Переход от конкретных мнемотехнических средств ( ния одних предметов с помощью других) к абстрактным (3 ние предметов с помощью знаков, рисунков, схем и т. п.)

2. Переход от механических к логическим средствам зап и воспроизведения материала.. "-1

Переход от внешних средств запоминания к внутре

Переход от использования уже готовых или известйЬЦ запоминания к новым, оригинальным, придуманным сами) нчющим.

' См.: Истомина 3. М. Развитие произвольного запоминания у дои Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М" 1981.

Следование этому ходу развития в совершенствовании средств ядоминания и воспроизведения обеспечивает постепенное формиро-адие у ребенка опосредствованного и произвольного запоминания, дновременно развивая мнемотбхнические средства. То, что разви-це памяти у дошкольников по всем этим направлениям вполне воз-пно, показывают опыты, проведенные 3. М. Истоминой. Она уста-довила, что шести-семилетние дети даже в обычных условиях без пользования специального мнемотехнического обучения могут са-"остоятельно образовывать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей в памяти ребенка "дидетельствует характер воспроизведения им материала, в част-"ости тот факт, что при воспроизведении по памяти ребенок этого возраста может изменять порядок называния предметов, объединяя их по значению в смысловые группы. Рассмотрим в этой связи один показательный опыт. '

Детям разного возраста предлагается одинаковый материал с просьбой запомнить его двумя разными способами: непосредственно цли с помощью специальных вспомогательных мнемотехнических средств. Анализ приемов, которыми в этом случае пользуются дети для запоминания, показывает, что те из них, кто решает задачу с помощью вспомогательных средств, строят свои операции иначе, чем те, кто запоминает непосредственно. Для опосредствованного запоминания требуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумно распорядиться материалом, определенным образом его структурировать, т. е. не только память, но и развитое яышление.

' Следует иметь в виду один важный момент, отличающий обучаемость детей от обучаемости взрослых. Ребенок сравнительно легко усваивает материал лишь тогда, когда у него к этому материалу ямеется явно выраженный непосредственный познавательный или Потребительский интерес. Данное замечание касается и памяти. Ее развитее у детей дошкольного возраста от непроизвольной к произвольной и от непосредственной к опосредствованной будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в при-нении соответствующих средств запоминания, в сохранении и вос-Роизведении запоминаемого материала. Дошкольник, например, Сознает и выделяет мнемические цели только в том случае, если сталкивается с интересной для него задачей, которая требует дивного запоминания и припоминания. Это происходит, в частнос-' тогда, когда ребенок участвует в, игре, а цель что-то запомнить ретает для него реальный, конкретный и актуальный смысл, "дающий игровым интересам.

нейшим моментом перехода ребенка от непроизвольного к "больному запоминанию является выделение и принятие им мне-ой цели, т. е. формирование внутренней установки на запо- ие материала. Но это выступает только в качестве первого "а пути развития произвольной памяти. Далее должны быть "отаны сознательные приемы и средства запоминания, простейшим из которых является повторение материала. Необходимо тй1 позаботиться о том, чтобы ребенок научился использовать опреде ные стимулы-средства для припоминания.

Совершенствование произвольной памяти у детей связано с) менением в процессах запоминания и воспроизведения матеро мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщу установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшен мяти ребенка происходит одновременно с совершенствования умственной деятельности и в прямой зависимости от нее.

Если приступить к обучению ребенка пользованию мнемиче приемами до того, как у него появятся первые признаки произ ного запоминания в процессе естественного развития памя можно добиться того, что данный вид запоминания и воспрои ния материала начнет складываться у детей не к пяти-шести а раньше. Установлено, что при правильно организованном 061 можно добиться выраженного эффекта в развитии памяти младшем дошкольном возрасте, т. е. на полтора-два года р обычного. Однако для того чтобы это произошло, необходи> полнить ряд условий. На первом этапе обучения дети долж1 учиться сравнивать и соотносить друг с другом изучаемый мм формировать смысловые группировки на основе выделения ленных существенных признаков, научиться выполнять эти 01 при решении мнемических задач.

В свою очередь, формирование умения классифицировать ал также должно пройти три этапа: практический, речевой и стыо умственный. Показано, что в результате овладения пр группировки и классификации как познавательными дей< можно улучшить память детей младшего дошкольного воэр среднем и старшем дошкольном детстве такие дети уже впо-ЗД нанно, с успехом применяют подобного рода приемы приэК нии и воспроизведении материала, демонстрируя тем сам женную способность к произвольному запоминанию и в(дению материала.

Обсуждая вопросы развития памяти у детей, мы подои блеме мышления. Перспективы и пределы развития памяти ника, особенно в преддошкольные годы, в конечном счете его интеллектуальными возможностями. Если удается най управлению развитием мышления ребенка, то это означа< крываются возможности для совершенствования всех друг зна нательных процессов.

Поскольку важнейшей особенностью психологического ] человеческого интеллекта является наличие в нем внутре на действий, то на его становление и развитие в дошкси расте следует обратить особое внимание. Н. Н. Поддьяко>' что развитие внутреннего плана действия у детей дошколк раста проходит следующие этапы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: