Традиционно под стивидорной работой подразумевают операции по погрузке груза и его выгрузке, размещение и укладку груза в транспортном средстве, чтобы обеспечить не только сохранность, безопасность перевозки груза, но и исполнение самой перевозочной операции - рейса судна, пробега вагона, автомобиля, трейлера с грузом и т.д. К этим работам относят также ряд манипуляций с грузами на терминале (на берегу), в складе, перевалку груза с одного вида транспорта на другой, взвешивание груза, его сортировку и т.п.
Основным документом, регулирующим правоотношения между перевозчиком и стивидорной компанией, является стивидорный контракт. В нем определяются все коммерческие условия между стивидором и перевозчиком, основными из которых являются сроки проведения грузовых работ или нормы погрузки-разгрузки и их стоимость. В большинстве крупных портов мира используются типовые проформы стивидорных контрактов – «Общие условия работы стивидоров, разработанные ассоциациями портовых стивидоров». Однако некоторые пункты типовых контрактов сторонами принимаются в обязательном порядке. К таким можно отнести обязанность оплаты работ перевозчиком в течение продолжительного срока (как правило, в течение 14 дней); ответственность стивидора за ущерб перевозочному средству или грузу.
|
|
Самым тщательным образом нужно перечислить обязанности стивидора по контракту. Стивидорная ставка должна охватывать возможно более полный перечень выполняемых операций, поскольку за операции, которые останутся не включенными в перечень работ, стивидор может требовать дополнительную плату.
Согласно [17], в договоре со стивидорной компанией должны быть согласованы следующие позиции:
- ставка за перевалку грузов (с учетом скидок за объем перевалки) - раздельно для прямого и складского вариантов;
- работы, включенные в тарифную ставку;
- ставки на работы, выполняемые за особую плату;
- валовая интенсивность грузовых работы и обязательство порта компенсировать доказанные убытки Клиента в случае, если из-за невыполнения портом согласованных норм Экспедитор оплатил штраф за простой вагонов /автомашин или демередж за простой судна;
- система взаимной информации до подхода судна;
- обязательство порта, что если судну, прибывшему в согласованные сроки, не будет предоставлен причал, то все время ожидания причала учитывается при расчете выполнения портом договорных норм обработки судов;
- складская площадь (открытая, закрытая), которую стивидор предоставит Клиенту для хранения груза;
- количество суток бесплатного хранения и ставка за хранение (в сутки) за последующий период.
|
|
В приложениях (аддендумах) к стивидорным контрактам оговариваются такие условия, как:
- оплата простоев грузчиков по вине перевозчика;
- оплата работ бригад в сверхурочные часы, в обеденный перерыв, а также в выходные и праздничные дни;
- база тарифа: весовая тонна, объемная тонна (кубометр, стандарт и др.);
- одно грузовое место (автомашина, контейнер и др.);
- правила обмера грузовых мест;
- изменение размера ставки в зависимости от размера переводного средства (размеров судна);
- повышенные ставки за тяжеловесность груза и надбавки за достижение традиционного веса подъема;
- крановые расходы, если они не входят в стивидорную ставку;
- обработка подмоченных, грязных и обгорелых мест; накладные расходы - обычно 5-15%.
Все грузы делятся на 7 классов. По способам перевозки и перегрузки различают генеральные грузы, массовые и особорежимные [26].
К генеральным относятся различные штучные грузы в упаковке или без нее, принимаемые к перевозке по счету грузовых мест, в том числе по размерам: обычные, длинномерные (длиной свыше 3 м) и негабаритные; по массе: легковесные и тяжеловесные (массой свыше 5 т).
Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, в том числе: наливные, навалочные, лесные.
Категорию особорежимных грузов составляют: опасные грузы, скоропортящиеся, живой груз и сырые животноводческие продукты [32].
Тальманское обслуживание включает счет груза при погрузке в транспортное средство (в судно) и выгрузке из транспортного средства (из судна). Обычно, кроме счета груза, тальманы ведут ряд сопутствующих операций: проверку состояния грузовых мест, качества упаковки, маркировки (соответствие маркировки данным грузовых документов). Они информируют агента обо всех повреждениях груза и других обнаруженных нарушениях и отступлениях от транспортных условий контракта и грузовых документов. Тальманские фирмы производят обмер грузовых мест на причале и складе. В крупных зарубежных портах существуют организации так называемых присяжных тальманов – «присяжных весовщиков», счет которых принимается при разборе претензий и исков.
Выполнение тальманских услуг оформляется контрактом между перевозчиком и тальманской фирмой с повременной или сдельной оплатой (за работу одного тальмана в час или за единицу груза).
По окончании смены тальманская расписка - грузовой документ с приложенными к отвесам склада путевыми листами, удостоверяющий количество груза и его состояние при приемке на судно или выгрузке с судна, передается экспедиторской группе причала для подготовки транспортных документов. Сертификат весовой, «отвес» - документ, подтверждающий массу груза.