Вышеперечисленные теории мотивация учитываются при разработке реальных организационных программ по усилению мотивации сотрудников к более эффективному и качественному труду.
По мнению А.Н.Занковского наиболее распространенным методам мотивации являются (3):
· Программы материального стимулирования. Они основаны на использовании денег в качестве основного материального стимула. Компонентами таких программ являются надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т.д.), индивидуальная премия (бонус) за выполненную работу, индивидуальная сдельная оплата труда, групповой бонус за работу, выполненную группой в целом.
· Целевой менеджмент или управление по целям. Заключается в определении взаимных целей для руководителя и подчиненного. На первом этапе упор делается на совместную разработку объективных критериев и нормативов выполнения работником своей работы. На втором этапе внимание концентрируется на использовании данного метода при планировании и контроле. На третьем этапе акцент делается на групповой работе. Большое внимание уделяется планированию и изучению работ, а также изучению и оценке результативности. Предпочтение отдается более гибкой системе, которая сосредотачивает усилия на росте и развитии индивида и группы.
|
|
· Перепроектирование заданий и функций работников или «обогащение «труда. Реализуется с целью профилактики профессиональной стагнации и монотонности выполняемой деятельности. Включает в себя несколько этапов: 1. Объединение нескольких работ в одну, требующую более широкого набора навыков. 2. Формирование рабочих модулей, позволяющих работнику выполнять осмысленную задачу, 3. Наделение сотрудников большей самостоятельностью в выполнении работы и ответственностью за контроль качества.;.. Разрешение работникам самостоятельно взаимодействовать с клиентами, коллегами и вспомогательным персоналом. %. Создание каналов обратной связи о результатах деятельности, позволяющих сотрудникам самостоятельно осуществлять контроль и корректировку своего поведения.
· Партисипативность или привлечение сотрудников в разработку стратегии организации наименее действенная, по мнению Э. Локе.. Тем не менее вовлечение сотрудников в настоящее время становится необходимым элементом любой программы повышения производительности деятельности организации.
Большое значение в процессе мотивации сотрудников играет соблюдение менеджером принципов формирования чувства самоэффективности у сотрудников:
- никогда не обвиняйте сотрудника в некомпетентности;
- избегайте высокомерности в разговорах о выполненных сотрудниками заданиях;
|
|
- не злоупотребляйте критикой мелких недостатков;
- не критикуйте выполненную работу в присутствии коллег сотрудника;
- не преуменьшайте важность рабочих заданий;
- не скупитесь на похвалу ответственно подходящего к делу сотрудника;
- поощряйте стремление работников высказывать свое мнение о выполнении рабочего задания;
- внимательно прислушивайтесь к направленным на совершенствование рабочего процесса предложениям;
- делитесь с сотрудниками позитивной информацией об их деятельности;
- достижения работников должны получать официальное признание.
Учет данных принципов, а также использование методов стимулирование труда улучшает психологический климат в коллективе сотрудников, повышает эффективность труда и удовлетворенность им и организацией в целом.
Вопросы и задания по четвертой главе
1. Какие теории мотивации Вам известны? Охарактеризуйте их.
2.Определите основные потребности личности, удовлетворение которых возможно в организации.
3.Дайте характеристику регуляторов поведения личности в организации
4. Раскройте методы мотивации сотрудников в организации.
Задание № 1
«Базирующаяся на квалификации оплата труда – пустая трата денег, поскольку Вы оплачиваете лишь потенциальные возможности работников, а не реальные результаты труда». Согласны ли Вы с этим утверждением?
Задание № 2
Какие приемы поощрений и наказаний используются в Вашей организации наиболее эффективно. Почему?
Задание № 3
Изучите степень удовлетворенности своей работой в организации.