджетов различных уровней;

- степень контроля центральной администрацией органов региональной и местной власти. Технические решения по реализации этих факторов охватывают взаимоотношения бюджетов различных уровней условно определённых как:

- «разные налоги»;

- «разные ставки»;

- «разные доходы».

Форма взаимоотношений бюджетов «разные налоги» подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, в оганы власти на местах – региональные и местные налоги.

Суть формы взаимоотношений бюджетов «разные ставки» состоит в том, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а региональные и местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в соответствующий бюджет. Могут присутствовать и иные права, напрмер, право предоставления допонительных льгот, установление сроков платежа и отчетности.

Для формы взаимоотношений бюджетов «разные доходы» характерна ограниченность действий региональных и местных властей, ибо в данном случае между бюджетами разных уровней делятся суммы собранного налога.

Налоговая система предполагает участие в отношениях, связанных с реализацией налогового законодательства, в первую очередь двух экономических субъектов: налогоплательщиков, плательщиков сборов, их представителей и органы, осуществляющие контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также таможенные органы. Помимо названных в налоговых правоотношениях участвуют правоохранительные органы, органы исполнительной власти всех уровней,

внебюджетные фонды. Сюда можно отнести также органы Федерального казначейства, органы юстиции и судебные органы, органы высшей государственной власти, включая федеральное собрание, государственную думу и президента.

Налоговые системы можно классифицировать по ряду признаков.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки:

- либерально-фискальные (до 30% ВВП);

- умеренно- фискальные (от 30% до 40% ВВП);

- жестко – фискальные (более 40% ВВП).

В зависимости от соотношения косвенного и прямого налогообложения:

- подоходные (доля косвенных не более 35%);

- умеренно-косвенные (доля косвенных от 35% до 50% от совокупных налоговых доходов);

- косвенные (доля косвенных налогов более 50%).

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

- централизованные (более 65% от консолидированных налоговых поступлений);

- умеренно централизованные (от 55% до 65% от консолидированных налоговых поступлений);

- децентрализованные (до 55 % от консолидированных налоговых поступлений.

В зависимости от уровня прогрессивности налогообложения:

- прогрессивные (экономическое неравенство сокращается);

- регрессивные (экономическое неравенство увеличивается);

- нейтральные (уровень неравенства остается неизменным).

В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.

По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

По принадлежности органов и уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который устанавливает и отменяет налог. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст.8 НК РФ).

В статьях 13-15 НК РФ приведена определенная классификация налогов. Налоги разделены на федеральные, региональные и местные.

Кроме того, имеются налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам.

Существуют неналоговые платежи. Их уплата в бюджет контролируется наряду с Федеральной налоговой службой Министерства финансов РФ (ФНС) другими федеральными службами.

К платежам, контролируемым Федеральной таможенной службой РФ (ФТС), относятся таможенные пошлины и сборы, а также НДС и акцизы, уплачиваемые налогоплательщиками при перемещении товаров, работ, услуг через таможенную границу.

Платежи, контролируемые Федеральным агентством по недропользованию, включают платежи за пользование недрами.

К платежам, контролируемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Налоговый механизм. Налоговый механизм - это совокупность организационно-правовых норм и методов управления налоговой системой, а также, рычагов воздействия, определяющих порядок управления и функционирования налоговой системой страны и направленных на приведение этой системы в соответствие с целями, моделью и методами налоговой политики. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство. Налоговый механизм определяет: кто исполняет обязанности по исчислению и уплате налогов; что является объектом налогообложения и налоговой базой; в каких единицах измеряется объект налогообложения и т.п. Участие государства в регулировании рыночной экономики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, налоговые санкции и некоторые другие. Государство использует как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов. Изменяя налоговые ставки, руководство страны может, не меняя всего массива налогового законодательства, осуществлять влияние на развитие экономики отрасли, региона и всей страны. Дифференциацией налоговых ставок достигается относительная мобильность финансового законодательства, что позволяет быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых осуществляется гармонизация и перераспределение доходов населения, изымаются сверх доходы, реализуется социальная направленность налоговой политики. Организационная структура механизма управления налоговой системой содержит структуры, участвующие в налоговых правоотношениях: начиная с президента страны и заканчивая Инспекциями Федеральной налоговой службы.

При принятии конкретных решений в области налогообложения необходимо учитывать многие факторы состояния экономики (доходов, цен, спроса, предложения, инвестирования, накоплений и т.п.), а также особенности внутриполитического положения (функционирование властных структур, уровень экономической культуры населения, состояние налоговой дисциплины и т.п

Налоговое администрирование. Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами, обладающими властными полномочиями в отношении налогоплательщиков.

Предметом налогового администрирования является налоговое производство. Налоговое производство - это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик, определяющих порядок добровольной уплаты налогов и полномочий налоговых органов по контролю, регулированию и принуждению налогоплательщиков. Объектом налогового администрирования является процесс управления этим производством. Субъектами – налоговые и иные органы, участники налоговых правоотношений.

Налоговое администрирование – основная функция управления налоговой системой, которая включает: планирование; организацию управленческого аппарата; учет; контроль; анализ.

Администрирование подразделяется на корпоративное (частное) и общественное (государственное, региональное, муниципальное).

Налоговое производство носит двуединый характер: в первом случае оно осуществляется налоговыми органами и иными участниками налоговых правоотношений; во втором случае оно осуществляется налогоплательщиками.

Система налогового администрирования обеспечивает проведение эффективной налоговой политики путем надежного пополнения финансами бюджетов всех уровней. Целью налогового администрирования является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части ВВП. Налоговое планирование включает: работу по прогнозированию объемов налоговых поступлений. При этом необходимо учитывать инфляционные процессы, валютный курс, показатели бюджета на очередной год, процессы, проходящие в мировой экономике, и т.п.

Целью налогового регулирования является обеспечение баланса между общественными, корпоративными и частными интересами участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование обеспечивает государственные интересы в бюджетной сфере деятельности, максимальное финансовое обеспечение общественных потребностей.

Налоговое регулирование осуществляется в форме налоговых льгот и налоговых санкций (штрафов).

Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим методом налогового администрирования. Главная цель – препятствовать уходу от налогов, выявлять законные и криминальные схемы ухода от налогообложения, использовать властные полномочия для привлечения к налоговой и административной ответственности нарушителей налогового законодательства.

Сущность налогового контроля можно рассматривать как элемент государственного управления финансами и экономикой государства и как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.

Функции налогового контроля реализуют налоговые органы, а в предусмотренных законодательством случаях и таможенные органы и органы внутренних дел.

В целях использования властных полномочий в отношении нарушителей налогового законодательства привлекаются также судебные органы, прокуратура, система исполнения наказаний.

Формами принуждения являются формы ответственности за нарушения налогового законодательства: налоговая, административная и уголовная (см. НК РФ; КоАП РФ; УК РФ).

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение налоговой политики.

2. Приведите известные виды налоговой политики и дайте им характеристику.

3. Какая налоговая политика проводится в Российской Федерации?

4. Дайте определение налоговой системы.

5. Какие виды налоговых систем вам известны?

6. Дайте характеристику каждому виду налоговых систем.

7. Дайте определение налоговому механизму.

8. Приведите примеры элементов налогового механизма.

9. Охарактеризуйте каждый элемент налогового механизма.

10. Дайте определение налоговому администрированию.

11. Перечислите объекты и субъекты налогового администрирования.

12. Какова роль административного аппарата в эффективной работе налоговой системы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: