Психология (древнегреческое «psyche» - душа, «logos» - наука, учение) – «наука о душе». Психологические методы – наиболее сложные и тонкие инструменты управления, требующие адекватных качеств у менеджера: интеллекта, нравственности, этики и культуры. Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения, затрагивающие:
1) социально-психологические вопросы формирования и устойчивого функционирования производственных групп (коллективов);
2) психологию личности руководителя;
3) психологию деятельности руководителя;
4) психологические проблемы подбора руководящих кадров, их подготовки переподготовки;
5) функционально-структурный анализ управленческой деятельности (психология взаимоотношений по вертикали, по горизонтали);
6) социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
7) психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.
Назначение психологических методов менеджмента – управлять этими отношениями, используя технологию управления и психологическую управленческую культуру руководителя. Психологическая управленческая культура руководителя предполагает:
|
|
1) понимание сложности природы управленческих процессов;
2) знание основ организационной структуры, ее культуры;
3) четкое представление о принципах и стилях управления и руководства, природе групп и лидерства, способах повышения эффективности управления с учетом приоритетов в управлении персоналом;
4) значение информационных технологий и средств межличностной коммуникации, необходимых для управления персоналом;
5) значение эвристических методов (т.е. поисковых, ведущих к открытию) решения творческих задач (например, метод мозгового штурма);
6) умение устно и письменно выражать свои мысли;
7) компетентность в управлении людьми, подборе специалистов, в оптимизации взаимоотношений среди работников организации;
8) знание собственных достоинств и недостатков, умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию;
9) четкое представление об особенностях, мотивах и механизмах поведения людей;
10) вырабатывать оптимальный стиль руководства и методы общения.
Начало применению психологических методов управления было положено в 20х годах ХХ века Э. Мэйо (Школа межличностных отношений), доказавшим, что психология личности и социология группы – это скрытый потенциал, который должен раскрыть и использовать менеджер для повышения эффективностиорганизации. Психологические методы не требуют финансовых затрат, но их кпд выше, чем экономических методов. В настоящее время особую роль в условиях организации с достаточной культурой менеджмента имеют такие психологические механизмы воздействия на поведение персонала, как:
|
|
1) способ и манера общения (в том числе и прежде всего – делового);
2) формирование, сплочение и руководство группой;
3) управление социально-психологической адаптацией работника;
4) формирование общественного мнения;
5) владение технологией поощрения и наказания;
6) управление конфликтами;
7) подготовка и проведение переговоров и деловых бесед;
8) владение способами психологической самозащиты (управление собой).
Хороший менеджер тот, кто понимает важность и владеет искусством воздействия на персонал через чувства и эмоции, т.к. путь к разуму человека ведет через его сердце.