Под конкретными функциями управления понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части. Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т. д.
Планирование как функция менеджмента
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
Виды планирования:
1. Стратегическое планирование – выполняется на высшем уровне управления.
2. Тактическое планирование (средний уровень).
3. Оперативное планирование (низший уровень).
Методы планирования:
1. Бюджетный – с его помощью можно наглядно представить приток и отток
наличного капитала
2. Анализ окупаемости – соотнести и просчитать затраты, доходы и производственные
мощности.
|
|
3. Оперативное исследование – использование научной техники и технологии для
анализа проблем и моделирования ситуаций.
Стратегия. Процесс стратегического планирования
Стратегия – это общий план развития фирмы.
Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых высшим руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Стратегические цели предусматривают решение глобальных проблем.
Виды стратегий:
1. Портфельная стратегия – это укомплектование важнейших зон хозяйствования, ее основное назначение –- эффективное, сбалансированное и целенаправленное развитие деятельности фирмы, связанное с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров и услуг.
2. Контроль над затратами – когда фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя при этом затраты, что в конечном счете отражается на более низкой цене.
Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность и позволяют привлекать определенные типы работников, однако, данный вид плана должен быть достаточно гибким. Для того, чтобы адекватно реагировать на изменения в окружающей среде. Процесс стратегического планирования включает 4 вида управленческих работ:
1) адаптация к внешней среде;
2) координирование операций внутри организации;
3) распределение ресурсов;
4) осознание организаторских стратегий, т.е. формирование мышления работников таким образом, чтобы они могли предвидеть возможные ошибки.
Миссия организации Миссия организации – это общая цель (причина существования). Остальные цели разрабатываются для ее достижения. Она детализирует статус фирмы, определяет рабочие принципы и ориентиры функционирования организации. Формулировка миссии должна содержать следующее: описание рабочей среды, в которой она функционирует, микроклимат организации, культуру, ценности.
|
|
Управленческое обследование организации – это методическая оценка функционально значимых областей, развития и функционирования организации, т.е. анализ ее сильных и слабых сторон. Рекомендуют обследовать следующие зоны:
1. Маркетинг (доля рынка, конкурентоспособность), разнообразие и качество ассортимента, рыночная статистика, разработка новых товаров и услуг, предпродажное и после предпродажное обслуживание.
2. Финансовые операции – их анализ предполагает ответы на следующие вопросы:
Ä Каков наш доступ к сырью?
Ä Можем ли мы производить дешевле, чем у конкурентов?
Ä От скольких поставок мы зависим?
Ä Современно ли наше оборудование?
3. Культура и образ корпорации (создается с помощью СМИ, формировании имиджа, отношением администрации к рабочим).
4. Человеческие ресурсы – предполагают оценку и анализ микроклимата группы, формирование различных программ преодоления конфликтов, стресса, систем мотивации.
Анализ стратегических альтернатив Выделяются:
1. Ограниченный рост – при этом цели устанавливаются от достигнутого с поправками, на инфляцию, применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением; это самый удобный, легкий и не рискованный способ действий, т.к. руководство полагает, что если организация была
прибыльной в прошлом, такой она останется и в настоящем.
2. Стратегия роста – ежегодное повышение цели над уровнем показателей прошлого года. Ее придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации продукции, для того чтобы покинуть рынки, находящиеся в стогнации.
3. Стратегия сокращенного роста – выбирается реже всего, иногда называется стратегией последнего средства. Уровень цели устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Может иметь несколько вариантов:
- Ликвидация;
- Отсечение лишнего;
- Сокращение;
- Переориентация;
- Комбинированная стратегия.
Выбор стратегии – имеет целью выбор такой стратегии, которая позволит максимально эффективно достичь цели организации. Высшее руководство должно иметь четкую разделенную всеми программу действий. На выбор стратегий влияют:
ü Риск
ü Реакция владельцев
ü Традиции
ü Факторы времени
Реализация и оценка стратегий дает основу для запуска очередного цикла планирования. Основными компонентами процесса стратегического планирования являются:
· Политика
· Процедуры
· Тактика
· Правила