Средства стимулирования обучения и воспитания детей

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от ции, т. е. от наличия значимых и действенных стимулов к у<" знаний, к формированию умений и навыков, к приобретение деленных личностных качеств. Наличие способностей не я) гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должноД вации он по собственной инициативе не будет включаться ни ную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мал(>1 вовать в тех видах человеческой социальной активности, 1 ведут за собой его психологическое развитие. В случае д< мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способ1 интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо мел чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие уЦ должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное ление ребенка к развитию, которое в конечном счете ста> личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках стоянном персональном росте и самосовершенствовании. Во и воспитании детей имеются значительные резервы, но на П{ они не полностью используются из-за недостаточной мо1

Причин такого состояния дел несколько. Во-первых, до> известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста С ными индивидуальными особенностями включаются в учение ние и оказываются заинтересованными в приобретении нов) ностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, стВ1 лыми и занявшись педагогической деятельностью, мы начинаем задумываться над мотивами учения детей, и это пр уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и мо) ко гадать о подлинных мотивах поведения детей. Нет никакой м

,цц того, что наши догадки верны и соответствуют действительности. ддолне может ыть, что мы приписываем детям то, чего у них на "дмом деле нет, ц не догадываемся о том, что для них действитель-"о значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспи-"днии. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-чет-дертых, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. 'По ой причине то, что вполне подходит для стимулирования учебных ц воспитательных интересов в одних ситуациях, может быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду все четыре названные воз-цожные причины изменения мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снимающие мотивацию.

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют развитие положительных свойств и особенностей психологии, а наказания предотвращают возникновение отрицательных. Если на практике применяются только поощрения, но игнорируются наказания, то у ребенка наряду с положительными качествами личности могут возникнуть и развиться-отрицательные. Если, напротив, учебно-воспитательный процесс строится в основном на базе наказаний, то это может привести к предотвращению появления у ребенка некоторых отрицательных свойств, но вместе с тем - и к недостаточному развитию важных положительных качеств. Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных.

Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний: поощрения служат Развитию положительных качеств, а наказания - исправлению, или коррекции, отрицательных. Соотношение между теми и другими на практике должно изменяться в зависимости от задач обучения и восстания. Если в ходе учебно-воспитательной работы возникает необходимость приложения усилий, направленных на формирование ложительных качеств личности, на приобретение новых знаний, ений и навыков, то предпочтение следует отдавать поощрениям, а Указания сводить к минимуму. Если, напротив, задача связана исправлением имеющихся недостатков, в особенности таких, ко-Рые ребенок не осознает или не желает исправлять, более того - Ротивляется этому, то вполне допустимою разумно примене- наказаний. Однако при низкой самооценке, при неуверенности енка в себе и неверии в успех в системе стимулов должны доми-Ровать поощрения. При завышенной самооценке, чрезмерной самоценности, напротив, следует пользоваться наказаниями.

Соотношение между ними может меняться с возрастом в симости от претензий ребенка на самостоятельность. Чем болыЙ ких претензий, тем строже должны быть наказания за нед ки, допущенные ребенком по своей воле и сознательно контрац мые им. Поскольку в действительности наибольшие претензии-мостоятельность проявляются у детей в подростковом возраст сольку обращение с ними в эти годы может быть наиболее ст

Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим'1 свойства поощрения и наказания: хорошая отметка являет ощрением, а плохая-наказанием. Надо иметь в виду, что к значения отметок не всегда обладают той стимулирующей 1 которую имеют средние по величине оценки. Например, А стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, 3, а не 2 или 1. Поэтому, получив пятерку, ребенок частиц жет утратить смысл дальнейшего совершенствования своеЙ1 так как выше пятерки в наших условиях, при пятибалльной ной системе, все равно не получишь. Если же ученик получи ку 4, то у него еще есть шанс и возможность добиться бок в данном случае отличной оценки. Слишком низкая оценка,! мер единица, уничтожает стремление ребенка к улучшена" результатов, так как такую оценку трудно исправить и и скажем, 5. Обычно учителя не ставят высших оценок тем,: сем недавно учился на <неудовлетворительно>. Тройка же су> но воспринимается как такая оценка, после которой вполй добиться отличной успеваемости, если.постараться.

Оптимальным является тот случай, когда оценка, пой! по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той1 обычно по данному предмету имеет ребенок. Еслиранй основном получал тройки или четверки, то наибольшей стИЙ) щей силой для Него, соответственно, станут обладать и 5, а наибольшей негативной силой, вызывающей непр1 реживания и стремление исправить сложившееся положе оценк 2 и.3. -

В системе стимулирования детей наблюдается явле> ния реакции, суть которого состоит в том, что слишю использование одних и тех же положительных или отрви стимулов ведет к постепенной утрате их мотивирующей пример, чрезмерно частые поощрения детей в форме выи нок со временем перестают действовать на них столь же с они действовали вначале. С другой стороны, постоянное низких оценок в конечном счете начинает воспринимать ком с гораздо меньшими эмоциональными переживания было вначале, и утрачивает сйое мотивирующее воздей никает необходимость время от времени менять характе тельных и отрицательных стимулов, варьировать их для и поддержания правильной реакции на них.

Стимулирование учебной и воспитательной деятель> должно иметь комплексный характер, включать в себя

образных побудителей, каждый из которых применяется не часто и зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка данный момент времени являются актуальными. Комплексность симулирования означает одновременное использование различ- стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических. Органические - это стиму-. связанные с удовлетворением органических потребностей ребен-,д (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное и т. п.). Мате-"удльные стимулы связаны с приобретением в собственное пользо-диие каких-либо привлекательных, интересных и желательных для бенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам рсбен-а и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их щслу можно отнести удовольствие, получаемое от сознания выпол-юнного долга, от оказания помощи другим людям, от соответ-гвия совершенных поступков высоким нравственным целям и цен-юстям. Социально-психологические стимулы содержат в себе моти-ц, связанные с системой человеческих отношений. В их число вклю-кны те, которые ориентированы на повышение внимания к че-ювеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой или и т.п. Индивидуальные стимулы содержат в себе нечто весьма цчное, существенное для данного человека, имеющее для него юбенное значение.

Комплексность мотивации учебно-воспитательного процесса пред магат поиск и варьирование стимулов деятельности каждо-0 ребёнка, включение в их число органических, материальных, оральных, индивидуальных, социально-психологических и других 13МОЖНЫХ стимулов, положительно влияющих на усвоение знаний,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: