Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.
Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы диагностики и лечения. В настоящее время многие биофизические методы широко используются в диагностике различных заболеваний, для выяснения механизма действия лекарственных препаратов, для контроля при лечении. Знание теоретических основ этих методов необходимо для осознанной и объективной интерпретации данных клинико-диагностических и лечебных мероприятий. Диагностическая и лечебная тактика врача во многом зависят от данных, которые могут быть получены с помощью приборов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.
2.2 Цель дисциплины:
«Биофизика» играет большую роль в формировании активной мировоззренческой позиции студентов. Преподавание биофизики в высших учебных заведениях ставит перед высшей медицинской школой новые задачи, связанные с достижениями современной науки и практики, фармации и медицины.
2.3 Задачи обучения:
· определить практически важные достижения биофизики для решения задач медико-биологических исследований;
· обеспечить теоретическую базу для изучения медико-биологических и профильных дисциплин;
· демонстрировать знания основ биофизических методов, применяемых в медико-биологических, клинических, гигиенических и эпидемиологических исследованиях;
· использовать физико-химические законы для объяснения процессов, протекающих в организме человека;
· сформировать у студентов логическое мышление, умение строить обоснованные суждения и умозаключения.
2.4 Конечные результаты обучения:
Дублинские дескрипторы | Конечные результаты обучения: |
А. Формирование когнитивного компонента (знания): | 1. физико-химические строения мембранных структур и механизмы их функционирования; 2. биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану; 3. физическая характеристика информации на выходе прибора применяемых в фармации; 4. общие биофизические закономерности процессов протекающих в организме; 5. свойства некоторых биологических тканей и жидкостей. |
В. Формирование практических навыков: | 1. выполнение и проверка результатов лабораторных работ, семинары, решение ситуационных задач применяемых при различных биофизических исследованиях: микроскопирование биологических объектов, технические средства медицинской интроскопии, ФЭК. 2. проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях; 3. производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств; 4. измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов. |
С. Формирование коммунактивных навыков: | 1. Развитие коммуникативных навыков при объяснении процессов, протекающих в организме человека. 2. Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий при получений и анализа ЭКГ, наложения электродов, определение скорости движения ленты. 3. Проверка результатов по анализу ЭКГ. |
D. Правовые компетенции: | 1. Формирование правовой компетенции: знание и освоение правил техники безопасности, соблюдение ТБ при работе с приборами, с аппаратурой и правила гигиены при работе с пневмографом и со спирометром и т.д. |
Е. Компетенции неперерывного обучения и самообразования: | 1. Формирование навыков к самостоятельной работе студентов. 2. Приобретение научно-исследовательских навыков. 3. Умение самостоятельно делать соответствующие выводы по заданным тематикам. |
2.5 Пререквизиты дисциплины:
Физика, биология, химия, математика.
2.6 Постреквизиты:
Нормальная физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия.
Тематический план лекции, практических занятий, СРСП и СРС
Специаль-ность | Общее количество часов | Всего аудиторных | СРСП | СРС | |
фармация | Лекции | Практ. занятия | |||
2 кредита |
Тематический план лекции
№ | Наименование темы занятия | Метод провед. | Кол-во часов |
1. | Термодинамика биологических систем. | Обзорная лекция | |
2. | Основные гидродинамические закономерности движения крови по сосудам. | Обзорная лекция | |
3. | Биологические мембраны. Пассивный и активный транспорт. | Обзорная лекция | |
4. | Понятие электровозбудимости. Потенциалы покоя и действия и их молекулярные механизмы. | Обзорная лекция | |
5. | Квантовая биофизика. Закономерности поглощения света. | Обзорная лекция | |
6. | Всего лекций: |
Тематический план практических занятий
№ | Тема | Форма контроля | Часы |
1. | Техника безопасности при работе с медицинской аппаратурой. | Устный опрос | |
2. | Исследование сил поверхностного натяжения. | Устный опрос | |
3. | Определение вязкости капиллярным вискозиметром. | Устный опрос | |
4. | Устройство и принцип работы спектрофотометров. | Устный опрос | |
5. | Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики. Фотоэлектрокаллориметр. | Устный опрос | |
6. | Рубежный контроль 1. Квантовая биофизика. Биофизика мембран и электровозбудимых тканей. Методы исследования кровообращения. Интегральная и регионарная реография. | Коллоквиум, тестирование и устный опрос | |
7. | Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. | Устный опрос | |
8. | Терапевтическая техника, основанная на применении ВЧ, СВЧ и УВЧ токов. | Устный опрос | |
9. | Медицинские низкочастотные приборы и аппараты | Устный опрос | |
10. | Специальные приемы микроскопии биологических объектов. | Устный опрос | |
11. | Рубежный контроль 2. Классификация медицинских приборов и аппаратов. Электрокардиография. Приборы для механокардиографии. | Коллоквиум, тестирование и устный опрос | |
12. | Математическая модель ССС. | Устный опрос | |
13. | Устройство, принцип работы электрокардиографа. | Устный опрос | |
14. | Построение электрической оси сердца в треугольнике Эйнтховена. | Семинар | |
15. | Рубежный контроль 3. Итоговый рубежный контроль. Итоговое занятие. | Коллоквиум, тестирование и устный опрос | |
16. | Всего: |
Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)
№ | Тема | Форма провед. | Часы |
1. | Смачивание и несмачивание. Формула Лапласа. Газовая эмболия. | Семинар | |
2. | Формула Пуазейля. Закон Стокса | Семинар | |
3. | Применение электродов и датчиков при снятия медико-биологических информации. | Семинар | |
4. | Методы измерения электропроводимости. | Семинар | |
5. | Основные понятия термодинамики. Первое и второе начало термодинамики. Энтропия. | Семинар | |
6. | Тепловое излучение тел. Характеристики и законы теплового излучения. | Семинар | |
7. | Люминесценция. Люминесцетный анализ и их применение в фармации. | Семинар | |
8. | Основные виды и стадии фотобиологических процессов. | Семинар | |
9. | Рефрактометрия. | Семинар | |
10. | Поляризация света биосистемами. | ||
11. | Всего: |
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Формы выполнения | Форма контроля | Кол-во часов |
1. | Основные группы медицинских приборов и аппаратов | Реферат, презентация, составление, задач, тестов | Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле. | |
2. | Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. | Реферат, презентация, составление, задач, тестов | Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле. | |
3. | Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. | Реферат, презентация, составление, задач, тестов | Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле. | |
4. | Электрическая активность центральной нервной системы. Электроэнцефалография. | Реферат, презентация, составление, задач, тестов | Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле. | |
5. | Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. | Реферат, презентация, составление, задач, тестов | Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле. | |
Итого |