Особенности развития вексельного рынка в России

Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние года, во многом определяется переходным состоянием народного хозяйства. Это следствие целого ряда явлений становления социальной рыночной экономики.

Во-первых, это становление государственных финансов, проявляющееся в стремлении органов власти разных уровней (федерального, субъектов Федерации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефицита. Так, например в 1995–1997 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко применяло казначейские обязательства. Международный валютный фонд подверг критике денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских обязательств, указав, что происходит вливание в народное хозяйство страны квазиденег. Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств, однако с 1996 г. и по сегодняшний день им активно применяется схема гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств.

В этом случае роль заменителей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некоторые коммерческие банки, являясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюджетных средств, не устояли перед искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной программы. Это явилось одной из причин дефолта 1998 г., с последствиями которого экономика России справляется до сих пор. На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где векселедателем или авалистом является Министерство финансов.

Во-вторых, негативное влияние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть которых отказывается кредитовать реальный сектор. Банки в значительной степени прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие «живых» денег в торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей.

В-третьих, существенное влияние оказывает стремление огромной массы «черных» денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен.

В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодательство делает вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения юридических и физических лиц.

В настоящее время Центральный банк не разрешает кредитным организациям работать с векселями в бездокументарной форме.

Экономика России, в том числе вексельный рынок, в настоящее время совершает переход от состояния laissez-faire к активному дарственному регулированию. В годы такого же перехода американской экономики президент США Франклин Рузвельт сформулировал роль государства следующим образом: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения нашей великой страны, но и между различными отраслями ее народного хозяйства». Последние инициативы Центрального банка свидетельствуют о том, что в основу регулирования вексельного рынка положена концепция, сформулированная великим американским реформатором.

Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними. С одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют обычаи, только начала возрождаться практика вексельного оборота.

Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937 г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами – инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФСФР России, – которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.

Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 21 марта 1996 г. об обращении «бездокументарных простых векселей») породил определенное «напряжение» в вексельном обороте, и, хотя ошибка была исправлена, рынок векселей некоторое время был нестабилен. В-третьих, развитие вексельного рынка без жестких регуляторов привело к заполнению рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями. От них с трудом удалось избавиться, ведь большинство из них, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид «секьюритизированных» неплатежей.

Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая «свобода» приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая вексель в сомнительную ценную бумагу.

Вексель – составленное по установленной законом форме безусловное письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, другой стороне – владельцу векселя (векселедержателю) – при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его требованию.

Вексель дает его владельцу право требовать от должника, или акцептанта (третьего лица, обязавшегося уплатить по векселю), выплатить указанную в векселе сумму при наступлении срока платежа. Поэтому вексель выступает сложным расчетно-кредитным инструментом, способным выполнять многие функции. Вексель можно рассматривать как ценную бумагу, как кредитные деньги и как средство платежа. В частности, как ценная бумага вексель сам может быть объектом различных сделок.

Основные черты векселя, сложившиеся в международной и российской практике:

1) абстрактный характер обязательства, выраженного векселем (текст векселя не должен содержать ссылки на сделку, являющуюся основанием выдачи векселя);

2) бесспорный характер обязательства по векселю, если он является подлинным (должник обязательно должен уплатить по векселю, если иное не доказано в суде);

3) безусловный характер обязательства по векселю (вексель содержит простое и ничем не обусловленное предложение или обещание уплатить определенную сумму, поэтому попытки оговорить платеж наступлением каких-либо условий не имеют юридической силы);

4) денежный характер обязательства (не может считаться векселем обязательство, по которому уплата долга совершается товаром или оказанием услуг);

5) письменный характер обязательства (выпуск векселей в безналичной или исключительно электронной форме невозможен);

6) вексель – это документ, имеющий строго установленные обязательные реквизиты.

К реквизитам векселя относятся:

§ вексельная метка (слово «вексель» должно содержаться не только в названии, но и в текстовом содержании векселя);

§ валюта векселя – сумма платежа, которая должна быть указана как минимум два раза: один раз цифрами, а другой раз прописью с большой буквы;

§ сведения о плательщике по данному векселю, а также сведения о лице, в пользу которого совершается платеж;

§ указание места платежа;

§ указание срока платежа;

§ время и место выставления;

§ собственноручная подпись лица, выставившего вексель.

