Потребность во власти

- влиять на людей, побуждая их изменять свое поведение и отношение,

- наносить поражение оппоненту или врагу,

- занимать руководящий пост,

- контролировать ресурсы или источники информации,

- контролировать людей и их деятельность.

Уровень выраженности у человека той или иной потребности зависит от ценностных ориентаций. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценнстных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направлении потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.

Ценности – это базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным.

Некоторые ценности разделяются всеми членами общества. Они распространяются и поддерживаются законами, культурой, общественной средой, обычаями, средствами массовой информации. В то же время есть ценности, разделяемые лишь отдельными организациями или группами людей.

Деятельность современной организации в любой отрасли производства или услуг обязательно включает в себя ценностный аспект. Предполагается, что следование этим ценностям не носит принудительный характер, а рассматривается самим сотрудником как достойное и корректное поведение. С какими же ценностными альтернативами сталкивается большинство работников организации? Некоторые из них представлены в таблице № 8

Таблица № 8

Ценности и ценностные альтернативы сотрудников

Власть Нужно ли выполнять любое указание, если оно исходит «сверху»? Можно ли подвергать власть сомнению? Следует ли подчиняться лишь под угрозой наказания?
Закон Нужно ли всегда следовать букве закона? Согласны ли Вы с выражением «Закон, что дышло, куда повернул, то и вышло?»
Работа Является ли работа главным занятием в жизни человека? Можно ли по-настоящему работать, занимаясь нелюбимым делом? Можно ли пожертвовать здоровьем и личной жизнью ради работы?
Результат Есть ли цель, ради которой можно использовать любые средства? Какой результат можно считать удовлетворительным?
Возраст Возраст – «богатство» или «утрата»? Является ли возраст достаточным основанием для уважения?
Образование В какой мере можно доверять мнению эксперта? Что важнее: знание или «природная смекалка»? Можно ли судить о человеке по его образовательному уровню?
Равенство людей Могут ли национальные различия влиять на отношения людей? Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам? Должны ли женщины иметь особые привилегии?
Отношение к риску Должна ли жизнь человека исключать риск? Оправдан ли риск, если неудача может повлиять на жизнь других людей?
Помощь другим Нужно ли помогать старикам, больным, бедным? Стоит ли выполнять «чужую» работу, если вознаграждение не Предусмотрено? Следует ли привносить в свою работу чувства и эмоции или необходимо быть предельно рациональным?
Поощрение Или наказание Что заставляет людей изменить поведение: наказание или Поощрение? Чем можно действительно заинтересовать людей? Могут ли люди хорошо работать, если над ними не будет угрозы Наказания?
Удовольствие Должен ли человек заслужить право на удовольствие? Может ли работа быть удовольствием?

Таким образом, существующие у человека потребности и ценности влияют на формирование мотивации организационного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: