Анализ финансового состояния предприятия – это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел на предприятии в результате оценки его деятельности на определенном интервале времени.
Цель финансового анализа заключается в получении информации о финансовом положении предприятия, его платежеспособности и доходности.
Источниками анализа финансового состояния предприятия являются основные формы финансовой отчетности, а также сведения из бухгалтерского учета.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет получить представление об экономическом потенциале и перспективах его изменения на основе использования определенного числа финансовых показателей. Степень детальности такого представления и количество применяемых финансовых показателей зависят от аналитических потребностей. В данном контексте предусматривается использование двух основных форм финансового анализа – экспресс–анализа и детализированного анализа. Если перед финансовым менеджером стоит задача относительно поверхностной оценки финансового состояния для быстрого принятия решения, то проводится экспресс-анализ, предполагающий использование небольшого числа агрегированных финансовых показателей (например, анализ баланса проводится на основе итоговых данных по его основным разделам). В тех случаях, когда руководство предприятия требует от финансового менеджера предоставления рекомендаций на основе углубленного исследования финансовой деятельности, осуществляется детализированный анализ, предусматривающий расчет и анализ всех возможных показателей. На рис.3 отмечены сильные и слабые стороны перечисленных форм анализа.
|
|
ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ | ДЕТАЛИЗИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ | |
ПРЕИМУЩЕСТВА | Оперативность, легкость расчетов | Высокая степень достоверности результатов |
НЕДОСТАТКИ | Меньшая степень достоверности результатов | Большая трудоемкость и продолжительность расчетов |
Рис.3. Преимущества и недостатки основных форм финансового анализа
В целом анализ финансового состояния предприятия состоит из 4 основных этапов:
1. Сбор и подготовка исходных данных (из финансовой отчетности прошлых периодов, статистики, с помощью интервьюирования экспертов).
2. Аналитическая обработка данных.
3. Интерпретация полученных результатов.
4. Принятие управленческих решений на основе итогов анализа.
В зависимости от субъектов (пользователей) анализа финансового состояния предприятия он может разделиться на 2 вида: внутренний управленческий и внешний. Внутренний анализ проводится в интересах руководства предприятия и его менеджеров для своевременного выявления и предотвращения угрозы финансовой несостоятельности, банкротства, принятия мер по повышению эффективности деятельности, улучшению управления финансами. Внутренний анализ проводится на основе данных финансового учета и оперативной бухгалтерской отчетности.
|
|
Внешний анализ финансового состояния проводится на основе данных публичной бухгалтерской отчетности. В результате такого анализа обосновывается целесообразность установления деловых связей, инвестирования, кредитования, уточняются условия договоров и проведения расчетов по ним и т.д.
Для решения задач анализа финансового состояния предприятия используются следующие методы:
1. Горизонтальный (сравнение каждой позиции отчетности предприятия с предыдущим периодом или плановым значением).
2. Вертикальный (определение структуры итоговых финансовых показателей и влияния каждой позиции отчетности на такие результаты как итог баланса, выручка от продажи и др.)
3. Трендовый (сравнение позиций отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тенденции соответствующих показателей и прогнозирование возможных значений в будущем).
4. Финансовых коэффициентов (определение относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансового состояния и их оценка в результате сопоставления с рекомендуемым в отечественной и мировой практике, среднеотраслевыми и иными значениями).
5. Сравнительный (сравнение показателей деятельности предприятия с показателями конкурентов).
6. Факторный (оценки влияния различных факторов на обобщающие показатели).
7. Комплексный (сравнение интегральных комплексных оценок предприятия с оценками других предприятия отрасли, ранжирование предприятий).