Стиховая форма

1. На эмпирическом уровне все люди различают два типа речи — прозаическую и стихотворную. С давних времен было принято создавать художественную литературу в стихах, поэтическая форма выделяла художественную речь из обыденной речи — придавала ей особую важность, выразительность, красоту. В чем же состоит отличие стихотворной речи от речи прозаической?

Стих — это особо трансформированная, то есть преобразованная звуковая структура речи, которая отличается от прозаической отчетливо выделенным ритмом. Ритм — это регулярный повтор однотипных речевых явлений. Ритм свойствен любой речи, в том числе и речи нехудожественной. Но в художественной речи ритм ощутим значительно отчетливее, чем в речи нехудожественной. Пограничное положение между прозой и стихами занимает ритмическая проза (тургеневские «Стихотворения в прозе» из этого ряда). Однако именно в стихах ритм как бы выдвинут наружу, подчеркивается различного рода звуковыми и даже графическими способами — ибо он выполняет роль организующей д о м и н а н т ы и речи, и художественного мира.

Ритмообразующими элементами стиха являются:

1) метрические ударения (метрика),

2) концевые ударения (каталектика),

3) концевые созвучия (рифмы),

4) число слогов (силлабика),

5) концевые паузы,

6) внутренние паузы (цезуры),

7) внутренние созвучия (внутренние рифмы),

8) синтаксические конструкции фраз,

9) строфы.

(За основу принята «лестница ритмов» Е. Г. Эткинда).

Равномерно повторяясь, эти речевые явления создают стиховую речь. Для ощущения речи как стиха достаточно, как минимум, равномерного повторения двух ритмообразующих явлений: например, верлибр (свободный стих) образуется членением речевого потока на строки (стихи), разделяемые концевой паузой.

2. Э стетическая функция ритма. Ритм выступает своего рода «кристаллической решеткой» стиховой речи. Благодаря ритму, в стихе даже отдельное слово акцентировано и может нести максимальную смысловую нагрузку (см.: Ю. Н. Тынянов о «тесноте стихового ряда»). В стихе даже звуковой повтор и любое иное систематическое сочетание звуков может приобретать эстетическую выразительность, тогда возникает явление звукописи (аллитерации, ассонансы и т.п.). Звукопись может служить как изобразительным (звукообраз), так и выразительным (звуковой аккомпанемент, курсив) средством.

Во всей совокупности ритмические особенности стиха, усиливаемые звукописью, создают определенную интонацию, которую порой называют смысловой мелодией произведения. Интонация (особенно в лирике), действительно, эстетически значима, она выражает определенные эмоциональные состояния человека.

Кроме того, в истории поэзии за отдельными метрами (размерами) закрепился по ассоциации некий семантический ореол (экспрессивное значение). Так, терцины пятистопного ямба устойчиво связаны с «Божественной Комедией» Данте, а трехстопный хорей с чередованием женских и мужских окончаний, пришедший из западно-европейской поэзии, как правило, используется в элегической пейзажной лирике (Лермонтов «Из Гейне»: «Горные вершины / Спят во мгле ночной…»). Выступая одним из механизмов культурной памяти, метр вносит дополнительные оттенки в смысл стихотворения.

Многие выдающиеся поэтыXX века и исследователи стиха убедительно утверждают, что высшей смысловой функцией ритма является соучастие в превращении Хаоса в Космос: в установлении — через разнообразные звуковые соответствия (паронимические аттракции) — связей между доселе разрозненными сторонами бытия, между духовным к внешним миром, между сиюминутным и вечным.

3. Стиховая форма развивается исторически, в разные времена возникали разные системы стихосложения. Студент должен знать системы стихосложения, которые существовали и существуют в русской поэзии, понимать своеобразие каждой из них, объяснять причины их возникновения и смены.

В каждой системе стихосложения существует свой доминирующий принцип ритмообразования, определяемый тем, какие однозначные речевые явления (долгота и краткость слогов, ударения, количество слогов и т.п.) играют ритмообразующую роль.

При изучении устного народного (песенно-тонического) стиха, например, надо иметь в виду, что в этой системе стихосложения ритм определяется не только количеством долгих слогов в строках, но прежде всего равномерностью распределения этих долгих слогов. А их равномерность определяется здесь временем напева (числом тактов между ударными слогами).

При изучении силлабической (слоговой) системы следует иметь в виду, что она не учитывает главного мелодического свойства русской речи — подвижности ударений. Поэтому силлабическая система очень недолго господствовала в русской поэзии (конец XVII — начало XVIII вв.). В этойжесвязи важно отметить, что в русском силлабическом стихе с самого начала существенную ритмообразующую роль играли фиксированные ударения в конце и серединестроки. Так намечалась тенденция к новой, слого-ударной (силлабо-тонической) системе стихосложения, которая утвердилась в русской поэзии с середины XVIII века.

Определенные затруднения возникают при изучении силлабо-тонической системы стихосложения в связи с тем, что ритм конкретного стихотворения, то есть расположение ударений в строке, обычноне совпадает с метром, то есть с идеальной схемой размещения ударений по стопам. Полное совпадение ритма с метром практически невозможно (особенно при двусложных размерах — хорее и ямбе), отсюда явления стоп с пропущенным метрическим ударением (пиррихий) или с дополнительным ритмическим ударением (спондей). Однако именно в разной степени сближения и расхождения между ритмом и метром проявляется интонационный рисунок данного конкретного стихотворения, характеризующий его индивидуальное идейно-эстетическое своеобразие.

При изучении тонической системы возникают следующие трудности. Количество ударений в рифмующихся строках тонического стиха не играет принципиальной ритмообразующей роли, хотя и колеблется обычно в очень узких пределах. Равномерность расположений ударений в тоническом стихе также невозможно уловить путем подсчета безударных слогов (их количество неодинаково). Одни стиховеды считают вообще несущественным вопрос о равномерности ударений внутри тонического стиха: «Композиционное упорядочение такого стиха ограничивается возвращением сильного слога после более или менее обширной группы слабых» (В. М. Жирмунский). Другие стиховеды, отстаивающие так называемую «тактометрическую» теорию стиха (А. П. Квятковский, например), утверждают, что при произношении тонического стиха все-таки устанавливается определенная равномерность расположения ударений (но равномерность эту можно выявить подсчетом скандируемых «тактов»).

Общая тенденцияразвития системы стихосложения от древности до наших дней состоит в сближении стихотворной речи с естественной речью, в «раскрепощении» стиха от искусственностей, выработанных поэтической практикой прошлого. Хотя в истории поэзии бывают полосы возвращения к «старинному слогу» как форме полемики с новациями и способом сохранения ценностей, освоенных в минувшие эпохи.

4. Студент должен овладевать навыками стиховедческого анализа поэтического произведения. Наибольшую трудность представляет анализ ритмико-мелодической организации стихотворного произведения.

Приступая к такому анализу, надо помнить, что ритмическая и звуковая организация стихотворения способствует созданию определенной интонации, которая, в свою очередь, проясняет то эстетическое переживание, которое заключено во всей образной системе произведения.

Наиболее простой алгоритм анализа ритмико-мелодической организации стихотворения таков:

а) Расставить ударения и определить систему стихосложения (если силлабо-тоника, то найти и размер). Расположение ударных и безударных слогов даст первые указания на динамичность изложения.

б) Выделить ударные гласные, проанализировать их состав и порядок расположения. Ими прежде всего определяется мелодическая характеристика стихотворения.

в) Охарактеризовать интонационно-эмоциональный смысл обнаруженных в стихотворении ассонансов (созвучий гласных) и аллитераций (созвучий согласных).

г) Определить характер рифмовки в строфах. Выяснить, какие смысловые ударения сделаны посредством рифмы, какие связи и отношения между образами ею установлены.

В итоге получается некая «кардиограмма» стихотворения, вскрывающая те пласты интонационно-эмоционального содержания произведения, которые читатель воспринимает интуитивно, но объяснить может далеко не всегда.

5. Все без исключения элементы и особенности стиховой формы (начиная от звуковой организации, ритма и кончая строфикой) имеют в каждом конкретном случае определенный эстетический смысл. Но сами по себе, вне конкретного художественного произведения, они, как правило, самостоятельного значения не имеют, а лишь таят определенные эстетические возможности, которые реализуются в сочетании со всей образной системой произведения.

Литература

Эткинд Е. Разговор о стихах. – М., 1970 (или: Эткинд Е. Проза о стихах. – СПб, 2001).

Кожинов В. Как пишут стихи. – М., 1970. С. 149-189. Гл. 3. Строение стиха.

Холшевников В. Е. Основы стиховедения: русское стихосложение. – СПб, 1996.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972. С. 44-102.

Дополнительная литература

Богомолов Н. А. Стихотворная речь. – М., 1995.

Борев Ю. Б., Радионова Т. Я. Интонация как средство художественного общения // Контекст-82. – М., 1983.

Гаспаров М. Л. Метр и смысл. – М., 2000.

Жирмунский В. М. Теория стиха. – Л., 1975. Гл. 1. С. 8-25.

Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1976.

«Мысль, вооруженная рифмами…» (Поэтическая антология по истории русского стиха) / Сост., автор вст. статьи и прим. В. Е. Холшевников. – Л., 1983. С. 5-37.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: