Планирование процессов жизненного процесса услуги
ГОСТ ISO 9001-2011устанавливает требования только к тем из данных процессов, которые рассмотрены в разделе 7 названного стандарта. В свою очередь из этих процессов СМК организации должна охватывать только те, которые организация осуществляет сама и (или) за которые несёт ответственность перед потребителем. К ним, в самом общем случае, относятся процессы, связанные с определением требований к продукции, процессы проектирования и разработки, процесс закупок, основные и вспомогательные производственные процессы, процессы управления устройствами для измерений и мониторинга.
В методологическом плане принципиально важным для ГОСТ ISO 9001-2011 является применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Вся деятельность, выполняемая организацией, рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов (см. рис. 1).
|
|
Рис. 1 Взаимодействие процессов
Организация должна управлять этими процессами. Применение системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могутсчитаться «процессным подходом».
Преимуществом «процессного подхода», прежде всего, является непрерывность управления, которая связывает отдельные процессы в рамках их системы и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.
«Процессный подход» предполагает рассмотрение процессов с точки зрения добавленной ценности продукции, постоянного улучшения процессов на основе объективных измерений.
Процессная модель системы менеджмента качества представлена четырьмя разделами (блоками требований) ISO 9001-2011:
Раздел 5. Ответственность руководства
Раздел 6. Менеджмент ресурсов
Раздел 7. Процессы жизненного цикла продукции
Раздел 8. Измерения, анализ и улучшение
Все блоки образуют непрерывный цикл управления. Высшее руководство непосредственно управляет ресурсами, которые создают базу для функционирования основных процессов, процессов, зарабатывающих деньги (бизнес-процессов). Результаты бизнес-процессов, а также отклики потребителей становятся предметом анализа и основой для принятия стратегических и оперативных решений по улучшению всей системы и конкретных ее процессов.
Именно на этапе планирования разработчиками СМК либо устанавливаются впервые (для вновь осваиваемой услуги), либо конкретизируются (для уже предоставляемой услуги);
· цели в области качества и требования к услуге;
|
|
· основные и вспомогательные производственные процессы и иные процессы жизненного цикла продукции, охватываемые СМК и нуждающиеся в самостоятельном описании, взаимосвязь данных процессов;
· потребность в разработке документации и обеспечении ресурсами для выделенных процессов;
· деятельность по верификации, валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для выделенных процессов, а также критерии приёмки услуги;
· записи, подлежащие обязательному ведению.
Задание: 1.Разработать процессы жизненного цикла продукции
Вопросы для самоконтроля
1.Что из себя представляет модель СМК?
2.Дайте определение «Процесс».
3. Содержание процессов.
Литература:
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.:Юнити-Дана, 2009. – 256 с.
2. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник/ А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. – М.: Юрайт, 2010. – 820 с.