Стороны, обязанные по векселю, несут солидарную ответственность, т.е. при неисполнении обязательства основным должником векселедержатель может обратиться за взысканием к любому из прежних держателей, который в свою очередь при погашении им векселя приобретает право требования вексельной суммы у любого из лиц, проходивших в вексельной цепочке.

На сегодняшний день основными проблемами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая неликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов.

В международной практике вексельное обращение в основном связано с предоставлением отсрочки платежа, как дополнительной услуги покупателю в результате усиливающейся конкуренции, которая оформляется простым или переводным векселем. Однако при все увеличивающихся объемах поставок фирмы уже не могут своевременно получать деньги по векселям, а в случаях появления проблем по оплате векселя терпят убытки. На помощь фирмам пришли факторинговые операции, представляющие собой покупку банком или специализированной компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию за определенное вознаграждение.

Правила, по которым проходят эти операции, оговорены в Конвенции Международного института унификации частного права (ЮНИДРУА), принятой в Оттаве в 1988 г. По конвенции факторинговая компания берет на себя не менее двух следующих обязанностей:

§ кредитование поставщика;

§ ведение учета требований к покупателям;

§ предъявление к оплате требований;

§ защита от неплатежеспособности покупателя, т.е. страхование кредитного риска.

Факторинговые операции делятся:

§ на внутренние, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международные, если какая-либо из сторон находится в другом государстве;

§ на открытые, если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы и закрытые;

§ на операции с правом регресса и без права регресса к поставщику оплатить сумму;

§ на операции с кредитованием поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

На практике продавец переуступает права требования по оплате векселей или иных долговых обязательств фактор-фирме посредством индоссамента, в результате продавец спокоен за свой товар, который гарантированно оплачивается примерно на 95%, а фактор-фирма, неся рисковую ответственность, зарабатывает, предъявляя к оплате покупателю его вексель, безусловно требуя всю денежную сумму.

Первая факторинговая компания была создана в 1965 г. – «Finans AG, Zurich», филиал швейцарского банка. Она имела 30% собственного капитала, 70% привлекала в виде банковских кредитов.

Факторинговая фирма (банк) может с прибылью использовать свои временно свободные ресурсы, скупая векселя, оставленные как отсрочка платежа по договору поставки фирме-клиенту.

В России подобными операциями первым стал заниматься «Тверьуниверсалбанк» в 1994 г., позже членами FCI (Factors Chain International) стали «Внешторгбанк», «Инкомбанк», «Российский кредит» и др.

Участвуя в подобных операциях необходимо знать тонкости международного обращения векселя, например, при взаимоотношениях учитывать принадлежность фирмы к стране. Так, например, по английскому праву переводной вексель должен содержать: безусловный приказ уплатить определенную денежную сумму, срок платежа, наименование плательщика, наименование получателя или указание на то, что вексель оплачивается предъявителю, подпись векселедателя-трассанта. В отличие от ЕВЗ английское право допускает отсутствие вексельной метки, даты, места выставления векселя или места платежа, но во внешнеторговых отношениях требует указание контракта.

В России с 1 октября 1997 г. для банков введен экономический норматив Н, который ставит объем выпущенных в обращение векселей, а также выданных вексельных поручительств в прямую зависимость от величины собственного капитала банка. Объем и качество учетных операций банка с векселями также регулируется со стороны ФСФР. В зависимости от качества портфеля учтенных векселей банк обязан формировать резервы аналогично резервам на возможные потери по ссудам.

Сверхприбыльности операций с векселями, которая наблюдалась несколько лет назад, теперь уже практически нет. Это, в свою очередь, приводит к равномерному развитию и установлению четких связей на вторичном рынке. Фондовые фирмы объединяются в ассоциации (например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР)), где принимаются единые стандарты раскрытия информации, выпуска, погашения и обращения векселей, обязательные для исполнения участниками.

В рамках АУВЕР и подобных организаций создаются вексельные торговые площадки, благодаря чему повышается ликвидность обращающихся векселей, ускоряются торговые операции, снижается рис сделок, сокращаются издержки для конечных участников.

Развивается система авалирования векселей предприятий банками ускоряются факторинговые операции, при этом банки имеют дополнительный доход при тщательной проработке обеспеченности сделок или залоге материальных ценностей и имущества.

Доходность по векселям сравнивается как по регионам, так и по предприятиям, невероятные разбросы цен постепенно уходят в прошлое, а «мостиком» из прошлого в будущее ценных бумаг является вексельный рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: