Занятие 1
Тема 1: Предмет, задачи, методы психологии дошкольного возраста
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Психология дошкольного возраста. Исторические изменения предмета детской психологии.
2. Понятие «детство» и его исторический анализ.
3. Теоретические и практические задачи психологии дошкольного возраста.
4. Стратегия наблюдения в психологии дошкольного возраста. Виды наблюдения.
5. Стратегия эксперимента в психологии дошкольного возраста. Основные формы констатирующего эксперимента («продольные» и «поперечные» срезы). Стратегия формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент как альтернатива методу срезов. Экспериментально-генетический метод Л.С. Выготского. Метод поэтапно – планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Задания для самостоятельной работы
1. С помощью психологического словаря проанализируйте понятия: детская психология, развитие и рост, генезис психики, онтогенез, филогенез, генетические исследования, дневниковые наблюдения, лонгитюдный эксперимент, срезовый эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности.
|
|
2. Заполните сравнительную таблицу «Методы психологии дошкольного возраста: достоинства и недостатки».
Методы психологии дошкольного возраста | Достоинства | Недостатки |
3. Подготовьте эссе (автобиографический текст) «Любимая игрушка моего детства», сопровождаемое фото любимой игрушки с описанием воспоминаний (как появилась игрушка в вашей жизни, в каком возрасте, какие чувства вызывала, особенности взаимодействия с ней и т.п.).
4.Подготовьте реферативный обзор на тему:
1) Роль социальных условий жизни, семьи, общения со взрослыми в психическом развитии дошкольника.
2) Современные психолого-педагогические исследования ребенка-дошкольника.
3) Общая характеристика психического развития современного дошкольника.
Литература
Основная: 1,2,5
Дополнительная: 7, 11, 14, 24, 29.
Занятие 2
Тема 2: Основные закономерности психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Какие теории детского развития существуют в психологии?
2.Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции? В чем состоит отличие стадий детского развития З. Фрейда и Э.Эриксона?
3. Каковы основные понятия концепции Ж.Пиаже и в чем их содержание? Почему эта теория называется когнитивной?
4. Что является предметом исследования в бихевиоризме? Чем определяется развитие ребенка в этой концепции?
5. В чем заключается суть теории конвергенции двух факторов? Каким методом можно исследовать относительную роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка?
|
|
6. Каковы основные законы психического развития ребенка, сформулированные Л.С. Выготским?
7. Сущность современных концепций развивающего обучения (позиции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера).