Изменение спроса и изменение объема спроса

Таким образом:

- изменение спроса - это сдвиг всей кривой спроса, которое происходит под воздействием неценовых факторов. Это смещение всей кривой спроса вверх ли вниз.

- изменение величины спроса - это движение вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага. Изменение объема спроса происходит под воздействием только ценовых факторов.

Рисунок 2 - Последствия изменения цены экономического блага

При снижении цены товара потребитель будет покупать большее его количество, а при повышении цены товара последствия прямо противоположные.

Закон спроса не действует:

1) При ажиотажном спросе, вызванным инфляционными ожиданиями.

2) При переключении спроса на модные или престижные товары.

3) Этот закон не распространяется на дорогостоящие редкие товары

представляющие собой историческую или художественную ценность.

Бывают ситуации нарушения закона спроса (таблица 2).

Таблица 2 - Аномальные случаи формирования спроса

Случаи Основные характеристики
«Парадокс Гиффена» Спрос на товары, потребление которых составля­ет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависи­мость от цены данных товаров. Повышение об­щего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структуру своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. Данная закономерность была сформулирована английским экономистом Робертом Гиффеном (1837-1910), изучавшим особенности спроса, бедных слоев населения в Англии
Эффект присоединения к большинству Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается
Эффект сноба Наблюдается уменьшение спроса индивидуума на товар вследствие того, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием «выделиться из толпы»
Эффект Веблена Речь идет о феномене демонстративного потребления, характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» осно­воположник американского институционализма Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижно­сти. Отсюда и возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров

2. Неценовые факторы спроса

Рассмотрим неценовые факторы спроса, то есть параметры, влияющие на объем покупок потребителя и вызывающие сдвиг его кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: