- влиять на людей, побуждая их изменять свое поведение и отношение,
- наносить поражение оппоненту или врагу,
- занимать руководящий пост,
- контролировать ресурсы или источники информации,
- контролировать людей и их деятельность.
Уровень выраженности у человека той или иной потребности зависит от ценностных ориентаций. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценнстных ориентаций образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направлении потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.
Ценности – это базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они – осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным.
|
|
Некоторые ценности разделяются всеми членами общества. Они распространяются и поддерживаются законами, культурой, общественной средой, обычаями, средствами массовой информации. В то же время есть ценности, разделяемые лишь отдельными организациями или группами людей.
Деятельность современной организации в любой отрасли производства или услуг обязательно включает в себя ценностный аспект. Предполагается, что следование этим ценностям не носит принудительный характер, а рассматривается самим сотрудником как достойное и корректное поведение. С какими же ценностными альтернативами сталкивается большинство работников организации? Некоторые из них представлены в таблице № 8
Таблица № 8
Ценности и ценностные альтернативы сотрудников
Власть | Нужно ли выполнять любое указание, если оно исходит «сверху»? Можно ли подвергать власть сомнению? Следует ли подчиняться лишь под угрозой наказания? |
Закон | Нужно ли всегда следовать букве закона? Согласны ли Вы с выражением «Закон, что дышло, куда повернул, то и вышло?» |
Работа | Является ли работа главным занятием в жизни человека? Можно ли по-настоящему работать, занимаясь нелюбимым делом? Можно ли пожертвовать здоровьем и личной жизнью ради работы? |
Результат | Есть ли цель, ради которой можно использовать любые средства? Какой результат можно считать удовлетворительным? |
Возраст | Возраст – «богатство» или «утрата»? Является ли возраст достаточным основанием для уважения? |
Образование | В какой мере можно доверять мнению эксперта? Что важнее: знание или «природная смекалка»? Можно ли судить о человеке по его образовательному уровню? |
Равенство людей | Могут ли национальные различия влиять на отношения людей? Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам? Должны ли женщины иметь особые привилегии? |
Отношение к риску | Должна ли жизнь человека исключать риск? Оправдан ли риск, если неудача может повлиять на жизнь других людей? |
Помощь другим | Нужно ли помогать старикам, больным, бедным? Стоит ли выполнять «чужую» работу, если вознаграждение не Предусмотрено? Следует ли привносить в свою работу чувства и эмоции или необходимо быть предельно рациональным? |
Поощрение Или наказание | Что заставляет людей изменить поведение: наказание или Поощрение? Чем можно действительно заинтересовать людей? Могут ли люди хорошо работать, если над ними не будет угрозы Наказания? |
Удовольствие | Должен ли человек заслужить право на удовольствие? Может ли работа быть удовольствием? |
Таким образом, существующие у человека потребности и ценности влияют на формирование мотивации организационного поведения.
|
|