Введение. Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики

Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук - физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.

Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы диагностики и лечения. В настоящее время многие биофизические методы широко используются в диагностике различных заболеваний, для выяснения механизма действия лекарственных препаратов, для контроля при лечении. Знание теоретических основ этих методов необходимо для осознанной и объективной интерпретации данных клинико-диагностических и лечебных мероприятий. Диагностическая и лечебная тактика врача во многом зависят от данных, которые могут быть получены с помощью приборов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследователь знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.

2.2 Цель дисциплины:

«Биофизика» играет большую роль в формировании активной мировоззренческой позиции студентов. Преподавание биофизики в высших учебных заведениях ставит перед высшей медицинской школой новые задачи, связанные с достижениями современной науки и практики, фармации и медицины.

2.3 Задачи обучения:

· определить практически важные достижения биофизики для решения задач медико-биологических исследований;

· обеспечить теоретическую базу для изучения медико-биологических и профильных дисциплин;

· демонстрировать знания основ биофизических методов, применяемых в медико-биологических, клинических, гигиенических и эпидемиологических исследованиях;

· использовать физико-химические законы для объяснения процессов, протекающих в организме человека;

· сформировать у студентов логическое мышление, умение строить обоснованные суждения и умозаключения.

2.4 Конечные результаты обучения:

Дублинские дескрипторы Конечные результаты обучения:
А. Формирование когнитивного компонента (знания): 1. физико-химические строения мембранных структур и механизмы их функционирования; 2. биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану; 3. физическая характеристика информации на выходе прибора применяемых в фармации; 4. общие биофизические закономерности процессов протекающих в организме; 5. свойства некоторых биологических тканей и жидкостей.
В. Формирование практических навыков: 1. выполнение и проверка результатов лабораторных работ, семинары, решение ситуационных задач применяемых при различных биофизических исследованиях: микроскопирование биологических объектов, технические средства медицинской интроскопии, ФЭК. 2. проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях; 3. производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств; 4. измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов.
С. Формирование коммунактивных навыков: 1. Развитие коммуникативных навыков при объяснении процессов, протекающих в организме человека. 2. Правильное объяснение в доступной форме специальных (профессиональных) терминов, понятий при получений и анализа ЭКГ, наложения электродов, определение скорости движения ленты. 3. Проверка результатов по анализу ЭКГ.
D. Правовые компетенции: 1. Формирование правовой компетенции: знание и освоение правил техники безопасности, соблюдение ТБ при работе с приборами, с аппаратурой и правила гигиены при работе с пневмографом и со спирометром и т.д.
Е. Компетенции неперерывного обучения и самообразования: 1. Формирование навыков к самостоятельной работе студентов. 2. Приобретение научно-исследовательских навыков. 3. Умение самостоятельно делать соответствующие выводы по заданным тематикам.

2.5 Пререквизиты дисциплины:

Физика, биология, химия, математика.

2.6 Постреквизиты:

Нормальная физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия.

Тематический план лекции, практических занятий, СРСП и СРС

Специаль-ность Общее количество часов Всего аудиторных СРСП СРС
фармация   Лекции Практ. занятия    
2 кредита          

Тематический план лекции

Наименование темы занятия Метод провед. Кол-во часов
1. Термодинамика биологических систем. Обзорная лекция  
2. Основные гидродинамические закономерности движения крови по сосудам. Обзорная лекция  
3. Биологические мембраны. Пассивный и активный транспорт. Обзорная лекция  
4. Понятие электровозбудимости. Потенциалы покоя и действия и их молекулярные механизмы. Обзорная лекция  
5. Квантовая биофизика. Закономерности поглощения света. Обзорная лекция  
6. Всего лекций:    

Тематический план практических занятий

Тема Форма контроля Часы
1. Техника безопасности при работе с медицинской аппаратурой. Устный опрос  
2. Исследование сил поверхностного натяжения. Устный опрос  
3. Определение вязкости капиллярным вискозиметром. Устный опрос  
4. Устройство и принцип работы спектрофотометров. Устный опрос  
5. Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики. Фотоэлектрокаллориметр. Устный опрос  
6. Рубежный контроль 1. Квантовая биофизика. Биофизика мембран и электровозбудимых тканей. Методы исследования кровообращения. Интегральная и регионарная реография. Коллоквиум, тестирование и устный опрос  
7. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. Устный опрос  
8. Терапевтическая техника, основанная на применении ВЧ, СВЧ и УВЧ токов. Устный опрос  
9. Медицинские низкочастотные приборы и аппараты Устный опрос  
10. Специальные приемы микроскопии биологических объектов. Устный опрос  
11. Рубежный контроль 2. Классификация медицинских приборов и аппаратов. Электрокардиография. Приборы для механокардиографии. Коллоквиум, тестирование и устный опрос  
12. Математическая модель ССС. Устный опрос  
13. Устройство, принцип работы электрокардиографа. Устный опрос  
14. Построение электрической оси сердца в треугольнике Эйнтховена. Семинар  
15. Рубежный контроль 3. Итоговый рубежный контроль. Итоговое занятие. Коллоквиум, тестирование и устный опрос  
16. Всего:    

Тематический план самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП)

Тема Форма провед. Часы
1. Смачивание и несмачивание. Формула Лапласа. Газовая эмболия. Семинар  
2. Формула Пуазейля. Закон Стокса Семинар  
3. Применение электродов и датчиков при снятия медико-биологических информации. Семинар  
4. Методы измерения электропроводимости. Семинар  
5. Основные понятия термодинамики. Первое и второе начало термодинамики. Энтропия. Семинар  
6. Тепловое излучение тел. Характеристики и законы теплового излучения. Семинар  
7. Люминесценция. Люминесцетный анализ и их применение в фармации. Семинар  
8. Основные виды и стадии фотобиологических процессов. Семинар  
9. Рефрактометрия. Семинар  
10. Поляризация света биосистемами.    
11. Всего:    

Тематический план СРС:

Наименование темы Формы выполнения Форма контроля Кол-во часов
1. Основные группы медицинских приборов и аппаратов Реферат, презентация, составление, задач, тестов Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле.  
2. Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. Реферат, презентация, составление, задач, тестов Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле.  
3. Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. Реферат, презентация, составление, задач, тестов Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле.  
4. Электрическая активность центральной нервной системы. Электроэнцефалография. Реферат, презентация, составление, задач, тестов Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле.  
5. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Реферат, презентация, составление, задач, тестов Проверка задания, защита и обсуждение реферата, опрос на текущем, рубежном и итоговом контроле.  
  Итого      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: