Практические занятия. Тема 1: предмет, задачи, методы психологии дошкольного возраста

Занятие 1

Тема 1: Предмет, задачи, методы психологии дошкольного возраста

Вопросы для подготовки к дискуссии

1. Психология дошкольного возраста. Исторические изменения предмета детской психологии.

2. Понятие «детство» и его исторический анализ.

3. Теоретические и практические задачи психологии дошкольного возраста.

4. Стратегия наблюдения в психологии дошкольного возраста. Виды наблюдения.

5. Стратегия эксперимента в психологии дошкольного возраста. Основные формы констатирующего эксперимента («продольные» и «поперечные» срезы). Стратегия формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как альтернатива методу срезов. Экспериментально-генетический метод Л.С. Выготского. Метод поэтапно планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Задания для самостоятельной работы

1. С помощью психологического словаря проанализируйте понятия: детская психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения, лонгитюдный эксперимент, срезовый эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности.

2. Заполните сравнительную таблицу «Методы психологии дошкольного возраста: достоинства и недостатки».

Методы психологии дошкольного возраста Достоинства Недостатки
     

3. Подготовьте эссе (автобиографический текст) «Любимая игрушка моего детства», сопровождаемое фото любимой игрушки с описанием воспоминаний (как появилась игрушка в вашей жизни, в каком возрасте, какие чувства вызывала, особенности взаимодействия с ней и т.п.).

4.Подготовьте реферативный обзор на тему:

1) Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми в психическом развитии дошкольника.

2) Современные психолого-педагогические исследования ребенка-дошкольника.

3) Общая характеристика психического развития современного дошкольника.

Литература

Основная: 1,2,5

Дополнительная: 7, 11, 14, 24, 29.

Занятие 2

Тема 2: Основные закономерности психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии

Вопросы для подготовки к дискуссии

1. Какие теории детского развития существуют в психологии?

2.Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции? В чем состоит отличие стадий детского развития З. Фрейда и Э.Эриксона?

3. Каковы основные понятия концепции Ж.Пиаже и в чем их содержание? Почему эта теория называется когнитивной?

4. Что является предметом исследования в бихевиоризме? Чем определяется развитие ребенка в этой концепции?

5. В чем заключается суть теории конвергенции двух факторов? Каким методом можно исследовать относительную роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка?

6. Каковы основные законы психического развития ребенка, сформулированные Л.С. Выготским?

7. Сущность современных концепций развивающего обучения (позиции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: