Конкретные (специфические) функции управления

Под конкретными функциями управления понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т. д.

Планирование как функция менеджмента

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

Виды планирования:

1. Стратегическое планирование – выполняется на высшем уровне управления.

2. Тактическое планирование (средний уровень).

3. Оперативное планирование (низший уровень).

Методы планирования:

1. Бюджетный – с его помощью можно наглядно представить приток и отток
наличного капитала

2. Анализ окупаемости – соотнести и просчитать затраты, доходы и производственные
мощности.

3. Оперативное исследование – использование научной техники и технологии для
анализа проблем и моделирования ситуаций.

Стратегия. Процесс стратегического планирования

Стратегия – это общий план развития фирмы.

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых высшим руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Стратегические цели предусматривают решение глобальных проблем.

Виды стратегий:

1. Портфельная стратегия – это укомплектование важнейших зон хозяйствования, ее основное назначение –- эффективное, сбалансированное и целенаправленное развитие деятельности фирмы, связанное с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров и услуг.

2. Контроль над затратами – когда фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя при этом затраты, что в конечном счете отражается на более низкой цене.

Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность и позволяют привлекать определенные типы работников, однако, данный вид плана должен быть достаточно гибким. Для того, чтобы адекватно реагировать на изменения в окружающей среде. Процесс стратегического планирования включает 4 вида управленческих работ:

1) адаптация к внешней среде;

2) координирование операций внутри организации;

3) распределение ресурсов;

4) осознание организаторских стратегий, т.е. формирование мышления работников таким образом, чтобы они могли предвидеть возможные ошибки.

Миссия организации Миссия организации – это общая цель (причина существования). Остальные цели разрабатываются для ее достижения. Она детализирует статус фирмы, определяет рабочие принципы и ориентиры функционирования организации. Формулировка миссии должна содержать следующее: описание рабочей среды, в которой она функционирует, микроклимат организации, культуру, ценности.

Управленческое обследование организации – это методическая оценка функционально значимых областей, развития и функционирования организации, т.е. анализ ее сильных и слабых сторон. Рекомендуют обследовать следующие зоны:

1. Маркетинг (доля рынка, конкурентоспособность), разнообразие и качество ассортимента, рыночная статистика, разработка новых товаров и услуг, предпродажное и после предпродажное обслуживание.

2. Финансовые операции – их анализ предполагает ответы на следующие вопросы:

Ä Каков наш доступ к сырью?

Ä Можем ли мы производить дешевле, чем у конкурентов?

Ä От скольких поставок мы зависим?

Ä Современно ли наше оборудование?

3. Культура и образ корпорации (создается с помощью СМИ, формировании имиджа, отношением администрации к рабочим).

4. Человеческие ресурсы – предполагают оценку и анализ микроклимата группы, формирование различных программ преодоления конфликтов, стресса, систем мотивации.

Анализ стратегических альтернатив Выделяются:

1. Ограниченный рост – при этом цели устанавливаются от достигнутого с поправками, на инфляцию, применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением; это самый удобный, легкий и не рискованный способ действий, т.к. руководство полагает, что если организация была
прибыльной в прошлом, такой она останется и в настоящем.

2. Стратегия роста – ежегодное повышение цели над уровнем показателей прошлого года. Ее придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации продукции, для того чтобы покинуть рынки, находящиеся в стогнации.

3. Стратегия сокращенного роста – выбирается реже всего, иногда называется стратегией последнего средства. Уровень цели устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Может иметь несколько вариантов:

- Ликвидация;

- Отсечение лишнего;

- Сокращение;

- Переориентация;

- Комбинированная стратегия.

Выбор стратегии – имеет целью выбор такой стратегии, которая позволит максимально эффективно достичь цели организации. Высшее руководство должно иметь четкую разделенную всеми программу действий. На выбор стратегий влияют:


ü Риск

ü Реакция владельцев

ü Традиции

ü Факторы времени


Реализация и оценка стратегий дает основу для запуска очередного цикла планирования. Основными компонентами процесса стратегического планирования являются:


· Политика

· Процедуры

· Тактика

· Правила



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: