1.Тема: Нервно-психическое развитие детей (НПР). Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ) и школу
2.Цель:
Студент должен знать:
· морфо-функциональные особенности нервной системы детей разного возраста;
· показатели НПР детей разного возраста, их динамику
· методы оценки НПР детей
· факторы, влияющие на НПР
· элементы воспитания (физическое, нравственное, эстетическое, умственное)
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска, влияющих на нервно-психическое развитие ребенка;
· оценить НПР детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях
· подобрать игрушки для детей разного возраста
3. Вопросы для самоподготовки
1. Морфологические особенности головного мозга в возрастном аспекте: особенности головного мозга у новорожденных; число нервных клеток головного мозга у новорожденных по сравнению со взрослым; особенности кровоснабжения мозга и отток крови у детей раннего возраста; проницаемость гематоэнцефалического барьера у детей.
2. Порядок миелинизации различных путей в центральной нервной системе.
3. Темп увеличения массы и размеров спинного мозга по сравнению с головным мозгом.
4. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости.
5. Закономерности формирования двигательной активности детей (развитие статики и моторики).
6. Условно-рефлекторная деятельность, развитие эмоций.
7. Этапы развития речи (гуление и лепет – сенсорная речь – моторная речь).
8. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, их динамика: (зрительный анализатор (Аз); слуховой анализатор (Ас); эмоции (Э); движения общие (До); движения руки и действия с предметами (Др); речь активная (Ра); понимание речи (Рп); навыки и умения в процессах (Н).
9. Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, их динамика: (сенсорное развитие, движения, игра и действия с предметами, активная речь, навыки).
10. Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни.
11. Показатели НПР детей старше 3-х лет, их динамика: мышление и речь, внимание и память, социальные контакты, моторика, нервно-психическое здоровье (вегетативный статус, эмоциональный статус, психомоторная стабильность, особенности личности).
12. Оценка НПР детей старше 3-х лет.
13. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие: генетические, гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная родовая травма, вскармливание на первом году жизни, нейроинфекции, воспитание.
14. Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)
15.Критерии готовности ребенка к обучению в школе.
4.Основные понятия темы: нервно-психическое развитие, дети, статика, моторика, эмоции, гуление, лепет, сенсорная речь, моторная речь, анализаторы, сенсорное развитие, навыки, игровая деятельность, мышление, память, внимание, социальные контакты, вегетативный статус, особенности личности, факторы НПР.
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант». 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Нервно-психическое развитие детей: учебное пособие для студентов. – Оренбург, 2011. – 43с.
Дополнительная:
1.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд, доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009, 2011. – 416 с.
2. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003.-352 с
3.Участковый педиатр: Справочное руководство / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. – 3-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 313 с.
4. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие под ред. А.С. Калмыковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.
6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
- Работа с учебной литературой
- Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
- Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях по характеристике показателей НПР детей разного возраста и группам НПР детей раннего возраста.
- Составление конспекта по критериям готовности детей к обучению в школе
- Написание рефератов, подготовка реферативных сообщений