double arrow

Расчет отпускной цены производителя

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства, выплаты соответствующих налогов государству и муниципальным органам, образования фонда потребления в объеме, обеспечивающем определенный стандарт жизни работников предприятия.

Этот вопрос решается установлением уровня отпускных цен на продукцию предприятия. Во внимание принимается много факторов и обстоятельств, действующих порой противоречиво и неоднозначно. При этом если складывающийся уровень издержек производства за продукцию, производимую предприятием, зависит в значительной степени от усилий самого предприятия, то формирование уровня цены и объема продаж во многом связано с конъюнктурой рынка. Поэтому стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной ценовой политики.

Ценовая политика предприятия в условиях рынка основывается на следующих принципах:

1) постоянная ориентация цен на покупательский спрос, на снижение их уровня в конкурентной борьбе, жесткий контроль за всеми составляющими элементами затрат;

2) усиливающая связь цен с качеством продукции и возможностями послепродажного сервисного обслуживания потребителей; обеспечение высокого качества при приемлемой для покупателя цене;

3) маневр ценами в условиях диверсификации производства.

Диверсификация – это расширение сфер деятельности предприятия, освоение новых видов продукции и услуг, производство которых, как правило, не связано с основным производством.

Диверсификация производства сейчас весьма эффективна, потому что освоение новых видов продукции, имеющей высокий покупательский спрос, позволяет предприятиям снижать ценовую нагрузку на потребителей основных своих изделий, получать средства, необходимые для совершенствования производства. Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.

При разработке, расчете и установлении отпускной цены на свою продукцию предприятие придерживается такой последовательности работ:

● 1-й этап – выбор стратегии ценообразования. Она зависит от того, с чем предприятие выходит на рынок и какие цели оно стремится достичь с помощью данного товара. У предприятия могут быть следующие цели:

а) обеспечить выживаемость предприятия – на рынке много производителей, острая конкуренция. Стратегия – предприятие устанавливает низкие цены;

б) получить высокую прибыль. Это возможно в случае, если у предприятия уже есть устойчивая репутация изготовителя высококачественной и надежной продукции, оно располагает хорошим оборудованием и квалифицированными кадрами и на рынке имеются достаточно состоятельные потребители. Стратегия – предприятие устанавливает высокие цены;

в) завоевать рынок, т.е. максимально увеличить долю продаж в общем объеме однотипной продукции. Это возможно в том случае, если предприятие способно производить товары хорошего качества с затратами, которые существенно ниже, чем у конкурентов. Стратегия – цена на уровне или ниже цен конкурентов;

● 2-й этап – определение спроса на продукцию, так как он определяет максимальную цену на товар. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос и, соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос;

● 3-й этап – оценка издержек производства. Анализируются издержки производства, так как они определяют минимальную цену на товар. Предприятие рассчитывает затраты при различных объемах продаж и выбирает оптимальный вариант;

● 4-й этап – анализ цен и качество аналогичных товаров конкурентов. В условиях конкуренции предприятие при реализации своего товара стремится найти так называемую оптимальную цену. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопоставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена, рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены;

● 5-й этап – выбор метода ценообразования. Самыми распространенными методами ценообразования считаются:

а) метод «Средние издержки плюс прибыль». Это самый простой метод ценообразования, который заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. К полной себестоимости продукции прибавляют надбавку, соответствующую норме прибыли, принятой в данной отрасли. Размеры наценок берутся в широком диапазоне в зависимости от видов товаров. Прибыль определяется в процентном отношении к издержкам производства:

, (7.1)

где СПОЛН. – полная себестоимость;

П – прибыль;

R – норма прибыли, или норматив рентабельности, %.

. (7.2)

Норматив рентабельности, например, R = 15% показывает, что с одного рубля затрат получают 15 копеек прибыли.

Недостаток данного метода состоит в том, что он не учитывает текущего спроса и конкуренции;

б) на основе анализа безубыточности производства и обеспечения целевой прибыли. Этот метод основан на издержках производства, но цена устанавливается с учетом получения желаемого объема прибыли. Метод базируется на построении графика безубыточности (рис. 7.2).

Рис. 7.2. График безубыточности производства

На графике обозначены:

1 – постоянные издержки при производстве продукции Р:

у1 = Р, (7.3)

где Р – сумма статей: расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы;

2 – издержки производства, включающие постоянные и переменные составляющие (полная себестоимость продукции):

y2 = V · N + Р, (7.4)

где V – переменные затраты на единицу продукции; включают в себя сумму статей: материальные затраты, расходы на оплату труда основных производственных рабочих, отчисления на социальные нужды

N – объем производства.

3 – выручка от реализации продукции:

у3 = Ц · N, (7.5)

где Ц – цена единицы продукции (без НДС);

Точка А – точка безубыточности, т.е. объем производства (NA), при котором затраты на его производство будут равны выручке от его реализации:

у2 = у3; (7.6)

V · NА + Р = Ц · NА;

NА = Р / (Ц - V);

4 – зона прибыли П:

П = у3 – у2; (7.7)

П = Ц · N – (V · N + Р);

5 – зона убытков УБ:

УБ = у2 – у3. (7.8)

Рекомендуется делать несколько вариантов графиков, соответствующих разным уровням цен на продукцию, так как многое зависит от эластичности спроса, и выбрать наиболее реалистичный из них. Сам метод не определяет окончательную цену товара, но дает представление о количестве товара, которое надо реализовать по той или иной цене, чтобы получить тот или иной объем прибыли. График безубыточности производства не учитывает эластичность спроса;

в) метод «Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара». Здесь не только исходят из издержек производства, но и учитывают ценности товара для покупателя. Например, чашка кофе с пирожным в магазине может стоить 25 руб., а в кафе напротив – 50 руб. Предприятие использует неценовые приемы воздействия (в магазине кофе пьют стоя, а в кафе – за столиком, тихо, спокойно, не спеша).

г) агрегатный метод, заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли. Например, выпускаемое изделие стоило 18 тыс. руб., затем к нему добавили еще один узел, стоимость изготовления которого и монтирование на выпускаемом изделии – 2 тыс. руб. Тогда при рентабельности 15 % к себестоимости цена нового изделия должна быть равна: 18 + 2 × 1,15 = 20,3 тыс. руб.;

д) метод, основанный на ценах конкурента. Фирмы ориентируются на цены конкурентов, которые уже сложились на рынке. Мелкие фирмы ориентируются на цены более крупных фирм, как бы следуют за лидером и меняют свою цену при любых изменениях цен лидера. Если силы фирм примерно равны, то возникает ситуация так называемого барометрического лидера, который избирается либо по жребию, либо по соглашению, либо в силу своего авторитета и он определяет ценовую политику для всех фирм, входящих в олигополистический союз;

● 6-й этап – установление окончательной отпускной цены. Предприятие устанавливает окончательную цену на товар с учетом психологических факторов ее восприятия:

1) брокерами, дистрибьюторами;

2) собственным торговым персоналом предприятия;

3) конкурентами;

4) поставщиками;

5) государственными органами;

6) потребителями.

Брокер – посредник, которому поручают покупать и продавать товар с выплатой ему комиссионных.

Дистрибьютор – независимый оптовый посредник по закупке продукции с целью ее продажи розничным фирмам, магазинам, промышленным предприятиям для конечного потребления.

Кроме того, многие продавцы считают, что цена должна быть выражена нечетным числом (2999). Многие потребители смотрят на цену, как на показатель качества (духи, автомобили и т.д.);

● 7-й этап – корректировка отпускной цены. Корректировка отпускной цены осуществляется самим предприятием системой скидок, которые оно может предоставлять своим покупателям (в мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цен):

- при покупке за наличные (за скорость оплаты);

- за количество закупаемого товара;

- сезонные скидки;

- скидки (бонусные) постоянным покупателям;

- скидки посреднику (дилерские);

- товарообменный зачет или скидка предоставляется за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара;

- специальные скидки – тем покупателям, в которых продавец более заинтересован;

- скрытые скидки – предоставляются покупателю в виде бесплатных образцов.

Предприятие может корректировать отпускную цену по географическому признаку:

- установить единую цену независимо от расстояния до пункта продажи;

- установить цену с учетом места расположения пункта продажи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: