Теория подобия и моделирования, являющаяся, в сущности, теорией постановки и обработки проводимых экспериментальных и аналитических исследований, способна в значительной мере разрешить многие возникающие при этом трудности. Однако подобие и моделирование не могут становиться и не стали отдельной (специальной) наукой, хотя в гносеологическом плане выделяют некоторые общие свойства, присущие всем моделям. Эти свойства заключаются в наличии некоторой структуры статической и динамической, которая подобна или рассматривается в качестве подобной структуры другой системы. Любая модель, таким образом, это естественный или искусственный объект, находящийся в соответствии с изучаемым объектом или какой-либо из его сторон. В процессе изучения модель служит относительно самостоятельным «квазиобъектом», позволяющим получить при его исследовании некоторые знания о самом изучаемом объекте. Модели всех видов постепенно приобретают все большее значение, позволяя проводить научные исследования различных процессов, уточнить теорию работы различных установок, проверять выводы и получать более полное и наглядное представление, чем это можно было бы сделать только на основании расчета. Модели имеют большое значение с точки зрения обучения, позволяя неоднократно воспроизводить аварийные режимы машин, аппаратов и систем, изучая при этом их в ускоренном времени, необходимом для получения нужного опыта. Модели обеспечивают обработку психологической совместимости новых машин, аппаратов и систем, и человека.
Концептуальные модели предполагают разработку и использование моделей, формируемых наблюдением в процессе обучения и наблюдения за объектом во время его функционирования. Модели позволяют оценивать значимость свойств целостности, выявлять свойства системы и приходить в некоторое состояние, определяемое ее собственной структурой. Иногда выделяют логические модели, которые строятся с помощью аппарата математической логики, а формальные построение используется далее для содержательной их интерпретации.
Кибернетические модели основываются на получении соотношений между входными и выходными функциями для некоего черного или серого ящика, представляющего изучаемое явление, без раскрытия его внутренней структуры.
Квазианалоговые модели и электронные модели занимаются синтезом цепей, являющихся моделями различных объектов, имеют особенно большое значение в настоящее время при решении задач, возникающих при проектировании и эксплуатации больших систем технического назначения.
Электронное моделирование позволяет успешно решать задачи объектов и явлений путем создания модели из комбинированных операционных блоков и проведения синтеза моделей. Набор универсальных комбинационных операционных блоков позволяет создавать универсальные и специализированные аналоговые машины (АВМ), связанные с универсальными цифровыми вычислительными машинами (ЭВМ).
В последнее время много внимания уделяется задачам синтеза в отличие от задач анализа. Синтез требует не просто определения характера процесса при заданных его начальных условиях, но определения таких воздействий на систему (и такое ее моделирование), при которых удалось бы выявить характер и величину воздействий, обеспечивающих в данной системе такой характер процессов, который желательно придать процессам в проектируемой или уже функционирующей системе.
Модель открывает большие возможности проверять предпосылки различных соотношений и допущений, принятых при математическом описании различных процессов, возникающих в аварийных условиях, и воспроизводить все действия персонала в условиях, близких к естественным, необходимым для устранения аварийных ситуаций, т. е. осуществить психологическое моделирование операций. Подобие и моделирование не только не находятся в противоречии с аналитическими методами, но, напротив, подкрепляют их, обеспечивая проверку аналитических методов, способствуя уверенности их применения.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Классификация, типы и задачи эксперимента
Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово эксперимент происходит от лат. Experimentum – проба, опыт. В научном языке и исследовательской работе термин «эксперимент» обычно используется в значении, общем для целого ряда сопряженных понятий: опыт, целенаправленное наблюдение, воспроизведение объекта познания, организация особых условий его существования, проверка предсказания. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Само по себе понятие «эксперимент» означает действие, направленное на создание условий в целях осуществления того или иного явления и по возможности наиболее чистого, т. е. не осложняемого другими явлениями. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования.
Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. Эксперименты, которые проводятся в различных отраслях науки, являются химическими, биологическими, психологическими, социальными и т. п. Они различаются по способу формирования условий (естественных и искусственных); по целям исследования (преобразующие, констатирующие, контролирующие, поисковые, решающие); по организации проведения (лабораторные, натурные, полевые, производственные и т. п.); по структуре изучаемых объектов и явлений (простые, сложные); по характеру внешних воздействий на объект исследования (вещественные, энергетические, информационные); по характеру взаимодействия средства экспериментального исследования с объектом исследования (обычный и модельный); по типу моделей, исследуемых в эксперименте (материальный и мысленный); по контролируемым величинам (пассивный и активный); по числу варьируемых факторов (однофакторный и многофакторный); по характеру изучаемых объектов и явлений (технологические, социометрические) и т. п. Конечно, для классификации могут быть использованы и другие признаки. Из числа названных признаков естественный эксперимент предполагает проведение опытов в естественных условиях существования объекта исследования (чаще всего используются в биологических, социальных, педагогических и психологических науках). Искусственный эксперимент предполагает формирование искусственных условий (широко применяется в естественных и технических науках). Преобразующий (созидательный) эксперимент включает активное изменение структуры и функции объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой, формирование новых связей и отношений между компонентами объекта или между исследуемым объектом и другими объектами. Исследователь в соответствии со вскрытыми тенденциями развития объекта исследования преднамеренно создает условия, которые должны способствовать формированию новых свойств и качеств объекта.
Констатирующий эксперимент используется для проверки определенных предположений. В процессе этого эксперимента констатируется наличие определенной связи между воздействием на объект исследования и результатом, выявляется наличие определенных фактов. Контролирующий эксперимент сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния, характера воздействия и ожидаемого эффекта. Поисковый эксперимент проводится в том случае, если затруднена классификация факторов, влияющих на изучаемое явление вследствие отсутствия достаточных предварительных (априорных) данных. По результатам поискового эксперимента устанавливается значимость факторов, осуществляется отсеивание незначимых. Решающий эксперимент ставится для проверки справедливости основных положений фундаментальных теорий в том случае, когда две или несколько гипотез одинаково согласуются со многими явлениями. Это согласие приводит к затруднению, какую именно из гипотез считать правильной. Решающий эксперимент дает такие факты, которые согласуются с одной из гипотез и противоречат другой. Примером решающего эксперимента может служить спор между Птолемеем и Коперником о движении Земли. Решающий опыт Фуко с маятником окончательно решил спор в пользу теории Коперника.
Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с применением типовых приборов, специальных моделирующих установок, стендов, оборудования и т.д. Чаще всего в лабораторном эксперименте изучается не сам объект, а его образец. Этот эксперимент позволяет доброкачественно, с требуемой повторностью изучить влияние одних характеристик при варьировании других, получить хорошую научную информацию с минимальными затратами времени и ресурсов. Однако такой эксперимент не всегда полностью моделирует реальный ход изучаемого процесса, поэтому возникает потребность в проведении натурного эксперимента, который проводится в естественных условиях и на реальных объектах. Этот вид эксперимента часто используется в процессе натурных испытаний изготовленных систем. Натурный эксперимент всегда требует тщательного продумывания и планирования, рационального подбора методов исследования. Практически во всех случаях основная научная проблема натурного эксперимента – обеспечить достаточное соответствие условий эксперимента реальной ситуации, в которой будет работать впоследствии создаваемый объект.
Эксперименты могут быть открытыми и закрытыми, они широко распространены в психологии, социологии, педагогике. В открытом эксперименте его задачи открыто объясняются испытуемым, в закрытом – в целях получения объективных данных эти задачи скрываются от испытуемого. Любая форма открытого эксперимента влияет (часто активизирует) на субъективную сторону поведения испытуемых. В этой связи открытый эксперимент целесообразен только тогда, когда имеются возможность и достаточная уверенность в том, что удастся вызвать у испытуемого живое участие и субъективную поддержку намечаемой работе. Закрытый эксперимент характеризуется тем, что его тщательно маскируют; испытуемый не догадывается об эксперименте, и работа протекает внешне в естественных условиях. Такой эксперимент не вызывает у испытуемых повышенной настороженности и излишнего самоконтроля, стремления вести себя не так, как обычно.
Простой эксперимент используется для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции.
В сложном эксперименте изучаются явления или объекты с разветвленной структурой, большим количеством элементов, выполняющих сложные функции.
Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определенной информации на объект исследования (чаще всего информационный эксперимент используется в биологии, психологии, социологии, кибернетике и т.п.) С помощью этого эксперимента изучает изменение состояния объекта исследования под влиянием сообщаемой ему информации.
Вещественный эксперимент предполагает изучение влияния различных вещественных факторов на состояние объекта исследования.
Энергетический эксперимент используется для изучения воздействия различных видов энергии на объект исследования. Этот тип эксперимента широко распространен в естественных науках.
Обычный (или классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, установки), при помощи которых осуществляется эксперимент. В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования.
Модельный эксперимент в отличие от обычного имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия, в которых изучается некоторый объект. Различие между орудиями эксперимента при моделировании позволяет выделить мысленный и материальный эксперимент. Орудиями мысленного (умственного) эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений (чувственные образы, образно-знаковые модели, знаковые модели). Для обозначения мысленного эксперимента иногда пользуются терминами: идеализированный или воображаемый эксперимент. Мысленный эксперимент является одной из форм умственной деятельности познающего субъекта, в процессе которой воспроизводится в воображении структура реального эксперимента. Структура мысленного эксперимента включает: построение мысленной модели объекта исследования, идеализированных условий эксперимента и воздействий на объект; сознательное и точное применение на всех стадиях эксперимента объективных законов науки, благодаря чему исключается абсолютный произвол. В результате такого эксперимента формируются выводы.
Материальный эксперимент имеет аналогичную структуру. Однако в этом эксперименте используются материальные, а не идеальные объекты исследования. Основное отличие материального эксперимента от мысленного в том, что реальный эксперимент представляет собой форму объективной материальной связи сознания с внешним миром, между тем как мысленный эксперимент является специфической формой теоретической деятельности субъекта. Сходство мысленного эксперимента с реальным в значительной мере определяется тем, что всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проводится человеком мысленно в процессе обдумывания и планирования. Поэтому мысленный эксперимент нередко выступает в роли идеального плана реального эксперимента, в известном смысле предваряя его. Мысленный эксперимент имеет более широкую сферу применения, чем реальный, т. к. применяется не только при подготовке и планировании последнего, но и в тех случаях, когда проведение реальных опытов представляется невозможным. Так, Галилей в мысленном эксперименте пришел к выводу о существовании движения по инерции, опрокинувшему аристотелевскую точку зрения, согласно которой движущееся тело останавливается, если сила, его толкающая, прекращает свое действие. Мысленный эксперимент, заменяя собой реальный расширяет границы познания, ибо обеспечивает получение такой информации, которую иными средствами добыть невозможно. Мысленный эксперимент позволяет преодолеть неизбежную ограниченность реального опыта путем абстрагирования от действия нежелательных, затемняющих причин, полное устранение которых в реальном эксперименте практически недостижимо. Мысленный эксперимент является существенным моментом всякой творческой деятельности. Он используется не только учеными, но и писателями, художниками, педагогами, врачами. Мысленное экспериментирование ярко проявляется в мышлении шахматистов. Огромна роль мысленного эксперимента в техническом конструировании и изобретательстве.
Пассивный эксперимент предусматривает измерение только выбранных показателей (параметров, переменных) в результате наблюдения за объектом без искусственного вмешательства в его функционирование. Примерами пассивного эксперимента является наблюдение, которое сопровождается инструментальным измерением выбранных показателей состояния объекта исследования.
Активный эксперимент связан с выбором специальных входных сигналов (факторов) и контролирует вход и выход исследуемой системы.
Как уже отмечалось ранее, приведенная классификация экспериментальных исследований не может быть признана полной, поскольку с расширением научного знания расширяется и область применения экспериментального метода. Кроме того, в зависимости от задач эксперимента различные его типы могут объединяться, образуя комплексный или комбинированный эксперимент. Для проведения эксперимента любого типа необходимо: разработать гипотезу, подлежащую проверке; создать программы экспериментальных работ; определить способы и приемы вмешательства в объект исследования; обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ; разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента; подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т. п.); обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом. Особое значение имеет правильная разработка методик эксперимента. Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.
Правильно разработанная методика экспериментального исследования предопределяет его ценность. Поэтому разработка, выбор, определение методики должно проводиться особенно тщательно. Выбрав методику эксперимента, исследователь должен удостовериться в ее практической применимости. Это необходимо сделать даже в том случае, если методика давно апробирована практикой других лабораторий, т. к. она может оказаться неприемлемой или сложной в силу специфических особенностей климата, помещения, лабораторного оборудования, персонала, объекта исследования и т. п. В методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность (очередность) проведения операций измерений и наблюдений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операции, обеспечивающие при минимальном (ранее установленном) количестве измерений высокую надежность и заданную точность. Разрабатываются формы журналов для записи результатов наблюдений и измерений.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ РАБОТЫ И ИНФОРМАЦИИ
Оформление результатов научной работы
После того как сформулированы выводы и обобщения, продуманы доказательства и подготовлены иллюстрации, наступает следующий этап – литературное оформление полученных результатов в виде отчета, доклада, статьи и т. д.
Процесс литературного оформления результатов творческого труда предполагает знание и соблюдение некоторых требований, предъявляемых к содержанию научной рукописи. Особенно важна ясность изложения, систематичность и последовательность в подаче материала.
Текст рукописи следует делить на абзацы, т. е. на части, начинающиеся с красной строки. Правильная разбивка на абзацы облегчает чтение и усвоение содержания текста. Критерием такого деления является смысл написанного – каждый абзац включает самостоятельную мысль, содержащуюся в одном или нескольких предложениях.
В рукописи следует избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока первая не получила полного законченного выражения. Нельзя допускать в рукописи растянутых фраз с нагромождением придаточных предложений, вводных слов и фраз, писать по возможности краткими и ясными для понимания предложениями. Текст лучше воспринимается, если в нем исключены тавтология, частое повторение одних и тех же слов и выражений, сочетание в одной фразе нескольких свистящих и шипящих звуков.
Изложение должно быть беспристрастным, включать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу, даже если факты не в пользу автора. Если же необходимо включить спорное мнение, то это следует оговорить. В тексте желательно меньше делать ссылок на себя, но если это необходимо, то употреблять выражение в третьем лице: автор полагает, по нашему мнению и т. д. Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, ибо это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. Однако не следует и отказываться совсем от такого материала, т. к. по нему читатели могут проверить результаты, полученные в исследовании. Весь вспомогательный материал лучше привести в отчете в виде приложения. Цитируемые в рукописи места должны иметь точные ссылки на источники.
Необходимо соблюдать единство условных обозначений и допускаемых сокращений слов, которые соответствовали стандартам. Сведения об этих стандартах и сокращениях имеются в справочных изданиях, энциклопедиях, словарях. Если же используются сокращения нестандартные, присущие данной теме, то в отчете целесообразно отдельной таблицей дать сводку сокращений и поместить ее в начале отчета.
При написании научного отчета, доклада статьи, целесообразно придерживаться следующего общего плана изложения (хотя индивидуальные отклонения возможны).
Вначале продумывается название (заглавие работы, которое должно быть кратким, определенным, отвечающим содержанию работы, т. к. по нему научная работа будет классифицирована в предметном каталоге). Название работы выносится на титульную страницу, на которой указываются полное имя, отчество и фамилия автора в именительном падеже и должность, занимаемая им в момент написания работы, название учреждения и города, где была выполнена предлагаемая работа, год ее оформления, фамилия, должность и звание руководителя.
Оглавление (содержание) призвано раскрыть перед читателем в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав и других подразделений рукописи. Место содержания в общей структуре рукописи может быть либо в начале ее, либо в конце.
Иногда при оформлении научной работы возникает необходимость дать предисловие. В нем излагаются внешние предпосылки создания научного труда: чем вызвано появление, когда и где была выполнена работа, перечисляются организации и лица, оказывавшие содействие при выполнении данной работы.
В кратком вступлении (введении) автор вводит читателя в круг проблем, дает постановку основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. В таком вступлении определяются значение проблемы, ее актуальность, цели и задачи, поставленные автором при написании научной работы, состояние проблемы на данный момент. Не следует при этом затрагивать факты и выводы, излагаемые в последующих разделах научной работы.
Вслед за вступлением дается краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу. При этом очень важно уметь отделить наиболее важную литературу от менее существенной. Это имеет большое значение для читателей, т. к. позволяет им определить положение работы в общей структуре работ по данной теме.
В основное содержание работ включаются материалы, методы, экспериментальные данные, обобщения и выводы самого исследования. При написании этого раздела необходимо представить себе вопросы по предлагаемому материалу, которые могут прежде всего заинтересовать читателя, и в соответствии с этим дать по ним исчерпывающий ответ. Особое внимание следует обращать на точность используемых в тексте слов и выражений, не допускать возможности двусмысленного их толкования.
Вновь введенные термины или понятия необходимо подробно разъяснить. Общеизвестные и даже специальные термины и понятия раскрывать необязательно, так как научная работа, как правило, предназначается для подготовленного читателя, для специалистов.
Цифровой материал, если он есть, представляется в форме, легко доступной обозрению (в виде таблиц, диаграмм, графиков) с соблюдением особой точности, т. к. неверные цифры могут привести к неверным выводам. Если же какой-то цифровой материал можно с достаточной ясностью и краткостью изложить в самом тексте, то его не следует облекать в табличную форму. Не надо вносить в таблицы величины, которые выражаются для всех строк одинаковыми цифрами (удобнее их сообщать в основном тексте).
Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь наименование (заголовок) и номер либо для всей работы (Таблица 27), либо для данной главы, например второй (Таблица 2.3). Особое внимание надо обратить на заголовки граф таблицы. Таблица должна содержать ответы минимум на четыре вопроса: что, когда, где, откуда. Если в таблице имеются пропуски, их надо указать и пояснить, что они значат. Текст к таблицам дается очень краткий, в нем указываются только основные взаимоотношения и выводы, которые вытекают из цифрового материала.
Выводы должны отвечать только тому материалу, который изложен в работе. Пишутся выводы в конце работы как итоговый материал в виде кратко сформулированных и пронумерованных отдельных тезисов (положений). Иногда их представляют в связанном, но предельно сжатом изложении. Но и при этом следует соблюдать принцип: в выводах надо идти от частных к более общим и важным положениям. Характерной ошибкой при написании выводов является то, что вместо формулировки результатов исследований пишется о том, что делалось в данной работе и о чем уже говорилось в основном содержании. Получается повторение материала и в то же время образуется существенный пробел – отсутствие акцентации на результатах исследования.
В заключении дается обобщение наиболее существенных положений научного исследования, подводятся его итоги, показывается справедливость выдвинутых автором новых положений, а также выдвигаются вопросы, которые еще требуют разрешения. Заключение ни в коем случае не должно повторять выводы. Оно обычно бывает небольшим по величине, но емким по тому количеству информации, которое в нем должно содержаться. Хорошо написанное заключение характеризуется тем, что человек, знакомый с исследованиями по данному направлению, прочитав это заключение, может ясно представить качественную сущность данной работы (без ее методических и конкретных количественных аспектов) и сделать определенные выводы о возможных направлениях дальнейших исследований.
В конце работы приводится перечень литературных источников. Цитируемые литературные источники, если их мало или если они используются один раз, можно указать в сносках текста, а если их много и они неоднократно повторяются, то в тексте следует указать порядковый номер данного источника по списку литературы, приведенному в конце работы. Все источники должны быть описаны и пронумерованы. В каждой позиции библиографии должны быть указаны: фамилия и инициалы автора, наименование книги, издательство, год издания, объем в страницах. Если ссылка дается на журнал, то следует указывать фамилию и инициалы автора, наименование статьи, наименование журнала, год издания, номер журнала и страницы, которые занимает статья. В тексте же научной работы достаточно ссылаться только на номер источника, ставя его в прямые скобки. Если требуется ссылка на определенную страницу, то она указывается после номера источника. Список литературы составляется либо по алфавиту фамилий авторов, при этом вначале указываются русские источники, а затем - иностранные, но по такому же принципу, либо по хронологическому признаку. Часто список литературы составляют и по порядку ссылок на нее в данной работе.
При написании научной работы следует помнить об архитектуре, т. е. соблюдении надлежащих пропорций между частями, разделами, главами, подглавами, параграфами и придании им соответствующего шифра: 1.1, 1.2 и т. д. Соблюдение этих пропорций делает наглядным логический строй данного произведения. Объем рукописи определяется по количеству печатных знаков. Один машинописный лист содержит 1700…1800 знаков, печатный лист – 40 тыс. знаков или 24 машинописных страницы.
В научных трудах часто возникает необходимость дать приложение в конце работы, в которое могут входить вспомогательные таблицы, графики, дополнительные тексты и прочие материалы. При этом каждому материалу надо присвоить самостоятельный порядковый номер, который при необходимости можно указать в тексте при ссылке на те или иные вспомогательные материалы.
Часто по тексту работы приходится готовить реферат или аннотацию. Аннотация – это краткая характеристика произведения печати с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация выполняет прежде всего сигнальные функции и должна отвечать на вопрос: «о чем говорится в первичном документе?» Поэтому аннотации включают в себя преимущественно фразы в форме страдательного оборота, где сказуемое выражено глаголом в возвратной форме («рассматривается», «исследуется» и т. п.) или пассивной глагольной формой (рассмотрен, доказан). Аннотации часто помещаются в отчетах, а также в книгах, брошюрах, тематических планах издательств, рекламных материалах, в библиографических пособиях и печатных каталожных карточках.
Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами. Реферат в отличие от аннотации выполняет не сигнальную, а познавательную функцию, отвечая на вопрос «что говорится в первичном документе?» Поэтому реферат может включать в себя фразы, выраженные любой грамматической формой. Рефераты помещаются в реферативных журналах и сборниках, информационных картах и др. Основные требования к реферату определяется ГОСТом, по которому реферат должен включать заглавие (как правило совпадающее с заглавием первичного документа) и текст реферата. Текст включает тему, предмет (объект), характер и цель работы, методы проведения работы (для новых методов дается описание, широко известные только называются), конкретные результаты работы (теоретические, экспериментальные, описательные), при этом предпочтение отдают новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов, выводы (оценки, предложении), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в первичном документе, характеристику области применения работы. Средний объем реферата в зависимости от реферируемых первичных документов должен иметь печатных знаков: 500 – для заметок и кратких сообщений; 1000 – для большинства статей, патентов; 2500 – для документов большого объема.
Аннотация в соответствии с ГОСТом включает характеристику типа произведения, основной темы, проблемы, объекта, цель работы и ее результаты. В аннотации указывается, что нового несет в себе данное произведение и его читательское назначение. Средний объем аннотации – 600 печатных знаков.