Взаимодействие человека и организации не ограничивается экономическими отношениями (работа и вознаграждение за нее). Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он – член группы, в рамках которой действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека и, наоборот, поведение человека влияет на жизнь группы.
Роль социальных методов в менеджменте впервые описана Э. Мэйо («Школа человеческих отношений», 20е годы ХХ века), Д. МакГрегором, Р. Блэйком («Школа социального поведения», теория «Х» и «У», 60е годы ХХ века), А. Маслоу и другими авторами содержательных и процессных теорий мотивации (Д. МакКлеландом, Ф. Герцбергом, В. Врумом).
Смысл: человек – «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе; человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в «машинной модели» организации (Ф.У. Тэйлор).
Социальные методы учитывают реальную сложную структуру человеческой мотивации, не сводимую к властным отношениям, иерархии, жесткому программированию, равно как и к фактору денег. Они аппелируют к решению проблем социальной гармонии, благоприятного социально-психологического климата в организации, формированию «корпоративного духа» (проблемы групповой сплоченности), выделению особой роли функции руководства (не «администрирования» - по А. Файолю), т.е. социальной функции менеджмента, базирующейся на лидерстве, межличностных коммуникациях, стиле управления, т.е. всему тому, что способствует социальной интеграции (созданию коллектива) и демократизации управления, в том числе:
|
|
1. Привлечению работников к подготовке и принятию управленческих решений.
2. Обогащению содержательности труда.
3. Социальному партнерству.
4. Развитию личности.
Социальные задачи менеджмента:
- постоянное изучение удовлетворенности работников как интегральной характеристики поведения личности;
- анализ и разработка программы снижения текучести кадров;
- управление процессами социально-психологический адаптации новых работников;
- создание благоприятного психологического климата в организации, в том числе в период изменений;
- формирование коллективных форм труда;
- особое внимание – проблемам мотивации труда; моделированию социальных функций организации (например, планированию карьеры сотрудников); управлению формальными и неформальными системами отношений; управлению конфликтами.